Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольников.
материал (подготовительная группа)

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail:

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Выступление на педагогическом совете

Тема: « Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольников».

воспитатель: Подобуева О.Н.

2019 г.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин «иллюстрация» в переводе с латинского означает «освещать, проливать свет, объяснять ». Иллюстрация-это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни ,смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Когда ребёнок еще не умеет говорить и понять содержание книги, ему помогает художник. Сначала ребенок с радостью на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает о том, как выглядит африканский слон, море ,самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя- один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, о жизненных явлениях. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

В наше время издано много книг для детей дошкольного возраста. Художественная книга для ребенка – это могучее средство для коммуникативного воспитания . Она способствует развитию у детей любви к Родине, природе , любви к родному языку, будит детское воображение ,побуждает к детской игре.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем».Слово «читатель»по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности- это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит – станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Если взрослые постоянно читают ему детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы ,связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.

Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 5-6 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они находят легко среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Задача взрослого- привлечь внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам .Здесь существенную роль и играют вопросы «Кто это?», «Какая она(он)?».Вопрос «какой?» требует определенного описания, как внешнего вида(большой, маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т.д.),так и эмоционального состояния, характерных черт героя(веселый, грустный, добрый .злой, забавный, хитрый и т.д.).Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами. При рассматривании картинки воспитатель иногда просит детей выполнить ряд игровых действий…Можно предложить ребенку принять определенную позу, показать движение животного, чтобы ребенок почувствовал состояние героя.

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку к указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить ,рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем слова текста начитают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако, понимание более сложного содержания, внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения, представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация. Для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей,в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail:

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Выступление на педагогическом совете

Тема: « Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольников».

воспитатель: Подобуева О.Н.

2019 г.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин «иллюстрация» в переводе с латинского означает «освещать, проливать свет, объяснять ». Иллюстрация-это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни ,смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Когда ребёнок еще не умеет говорить и понять содержание книги, ему помогает художник. Сначала ребенок с радостью на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает о том, как выглядит африканский слон, море ,самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя- один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, о жизненных явлениях. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

В наше время издано много книг для детей дошкольного возраста. Художественная книга для ребенка – это могучее средство для коммуникативного воспитания . Она способствует развитию у детей любви к Родине, природе , любви к родному языку, будит детское воображение ,побуждает к детской игре.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем».Слово «читатель»по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности- это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит – станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Если взрослые постоянно читают ему детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы ,связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.

Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 5-6 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они находят легко среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Задача взрослого- привлечь внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам .Здесь существенную роль и играют вопросы «Кто это?», «Какая она(он)?».Вопрос «какой?» требует определенного описания, как внешнего вида(большой, маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т.д.),так и эмоционального состояния, характерных черт героя(веселый, грустный, добрый .злой, забавный, хитрый и т.д.).Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами. При рассматривании картинки воспитатель иногда просит детей выполнить ряд игровых действий…Можно предложить ребенку принять определенную позу, показать движение животного, чтобы ребенок почувствовал состояние героя.

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку к указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить ,рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем слова текста начитают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако, понимание более сложного содержания, внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения, представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация. Для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей,в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Роль музыкального воспитания в речевом развитии дошкольников" ( консультация для родителей)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию интересный материал, который можно разместить в родительском уголке....

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Роль песочной терапии в речевом развитии дошкольника

представлен материал для родителей...

Роль мелкой моторики в речевом развитии дошкольника

Для чего нужно развивать мелкую моторику и когда начинать....

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника...

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребёнка-дошкольника

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Иллюстрация  - это не просто добавление к тексту, а художественное   произведение своего времени....