План по самообразованию
методическая разработка (средняя группа)

Сныцарь Галина Михайловна

Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей среднего возраста посредством элементов риторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» с.Становое

Тетрадь                                                                              по самообразованию

Сныцарь Галина Михайловна

(Ф.И.О. педагога)

стаж педагогической работы 39лет  

I квалификационная категория

Начата с  01.09.2023г

                                                            Начало изучение  темы: 01.09.2023г

                                            Окончание  изучение темы:

«План   работы                                                              по самообразованию педагога»

                              

Сныцарь Галина Михайловна_

стаж педагогической работы 39 лет

I квалификационная категория

Тема:

«Развитие речи-уроки риторики и речевой этикет»

2023-2024уч.г.

Средняя группа

Тема: «Развитие речи-уроки риторики и речевой этикет»

Цель: Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста посредством элементов риторики.

 Задачи:

- Выявление и развитие речевых способностей детей.

- Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения.

- Научить владеть основными элементами правильной точной речи.

- Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях.

- Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание.

- Развитие коммуникативных качеств ребенка.

- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

- Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

- Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия.

• Разработать перспективный план работы.

• Достигнуть положительных результатов работы по теме.

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,

с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, - одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики и речевого этикета.

Ожидаемые результаты: 

- Познать природу живого слова;

-Развивает уверенность в себе;

-Научит общаться со взрослыми и сверстниками;

-Откроет секреты выразительной и грамотной речи;

-Поможет освоить формулы речевого этикета.

• повышение педагогической компетентности

План работы на 2023-2024 учебный год

Месяц

        Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика детей

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала

-Консультация: «Артикуляционная гимнастика».

Октябрь

Беседы

1.Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

2. Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я — это вся моя семья!

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

 -Дыхательная гимнастика «Ветерок».

 -Разучивание и проговаривание потешек.

Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Консультация для педагогов:

«Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

- Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Ноябрь

Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат»,

«Треугольник».

 -Игры с прищепками.

 - Беседы:

1. Все начинается со слова «Здравствуй!»

  2. Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?)

  -Хороводы, народные подвижные игры.

-Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

 

- Изготовление игр-шнуровок.

Консультация «Правила речевого этикета детей».

Декабрь

Игра «Физиономисты».

Цель:продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.

  1.Вежливая Азбука. (Зачем нужна вежливость?)

 2.В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).

 3.Зрители и актёры (Общение с театром.)

 4.У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)

-Сюжетно– ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница».

- Создание картотеки «Пальчиковые игры».

Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

Январь

Беседы:1.Наш веселый детский сад — много разных в нем ребят.

 2. Это — ты, а это — я, а это - все мои друзья

  Мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка»

 Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Кошкин дом».

Консультация «Речевой этикет»

Создание азбуки – раскраски «Герои сказок».

Февраль

Беседы:

1.«Если весело живется.

 2.Веселая хохотальница — перепутаница.

 Мы в слова играем — вместе дружно сочиняем.

 - Прослушивание песенок «Дружба начинается с улыбки»,« Доброта», «Друзья».

Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук».

Март

- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?»

Подготовить и провести ООД  по  ОО «Речевое развитие» «Что такое речевой этикет?»

Апрель

Игры- драматизации по знакомым сказкам.

Мастер – класс «Уроки риторики и речевой этикет, как средство развития речи дошкольников

Май

Форма отчета

Сообщение из опыта работы.                          Презентация.

Список используемой литературы:

  1. Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
  2. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
  3. Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.
  4. Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...