Мастер-класс для педагогов "Колокольные звоны Руси"
план-конспект занятия

Татьяна Михайловна Чистякова

Колокольный звон часто привлекает внимание композиторов разных эпох. Даже человек, чуждый какой бы то ни было религии, не останется равнодушным к переливам бронзовых гигантов. А в некоторых музыкальных произведениях колокольный звон становится красной нитью, основой музыкальной композиции. Чтобы донести всю прелесть колокольной музыки до детской души стоит соединить несколько направлений искуства воедино. Наиболее понятен для дошкольников синтез музыки и живописи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kolokolnye_zvony_rusi.docx33.71 КБ
Файл kolokolnye_zvony_rui.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Колокольные звоны на Руси

Ведущие: Музыкальный руководитель и Воспитатель группы

Цель: Создать игровые ситуации по художественно-эстетическому развитию дошкольников с использованием ИКТ

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси
  • познакомить с  разнообразием колокольных звонов
  • установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений
  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанном и увиденном

Воспитательные: 

  • способствовать патриотическому воспитанию детей
  • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли
  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученые ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях
  • развивать речь и умение, слушая, слышать
  • расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире

ХОД

Всем  присутствующим предложить  сесть за  три приготовленных столика. Это – команды.

Звучит в записи «Рассвет на  реке Москве»  М, П. Мусоргского «Вступление к опере «Хованщина»

Муз.рук:  Мы живем в мире звуков. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса. Нас окружает много источников, но в ряду всевозможных звуков есть один, который по праву занимает особое место.  Что же это за звук?   (дети отвечают после прослушивания фрагмента)

Муз.рук: Правильно.  Это - звук колоколов.  Их  чарующий звон – это один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом.  Как  вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить?   (дети отвечают)

Муз.рук:  Итак, тема нашей встречи - Колокольные звоны на Руси  (1 СЛАЙД)

История возникновения колокола и колокольного звона (с презентацией)

Восп:  Первое появление колоколов относится к глубокой древности.   (2 СЛАЙД)

Древнейшими предками колоколов являются разнообразные бубенцы и бронзовые колокольчики, найденные археологами при раскопках Древнего Египта, Китая, Греции, Рима и относятся к XVI-XI векам до нашей эры.

(3 СЛАЙД)   Изготавливать колокола и пользоваться ими начали еще египтяне, евреи и  римляне.  Появление первых колоколов связывают с именем святого Павлиния (IV век). Как гласит легенда, монах заболел и пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампанула». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, «кампанула», что по-русски означает «колокольчик». Такие «цветы» из металла стали вешать на крыши храмов, а звон в них получался самопроизвольно от дуновения ветра.

Муз.рук:  Рассвет колокололитейного  дела в Русском государстве происходит в годы правления Ивана Грозного  (4 СЛАЙД)   Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. В это время в Москве при церквях насчитывалось уже до 5000 колоколов. Известными русскими мастерами этого времени были Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов, Алексей Якимов.  В это время русские мастера отливают огромные колокола, поражавшие своими размерами даже колокола известных иностранных мастеров (5 СЛАЙД).  Технология изготовления колоколов очень сложна. Самый решающий этап производства колокола – проверка голоса. На особенности звучания колокола влияют его размеры, толщина стенок и украшения. Колокол – неповторимый музыкальный инструмент, нет одинаковых по звучанию, все они индивидуальны.  Прослушайте, пожалуйста, некоторые колокольные звоны.

Слушание

1. Благовест

2. Пасхальный звон

3. Праздничный трезвон

Мастера говорят, что настоящая жизнь колокола начинается только после освящения, когда зазвучит он на колокольне храма.

Восп:  Сегодня мы тоже попробуем  создать своими силами  несколько  видов колоколов.  Конечно же, мы не будем отливать их из металла.  У нас совсем другой материал для изготовления.  Вы заметили, что  сидите за разными столиками.  Это не случайно.  Потому  что  мы будем работать в командах.  У каждой будет свое задание.  Итак, приступим   (объяснить).

Муз.рук:  А  пока вы работаете, прослушайте  еще  один фрагмент необычного  колокольного звона, то есть его  современной имитации с помощью  человеческого голоса.

Звучит «Вечерний звон» в исполнении Камерного мужского хора «Пересвет».  Команды выполняют задание.

(1- раскрашивает приготовленные шаблоны, 2 – выполняет аппликацию «Колокол»,  3 – делает объемный колокольчик из гофрированной бумаги).

Восп:  Все работы готовы. Я прошу  команды  обменяться  работами.  Вы все большие молодцы.  Но хотелось бы услышать ваше  оценку или мнение  о  работе  ваших товарищей.  

Представители от команды рассказывают об увиденном

Восп:  Особое место среди всех в мире колоколов занимает Царь-колокол.  Он  не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Он был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735 годах. Общий вес Царь колокола 200 тонн. Диаметр колокола – 6 метров 60 сантиметров. Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, так как колокол жестоко пострадал от страшного опустошительного пожара в 1737 году. Царь-колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Когда эти деревянные леса загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин, и от него отвалился большой кусок весом в 11500 кг. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1836 г. его подняли и установили на гранитный постамент, по проекту архитектора А.Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царь-колокола, который никогда не звонил.

Муз.рук:  А наш колокол  при падении потерял не один осколок, а много.   Нам  нужно по 2 желающих, кто сможет  собрать  свой колокол  воедино.

Работа в парах  «Собери колокол»  (на магнитной доске  мозаика из «осколков»)

Муз рук: В Россию колокольчики дошли только к середине XVIII века, и называли их ямщицкими, потому что подвешивали колокольчики к дуге над лошадью, которой управлял ямщик.

Восп: Ни одна свадьба не обходилась без колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство.

Муз.рук: Колокольчики, которые привешивались на шею коровам, служили не только для того, чтобы найти заблудившееся животное, но и чтобы отпугнуть злых духов.

Восп: 1 сентября маленький первоклассник берет в руки колокольчик и звенит им. В основе этого обычая лежит желание отогнать весь негатив от школы.

Муз.рук: Единственный в России музей русских колоколов – Валдайский в Новгородской области. Здание – архитектурный памятник XIII века – храм Святой Екатерины. Форма церкви напоминает колокол.

И мы с вами сейчас  попробуем  воссоздать знаменитый колокольный звон.

Игра  «Колокольчики»

http://festival.1september.ru/articles/593811/1.jpg

Звучит в записи «Рассвет на  реке Москве»  М, П. Мусоргского «Вступление к опере «Хованщина»        

Муз.рук: Вот так, как вы сейчас, услышав колокольные звоны, вдруг начинали говорить в своих произведениях поэты, писатели, композиторы и художники. Эти строки написаны нашим современником:

Восп: Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

Муз.рук: По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.

Восп: А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колокольные звоны на Руси

Слайд 16

Спасибо за внимание и хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе «Звонят Руси колокола!»

Занятие нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных,  духовных и нравственных традиций через синтез искусств: музыки, поэзии,...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

МАСТЕР – КЛАСС «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

Работа к Пасхе, небольшой МК по изготовлению панно - пасхальное яйцо....

Мастер-класс "Семейные обычаи на Руси"

Познакомить детей со старинными семейными обычаями ....

Мастер – класс для педагогов на тему: “Деревянное кружево на Руси.’’

Знакомство с деревянной архитектурой и Костромской домовой резьбой....