Проект "Осенины на Руси"
проект (старшая группа)

Пигалина Елена Вадимовна

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.
В народном искусстве, обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее сенситивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему  дошкольному возрасту, можно выделить:

сотрудничество педагога и ребенка;

использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление  с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого , в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.    

Очень важно  знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_oseniny_na_rusi_bez_foto.doc637 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Сказка»

Проект

 «Осенины на Руси»

Старшая  логопедическая группа

                                                                       

                             Выполнили: Комаревцева И.В.

                                                                                                                             Пигалина Е.В.

                                                                                                                             Леонова В.С.                          

                                                                                                           

г. Кировск

2022 г.

Пояснительная  записка

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.
В народном искусстве, обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее сенситивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему  дошкольному возрасту, можно выделить:

сотрудничество педагога и ребенка;

использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление  с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого , в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.    

Очень важно  знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитывать любовь к родному краю.

Паспорт проекта

Вид: творческо-информационный

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое,  физическое    и речевое развитие.

Цель:

       

  • Приобщать детей к культуре своего народа
  • Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
  • Воспитывать  у детей эстетические чувства
  • Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве.

Задачи:

 – Коррекционно – образовательные:

  • Приобщение к истокам и традициям русского народа;
  • Развитие интереса к народному искусству, фольклору через пословицы, загадки, народные игры;
  • Совершенствование умения детей согласовывать числительного с существительным, прилагательного с существительным, а так же умения образовывать относительные  прилагательные;
  • Закрепление четкого правильного произношения поставленных звуков.

– Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитание любви и уважения к Родине, ее культуре, русским  традициям;
  • Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

– Коррекционно – развивающие:

  • Развитие просодической стороны речи, выразительное чтение скороговорки;
  • Развитие  общей моторики, координация речи с движением;
  • Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

Предполагаемый результат.

Дети должны:

- получить представление о традициях, культуре и быте русского народа.

Роль родителей:

  1. Участие в создании видеофильма “Овощи”
  2. Изготовление куколок «Крупеничек»
  3. Изготовление осенних поделок из фруктов и овощей

Участие специалистов ДОУ:

  1. Проведение музыкальных и познавательных занятий по теме
  2. Сбор информации
  3. Оформление зала
  4. Изготовление атрибутов, дидактических пособий
  5. Изготовление атрибутов для создания мультфильма “Ярмарка”
  6. Изучение закличек и скороговорок с логопедом

Продукт проектной деятельности: русские народные костюмы, дидактические игры, макет русской избы, мультфильм “Ярмарка”, видеофильм “Овощи”.

Предварительная работа:

  1. Сбор материала
  2. Изготовление макета «Русская изба»
  3. Подбор худ. литературы по теме
  4.  Беседа о «Ярмарке», разучивание пословиц о труде, разучивание скороговорки «Матрешка».  
  5.  Разучивание русской народной игры «Карусель».
  6. Знакомство с русским народным творчеством.

План проекта на три недели:

1-я неделя:

  1. Музыкальное занятие (разучивание танца “Ярмарка”, песня “Осенины на Руси” )
  2. Чтение и разучивание стихов: «На закате вечером», «Живи, изба, здорово»
  3. Занятие по развитию речи «Русская изба»
  4. Музыкальное занятие (повторение песни «Осенины на Руси», разучивание танца “Матрешки”)
  5. Проведение мастер класса по изготовлению “Матрешки”

2-я неделя:

  1. Музыкальное занятие (закрепление танца “Матрешки”, повторение песни “Осенины на Руси”)
  2. Разучивание русских народных пословиц и поговорок о труде
  3. Занятие по развитию речи «Овощи»
  4. Музыкальное занятие (закрепление песни «Осенины на Руси», разучивание танца “Ярмарка”)
  5. Беседа о ярмарочных гуляниях.
  6. Интегрированное занятие «Веселое осеннее путешествие»
  7. Конкурс поделок из овощей.

3-я неделя:

  1. Музыкальное занятие (разучивание танца “Плетень”, ансамбль ложкарей)
  2. Интегрированное занятие «Веселое осеннее приключение».
  3. Занятие по рисованию «Хохломская роспись»
  4. Музыкальное занятие (разучивание танцев “Матрешки”, “Ярмарка”)
  5. Мастер класс с родителями  по изготовлению куклы “Крупенички”
  6. Д\игра «Одень куклу» (русский народный костюм)
  7. Музыкальное занятие (совершенствование танцев и песен)
  8. Итоговое мероприятие «Веселая ярмарка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»

Беседа про народные игры и игрушки...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Семейные обычаи на Руси.

Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...