Семейные обычаи на Руси.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Старостина Гульнара Гайяровна

Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_obychai_na_rusi.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого комплексного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: Семейные обычаи на Руси

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Ход занятия

Дети входят в групповую комнату. .

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:

- Снег, деревья, волшебный камень.

Воспитатель:

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

- Направо.

Воспитатель:

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает лапти.

- Дети, а это что?

Дети:

- Лапти.

Воспитатель:

- А для чего нужны лапти?

Дети:

- Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети:

- Тезки.

Воспитатель:

- А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.

Дети рассказывают об известных им людям.

Воспитатель:

- Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети:

- Деревянная, расписная.

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

- Да.

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель:

- Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.

Смотрим на наш оберег (показывает образец).

Воспитатель:

- Из чего мы с вами его лепили?

Дети:

- Из соленого теста.

Воспитатель:

- А чем мы украшали?

Дети:

- Ягодой рябинкой, ленточкой.

Воспитатель:

- А как мы располагали рябинки?

Дети:

- Вверху, внизу, слева, справа.

Воспитатель:

- А какими узорами мы расписывали?

Дети:

- Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель:

- Дети, а как мы располагали листики?

Дети:

- Слева и справа.

Воспитатель:

- Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?

Дети:

- Угольками. Перышками.

Воспитатель:

- Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель:

- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушку наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель:

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Конспект занятия по ОБЖ
Подготовительная группа
 
«Его Величество Электричество»

Программное содержание: 
-обобщать знания детей об электричестве;
-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Ведущий:  Таинственный гость прислал нам загадку: «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой?»

Дети: Электрический ток

Ведущий :  Давайте пригласим его в гости и познакомимся с ним поближе.

Входит Его Величество Электричество

Его Величество Электричество: Здравствуй, дети! Я – Его Величество Электричество! А вы знаете, откуда я прихожу в ваш дом? Я рождаюсь на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, прихожу в дома, машины, на заводы и помогаю человеку. Мне приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам.  Прихожу я в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка.  Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в  розетки, а затем в электроприборы.

Ведущий:  Для чего нужен электрический ток?

Дети:  смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер…

Его Величество Электричество: Электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.
Выходят дети с рисунками бытовых электроприборов в руках (картинки перевернуты), после отгадывания загадок дети показывают картинки

1-й ребенок 
Если кнопочку нажать
Будет музыка звучать (магнитофон)
2-й ребенок 
Чудо-ящик -
В нем окно.
В том окошечке -
Кино!       (Телевизор)
3-й ребенок 
Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит ...(пылесос)
4-й ребенок 
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ...(утюг)
5-й ребенок 
Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.  (Холодильник)
6-й ребенок 
Только я, только я
Я на кухне главная
Без меня  как не трудитесь
Без обеда насидитесь (электроплита)
7-й ребенок 
Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьет
Зато всё собьёт (миксер)
8-й ребенок 
На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок –
Развеселый огонёк (настольная лампа)

Его Величество Электричество: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра «Ток бежит по проводам».

игры:    Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Ведущий:  Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.
Его Величество Электричество: Послушайте поучительную историю, которая приключилась с одной маленькой девочкой (инсценировка)

Девочка:

В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели!
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:
Мальчик:

«В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!»

Его Величество Электричество: Запомните важное правило, повторяйте за мной (дети хором повторяют)

Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
Его Величество Электричество:  Запомните на будущее еще несколько очень важных правил
         Играть вблизи объектов энергетики и даже приближаться к ним крайне ОПАСНО!
         Смертельно опасно подходить к любым провисшим или оборванным проводам.
         Нельзя разводить костры, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, ловить рыбу, запускать "воздушных змеев" вблизи воздушных линий электропередачи.
         Ни в коем случае нельзя залезать в трансформаторные подстанции, трогать руками оборудование, провода. Этим вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности и можете оставить без электричества сотни и тысячи людей.
 
Постарайтесь запомнить эти правила, и я буду для вас всегда самым надежным другом.
Его Величество Электричество:

Пришла пора прощаться,
Но с вами расставаться
Не будем мы друзья.
Я главный ваш помощник,
И без меня, ребята,
Никто на белом свете
Не проживет ни дня.







Использование считалок в подвижных играх на прогулках


Конспект занятия на тему:
Использование считалок в подвижных играх на прогулках
.

Цель.

Продолжать учить детей четко произносить считалку и вести правильно пересчет: при первом её слове указывать пальцем на себя, при втором -на своего соседа, стоящего слева, при третьем - на следующего. На кого падёт последнее слово, тому и водить, и не может быть ни отказов, ни споров. Выбрать лучшего считальщика, который больше знает считалок и может самостоятельно выбрать водящего в игре.
Развивать любовь и интерес к русскому фольклору. Поддерживать у детей радостное, весёлое настроение.

Ход занятия.

Дети собираются на спортивной площадке д/сада.
Сегодня ребята мы будем играть в новую русскую народную игру «Горелки».
Объясняю правила игры и роль «горящего» в ней: « Он отходит от других играющих, идёт вперед шага на четыре. Здесь он останавливается спиной к ребятам. Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.»
А теперь сосчитаемся и выберем «горящего». Первой считать буду я, а потом вы. И сегодня мы посмотрим, кто больше других знает считалок. Говорю новую считалку, в которой задается вопрос:
Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько нужно гвоздей -Говори поскорей?
На кого пало слово «поскорей»,должен быстро назвать какое-нибудь число. Большие числа лучше не называть: придется очень долго считаться, по несколько раз указывая на каждого из играющих. А это вовсе не нужно.
Когда назвали число, например, 10, отсчитываю: «1,2,3 ...». На кого падет последняя цифра, тот и выходит.
Дети по желанию продолжают считаться, чтобы выбрать «горящего». Каждый раз считающий должен использовать новую считалку, не повторяя сказанную. Круг все уменьшается и уменьшается. Наконец, остаются только двое. Кому водить? Опять начинается счет, и тот, на кого падает последнее слово или слог считалки, выходит. А тот, кто остался, Остался, должен водить т.е. быть «горелкой».
Хвалю детей, которые знают много считалок, особенно коротких. При затруднениях в пересчете напоминаю несколько знакомых считалок.
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить.
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет, Тот и выйдет.
Ёжик, ёжик чудачок
Сшил колючий пиджачок
Встал в кружок
И ну считать
Нам водилку выбирать!
Раз, два, три - полетели комары.
Катился горох по блюду Ты води, а я не буду!
Игра продолжается до тех пор, пока не побегают все пары. Предлагаю детям самостоятельно пересчитаться для любимой игры «Жмурки».


Литература: «Тридцать три пирога» Москва «Детская литература» 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Интегрированное занятие "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси"

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси" и презентация....