Интегративная деятельность по эвенкийской народной сказке «Лисица и птичка»
план-конспект занятия

Мягкова Елена Андреевна

Интегративная деятельность по эвенкийской народной сказке «Лисица и птичка»

Цель: Обратить внимание детей на выразительные особенности эвенкийской сказки: образные выражения; понимать нравственный смысл сказки, мотивировать   поступки персонажей, проявлять сочувствие или осуждение.

Ход занятия

1.Посмотрите, ребята, там, вдали горит костёр! Давайте подойдём поближе! (Зазвучали голоса птиц, журчание ручейка).

Слышите, как поют птицы? Как журчит ручеёк? Где же это мы оказались?

На небольшой поляне среди леса, на берегу красивой реки. На краю поляны стоит несколько чумов – с древнейших времён жилище кочевников. Заглянем в одно из них. Вдоль стен – шкуры и ковры из меха. В середине чума – очаг с подвешенным над ним котлом. У костра старый эвенк – народный сказитель, мастер сказки рассказывать. Присядем рядом с ним и послушаем, о чём он говорит.

2. Чтение народной эвенкийской сказки «Лисица и птичка».

«Жила птичка, её гнездо находилось высоко на дереве. Однажды к птичке пришла лисица и, чтобы полакомиться чем-либо, стала просить яйцо, при этом запугивала её.

— Если ты не дашь мне своих яиц, то я к тебе взберусь на дерево, а если не смогу взобраться, то дерево срублю.

Птичка испугалась и отдала все свои яйца лисице. Лисица яйца птички съела и отправилась в свою нору. Птичка осталась и плачет по своим яичкам. Приходит к птичке рябчик и спрашивает ее:

— О чем ты плачешь?.. Скажи-ка мне. Птичка рассказала рябчику, что лисица съела у нее яйца.

— А зачем ты их давала ей? — говорит рябчик птичке.

— Ну, как же я не отдам, когда она мне сказала: «Если ты их не отдашь мне, я взберусь к тебе на дерево, а если не смогу взобраться, то срублю дерево».

Рябчик спросил птичку:

"— С каких пор лисица стала лазальщиком и дроворубом? Она всё врала тебе, если она вторично к тебе явится, то ты не давай яиц. Когда захочет взобраться к тебе или рубить дерево, ты скажи ей: «Когда ты научилась лазать по деревьям и срубать их?» Она ничего не сможет тебе сделать, потому что ни влезать на дерево, ни рубить его не умеет.

И рябчик улетел. Птичка осталась одна...

Лисица снова пришла к ней, стала требовать яиц, запугивая ее:

— Не дашь яиц, взберусь на дерево, если не смогу взобраться — срублю его. Птичка сказала ей:

— С каких пор ты стала лазальщиком и лесорубом? Ты все это лжешь мне! Рябчик говорил, что ты ничего этого не можешь делать.

Лисица рассердилась и отправилась искать рябчика. Когда она нашла, то увидела в снегу рябчикову ямку, начала тихонько подкрадываться, поймала его и в зубах поволокла в свою нору. Рябчик и говорит лисице:

— Погоди меня есть, давай сначала поразговариваем.

Вот рябчик и спрашивает лисицу:

— Ты знаешь, лисица, как мычат коровы?

Лисица, не разевая рта, сказала:

— М-м-м.

Рябчик опять задает вопрос:

— А как блеют бараны?

Лисица, разинув рот, сказала:

— Бя-а-а.

В это время рябчик вылетел из ее рта. Он обманул лисицу».

3. Рассмотреть иллюстрацию к сказке. Ответить на вопросы:

А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке. Скажите:

  • Кто написал сказку?
  • Как зовут героев сказки?
  • Назовите положительных героев сказки. Почему ты так думаешь?
  • Назовите отрицательных героев сказки. Почему ты так думаешь?
  • Кто изображён на рисунке? Вспомните эпизод сказки.
  • Почему сказка так называется? Как можно по-другому назвать сказку?

4. Метод эмпатии.

Детям предлагается по желанию разбиться на две группы.

1) Представьте себя на месте лисицы. Какие чувства вы испытываете?

2) Представьте себя птичкой. Опишите себя. Чтобы вы сделали на её месте, если бы узнали, что хотят разорить ваше гнездо?

5. Физкультминутка.

Одна из древнейших игр эвенков – «Стрельба из лука». Играющие соревнуются в стрельбе на меткость попадания с определённого расстояния в цель.

Бросание шариков в цель (дети уже разбиты на две команды)

6. Метод конспектирования.

У вас на столах находятся листочки с изображениями героев сказки. Разукрасить картинки (мелками) в последовательности содержания сказки. Сравните свой результат с результатом слайда.

7. Драматизация сказки «Лисица и птичка».

Попробовать изобразить героев сказки с противоположным характером: Лисица – добрая, птичка – умная, рябчик – злой, хитрый.

Кем быть лучше добрым или злым?

8. Предложить детям объединиться в группы и слепить понравившийся эпизод сказки из цветного соленого теста.

Взрослые эвенки для своих детей изготавливали игрушки: вырезали из дерева, из бересты, вылепливали из глины. Попробуйте и вы сейчас слепить понравившихся героев сказки.

Расставить героев в порядке появления в сюжете сказки.

9. Заключение. Каждому ребёнку дать возможность высказать своё мнение.

  1. Понравилась вам сказка?
  2. Какой герой больше понравился? Почему?
  3. Будем ещё слушать эвенкийского народного сказочника?

Поблагодарите его. Мы обязательно придём ещё к нему в гости.

Каким образом вы можете использовать данный опыт в своей работе?

В течение 10 минут разработайте собственную модель образовательной деятельности, применяя данные методы. В помощь вам дана бурятская народная сказка «Змея и муравей».

Обсуждение.

Рефлексия.

Закончить свою работу я хочу методикой «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем мастер-классе, с обратной стороны можете написать свои пожелания, оставить свои комментарии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ПРЗ с использованием театрализованной деятельности "Рассказывание русской народной сказки с добавлением нового героя".

Тема: «Рассказывание русской народной сказки с добавлением нового героя». Название занятия: «Путешествие в сказочный лес». Возраст: старшая группа. Диагноз: ОНР....

Конспект открытого занятия Познавательно коммуникативная деятельность: РАССКАЗЫВАНИЕ РУСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»». 1 младшая группа

Вниманию педагогов, представляю конспект открытого занятия в 1 младшей группе. Тема: " Рассказывание русской народной сказки " Кот, петух и лиса"....

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализованной деятельности по русской народной сказке « Теремок» с детьми младшего дошкольного возраста. 2013-2014 уч. год

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,  «Физическая культура» Виды детской деятельности: игровая...

Совместная деятельность педагогов с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Здоровьесберегающей технологии». Тема: театрализованная деятельность по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности по сказке " Заюшкина избушка ";создать эмоционально-положительный климат в группе;порадовать детей;развивать умение следить за д...