Проект «Крот и ёж»
проект

Лыжина Камила Куранбаевна

Если мы изучим образ жизни и среду обитания ежа и крота, то сможем найти ответ на вопрос: почему ёж впадает в спячку, а крот нет?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33

Пояснительная записка

Направление кейс-задания

«Экология животных»

Название проекта

«Крот и ёж»

Команда: «Крожики»,

дети подготовительной к школе группе:

Гладенков Александр Сергеевич;

Рычков Марк Андреевич;

Савинова Юлия Александровна;

Якимов Тимофей Александрович.

Денисова Диана Константиновна

Руководители проекта:

Рогожина Марина Алексеевна воспитатель МАДОУ № 33

Лыжина Камила Куранбаевна воспитатель МАДОУ № 33

Г. Североуральск

2023 г.

Введение: 

Организация исследовательских проектов служит средством комплексного решения образовательно-воспитательных задач в дошкольном образовательном учреждении, а также способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся дошкольного возраста, формирует самостоятельность и ответственность. 

Данный проект позволит в условиях воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении углубить знания обучающихся о диких животных – кроте и еже, применить приобретенные знания в практической деятельности, развивая при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности обучающихся. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений обучающихся, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечит выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Крот и ёж» предоставит большие возможности для творчества, позволит приблизить обучение к жизни, развивая активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество обучающихся и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы обучающихся в различных видах деятельности;
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  • приобщение обучающихся к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования:
  • учёт этнокультурной ситуации развития обучающихся.

Актуальность: 

Ежик с грибом или яблоком на колючках – классика советских мультфильмов, детских книг, а крот ассоциируются лишь с регулярными повреждениями различных корнеплодов и рытьём ходов под землёй. Многие взрослые и обучающиеся в недостаточной степени имеют представление об образе жизни ежей и кротов, им было бы интересно узнать о повадках, питании, жилищах, как готовятся к зиме, и как зимуют.

Гипотеза: Если мы изучим образ жизни и среду обитания ежа и крота, то сможем найти ответ на вопрос: почему ёж впадает в спячку, а крот нет.

Объект исследования – познавательных и творческих способностей обучающихся.

Предмет исследования - образ жизни крота и ежа.

Цель проекта: 

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся посредством изучения и исследования образа жизни крота и ежа.

Задачи проекта:

Образовательные: 

  • Продолжать формировать представления о диких видах животных (ежах и кротах), систематизировать представления о месте обитания животных, способах добывания пищи, выращивании детенышей, способах защиты, повадках, зимовке;
  • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью животных и окружающей среды в сезонных изменениях.
  • Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь;

Развивающие:

- Развивать элементы экологического сознания.

- Развивать память, мышление, внимание, воображение, творческие умения и       способности.

Воспитательные: 

  • Воспитывать осознание экологической и моральной ответственности перед каждым живым существом;
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим, формировать умение слушать собеседника, формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;
  • Воспитывать экологическое грамотное поведение в природе.

Основные виды деятельности:

  • Игровая
  • Продуктивная
  • Художественно – эстетическая
  • Познавательно – исследовательская
  • Коммуникативная
  • Работа с родителями

Применяемые технологии:

  • Проектной деятельности
  • Игровая
  • Информационно – коммуникативная
  • Технология экологического воспитания
  • Элементы технологии развивающего обучения

Методы и приёмы

  • Игровые
  • Наглядные
  • Словесные
  • Наблюдения

Прогнозируемый результат проекта:

Познавательное развитие:

  •  расширение знаний о ежах и кротах, их внешнем виде, повадках, питании;

Речевое развитие:

  • активизация и обогащение словарного запаса обучающихся по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

Социально-коммуникативное развитие:

  • обогащение социального опыта обучающихся через различные виды деятельности;

Художественно - эстетическое развитие:

  • достижение положительного эмоционального настроя обучающихся;

Физическое развитие:

  • повышение эмоционального, психологического, физического благополучия обучающихся;
  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту.

Формы взаимодействия с детьми:

  • Непрерывная образовательная деятельность;
  • Виртуальная экскурсия в лес;
  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы, ситуативные разговоры;
  • Слушание музыки;
  • Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные)
  • Просмотр презентаций
  • Заучивание загадок и стихов о еже и кроте;

Формы взаимодействия с родителями:

  • Консультация для родителей «Ежик в доме»
  • Подбор загадок и стихов о еже и кроте;
  • Памятка для родителей «Правда и мифы про ежа и крота»;
  • Памятка «Правила безопасного поведения в лесу»
  •  Памятки для родителей «Спаси ёжика» (батарейки)
  • Акция «Спаси ёжика» (сбор использованных батареек)

Этапы реализации проекта

Планирование этапов деятельности

Мероприятия

Цель

Результат

Подготовительный этап

1. Постановка проблемных вопросов:

  • Что мы знаем о еже и кроте?
  • Что мы хотим узнать?
  •  Что нужно сделать, чтобы узнать?

