Речь детей
консультация

Гордиенко Татьяна Ильинична
Существует множество факторов, влияющих на формирование и развитие речи ребенка. Самые основные: • Физиологическое развитие ребенка; • Наследственность; • Речевая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь - одна из наиболее сложных высших психических функций человека.

Как говорил Лев Семенович Выготский: «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека».

Существует множество факторов, влияющих на формирование и развитие речи ребенка. Самые основные:

• Физиологическое развитие ребенка;

• Наследственность;

• Речевая среда.

Сегодня мы подробно остановимся на таком факторе, влияющем на развитие речи, как речевая среда.

Речевая среда – это совокупность речевых влияний на человека: речь окружающих людей, читаемая литература, игры, телепередачи и пр. Речевую среду создает ближайшее окружение ребенка. Чаще всего это ближайшие родственники (родители) и педагоги детского сада и школы.

Речевая среда может быть благоприятной и неблагоприятной.

Благоприятная речевая среда - это совокупность положительных факторов, влияющих на нормальное развитие речи ребенка.

Неблагоприятная – это совокупность факторов, негативно влияющих, тормозящих нормальное развитие речи ребенка.

Остановимся подробнее на неблагоприятной речевой среде.

Что негативно влияет на развитие речи ребенка?

Отсутствие речи, общения

Речь человека формируется на протяжении всей жизни, с самого его рождения.

гаджетами и просмотром телевизора может привести к появлению зависимости от них. И то время, которое можно провести в живом общении, ребенок проводит в виртуальном мире.

Билингвизм (двуязычие)

Билингвизм чаще всего негативно сказывается на формировании и развитии речи. При овладении сразу двумя языками, ребенок сталкивается с проблемами, т.к. обе языковые системы влияют друг на друга. А именно: одна из двух систем становится доминирующей, и оказывает большее влияние на другую. В результате возникают трудности в речи у ребенка: нарушения звукопроизношения, возникновение акцента, нарушение лексико-грамматического строя речи, и как следствие нарушения письма и чтения.

Неблагополучная психоэмоциональная обстановка в семье/группе/классе

Ребенку грозит задержка развития в ситуациях, когда в семье присутствует отвержение, безразличие, гипоопека, гиперопека, нестабильный эмоциональный климат, тревожность родителей, эмоциональное давление. В таких случаях тормозится психоэмоциональное развитие, и как следствие речевое. Ведь в состоянии стресса развитие не происходит, или происходит с задержкой.

Злоупотребление гаджетами, просмотром телевизора

Речь в мультфильмах несколько быстрее, чем обычная живая речь. Такой темп не способствует благоприятному развитию речи. Кроме того, просмотр телевизора способствует развитию непроизвольного внимания. А для овладения речью необходимо именно произвольное внимание (требующее усилий). Злоупотребление гаджетами и просмотром телевизора может привести к появлению зависимости от них. И то время, которое можно провести в живом общении, ребенок проводит в виртуальном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...