2. Поиск информации.

3. Определение цели и задач проекта

4. Составление плана работы.

5. Выявление предварительных знаний обучающихся по теме проекта.

Найти ответы на возникшие вопросы.

Обсуждение вопросов с родителями, сверстниками, воспитателями.

Сбор информации:

Просмотр иллюстраций по данной теме, мультипликационных фильмов, познавательные фильмы.

Чтение энциклопедии, детской литературы, изучение интернет  -ресурсов.

Результат:

  • обозначена цель исследования;
  • составлен план действий

«Что нужно сделать, чтобы найти ответ».

Основной этап

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное – развитие

НОД «Жизнь диких животных в лесу»;

Беседа «Из жизни ежей и кротов»;

Дидактические игры «Угадай кто я?», «Кто где живет?», «Угадай по тени», «Наоборот», «Что было бы если бы из леса исчезли ..?»; (отряд насекомоядных);

Игры лабиринты: «Проводи ежа, крота в лес», «Повтори путь по образцу, по памяти» цифровой лабиринт «Накорми ежа, крота»

Просмотр презентации «Ёж и крот»

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомоядных: ежей, кротов, выхухоль, землеройка.

Экспериментирование «Как видит крот!» (очки с заклеенными линзами)

Отгадывание загадок про ежа и крота.

Речевое развитие

НОД «Составление описательного рассказа про ежа и крота»;

Беседа «Интересные факты о ежах и кротах»,

 «Мифы о ежах и кротах».

Речевые игры

Игра "Четвёртый лишний?"

Игра "Мама потерялась"

Игра «Чей хвост?»

Игра «Мой – моя – мое - мои»

Игра «Скажи иначе»

Чтение художественной литературы

Ю. Веселова «Крот вопрос ищет дом» И.Соколов-Микитов «Ёж», Д.Хармс «Храбрый ёж», Б.Гримм «Заяц и ёж»,Е.Афраймович «Как ёжик стал колючим», В.Сутеев «Яблоко», Л.Толстой «Ёж», Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»,  Зденек Милер , Эдуард Петишка, Гана Доскочилова,«Приключения Кротика», «Кротик и его друзья», «Крот и автомобиль» и т.д. Белорусская народная сказка «Пых»

Загадки, пословицы, поговорки о еже и кроте;

Разучивание стихов про ежа и крота;

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в лес», «Подарки для ежа и крота», «Зоопарк», «Строим дом для ёжика»; «Строим подземный ход для крота»;

Д/игры «Кто чем питается?», «Узнай по контуру»,

«Разложи по порядку», «Какие животные спрятались на картинке»

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Ежики» « Кроты» (лепка);

НОД «Рисуем ёжику и кроту друзей» (рисование);

НОД «Ёжик из ладошек», (аппликация);

Прослушивание песен «Про ежа»;

Физическое развитие

Динамическая пауза «Ежик на тропинке»

Утренняя гимнастика «Кротик»

Пальчиковая гимнастика: «Ёжики»;

Физкультминутки «Ёж»;

Дыхательная гимнастика «Подуй-ка на листок»;

Подвижная игра «Ёжик и лиса», «Ёжик в лесу»

Заключительный этап

Мероприятия

Цель

Результат

Представление результатов исследования.

Презентация проекта.

Продуктов проектной деятельности.

Подвести итоги, поделиться информацией с обучающимися и взрослыми.

. •        Дети имеют представление о строении диких животных, способах передвижения, их разнообразии.

•        У детей развит познавательный интерес к диким животным.

•        Развито умение сравнивать и анализировать.

•        Владеют понятиями «Насекомоядные».

•        Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

•        Овладели расширенным словарным запасом.

•        У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе.

•        Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Дикие животные нашего края».

•        Повысился интерес родителей к жизни детского сада.

Вывод:

1. Мы узнали что ёж и крот представители одного отряда насекомоядных и рацион у них один и тот же.

2. Но ёж обитает на поверхности земли, где в зимнее время все насекомые отсутствуют.

3. Зимой ёжу есть нечего он вынужден ложиться в спячку.

4. А крот живет под землёй, где благодаря прорытым кормовым ходам, имеет возможность охотиться круглый год. Кроме того кроты создают некоторые запасы на чёрный день

Продукт проектной деятельности:

  •  Памятки для родителей «Спаси ёжика» (батарейки)
  •  Акция «Спаси ёжика» (сбор использованных батареек)
  •  Выставка художественного творчества детей: ежи и кроты
  •  Выставка детской литературы
  •  Коллекция ежей.
  •  Разработка конспекта НОД;
  •  Макет «Подземный ход крота»
  •   Макет «Ёж готовится к зиме»
  •   Игры – лабиринты.
  •   Лэпбуки «Крот» «Ёж»
  •   Презентация фильма театрализованной постановки «Необычная встреча»
  • Презентация

Заключение

В ходе реализации проекта обучающиеся с интересом принимали участие в проекте, предлагали свои ответы и предположения во время исследования, опытов, готовили сообщения, учили стихи, загадки, сами составляли загадки. Во время  проведения экспериментальной деятельности обучающиеся на своём опыте ощущали вкус, запах, ситуацию видимости ограничения собственных возможностей.

Обучающиеся были увлечены различными видами деятельности по теме, развивались их творческие способности. Совместно созданы лэпбуки «Крот» и «Еж» которые позволили закрепить и систематизировать свои знания о ежах и кротах, с удовольствием делились своими впечатлениями с родителями и со сверстниками.

Совершенствовалось умение устанавливать причинно-следственные связи в

 окружающем мире, возрос познавательный интерес. Расширился и активизировался словарный запас.

Найден ответ на выдвинутую гипотезу. Всё просто – образ жизни и среда обитания у ежа и крота разные. Крот подземный житель, там тепло и зимой, земляные черви и личинки насекомых попадаются. Ёж охотится на поверхности. Зимой для него там нет добычи. Вот, и вынужден ёж искать на зиму тёплое убежище. При изготовлении макетов, обучающиеся наглядно в этом убедились.

 Родители высказали положительные отзывы о проделанной работе, отметили заинтересованность детей, повышение их уровня самостоятельности и чувства уверенности, ответственности в себе.

Проводимая работа объединяла педагогов, обучающихся и родителей.

Литература

  1. Познавательное развитие дошкольников. Методические рекомендации./ Авт.-сост. Е.В. Рындина – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  2. Рыжова Л. В. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста (6—7 лет). Конспекты занятий. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 192 с.
  3. Воронкевич О. А. В75 «Добро пожаловать в экологию!» Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками 2. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 — 368 с.
  4. Беседы по картинке: Времена года (худ. Дукк И.Ф.) Изд. 2-е, перераб. Серия: Библиотека программы «Детство» Гусарова Надежда, 2005 г., Изд.: Детство-пресс.
  5. Добро пожаловать в экологи! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Подготовительная группа. Часть 1 Воронкевич Ольга, 2010 г., Изд.: Детство-пресс.
  6. Добро пожаловать в экологи! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Подготовительная группа. Часть 2 Воронкевич Ольга, 2010 г., Изд.: Детство-пресс.
  7. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации. / Авт.-сост. Е.В.Рындина – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  8. Интересные факты о ежах и кротах. https://national-travel.ru/interesnye-fakty-o-ezhah
  9. Загадки про ёжика https://mama66.ru/zagadki/pro-ezha
  10. Загадки про крота https://2karandasha.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного утренника в детском саду с участием главной Феи, Волшебника, Дюдюки, Недоучки, Ласточки, Кротов и других персонажей

Выпуск детишек из детского сада - важный этап в их жизни. Чтобы переход в школьную жизнь не был сильно ощущаем и не травмировал детей, пердлагается провести выпускной утренник в форме сказки, где кажд...

Исследовательский проект: "Почему кроты живут под землёй?"

Как то мама рассказала мне сказку про крота и волшебный колокольчик.  В сказке  говорилось  о том,  как папа крот случайно подслушал рассказ лесной сороки о волшебном колокольчике,...

Презентация "Крот" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация поможет познакомить детей с таким интересным животным как крот.—  Кроты — насекомоядные мелких и средних размеров: длина тела от 5 до 21 см. Они (кроме землеройков...

Совместная деятельность в 1 младшей группе «Крот и зеленая звезда» (Разработана на основе авторской программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»)

Цель:«Воспитание эмоциональной отзывчивости  у детей раннего возраста для     реализации задач художественно-творческого развития детей 2-3 лет»В ходе совместной деятель...

Комплексное занятие тема "Крот"

Комплексное занятие тема "Крот" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «В гости к Кроту»

Конспект логопедического НОД, представленного на  " Муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года – 2015». Возрастная группа: подготовительная (6...