Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жила Анна Сергеевна

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника

                                Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного,
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня - в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя - один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

Первые книжки, первые сказки. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки "жили-были…". Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. двухлетний ребёнок читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на "нужной странице". Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки "подсказывают" и "говорят" вместе с малышом. В детской книге они важны не менее чем текст.

В наше время издано много книг для детей дошкольного возраста. Художественная книга для ребёнка – это могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

Задача взрослого - привлечь внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Здесь существенную роль играют вопросы: «Кто это?», «Какая она (он)?». Вопрос «какой?» требует определенного описания - как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т. д.), так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т. д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.

При рассматривании картинки воспитатель иногда просит детей выполнить ряд игровых действий... Можно предложить ребенку принять определенную позу, показать движение животного, чтобы ребенок почувствовал состояние героя.

Детям можно предложить игру «Расскажи, что ты видишь?». Ребенок рассказывает по картинке, всматриваясь в изображение, а взрослый, поощряя его быть внимательнее..., вовлекая его в своеобразное соревнование, побуждает к наблюдательности и разговору. При этом взрослый использует образные слова, народные выражения...

Можно использовать такую игру, как «Иди и принеси». Воспитатель выставляет на столе книжки-картинки. Ребенку предлагается подойти к столу и найти образ, названный взрослым. После выбора ребенком картинки воспитатель спрашивает: «Как ты узнал? Как догадался? Расскажи о нем (ней). Какой он? Что он делает?» Затем ребенку предлагается сесть и рассмотреть картинку, рассказать про выбранного героя, прочитать стихотворение, спеть песенку. Игра с подобным содержанием – «Найди картинку про того, кто кричит...» (мычит, мяукает, лает и т.д.). Воспитатель выставляет иллюстрации... с изображением разных животных, птиц. Дети играют небольшой группой. Взрослый задает вопрос, например: «Кто мяукает: мяу-мяу?» - и просит кого-либо из детей найти картинку с этим животным.

После того как ребенок выберет, ему предлагается рассказать о животном: «Какой он? Что делает? Как ты догадался?» Воспитатель помогает ребенку ответить дополнительными вопросами.

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника Мы читаем книги вместе. С папой каждый выходной. У меня картинок двести, А у папы – ни одной. У меня слоны, жирафы Звери все до одного, И бизоны, и удавы, А у папы – никого! У меня - в пустыне дикой Нарисован львиный след. Папу жаль. Ну что за книга, Если в ней картинок нет!

Слайд 2

Книжная иллюстрация обогащает эмоции воспитывает воображение даёт ребенку прекрасные образцы русского Литературного языка

Слайд 3

Иллюстрация - не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.

Слайд 4

Термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Слайд 5

Образ героя - один из самых важных моментов в иллюстрации для детей.

Слайд 6

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книги, чтение может стать устойчивой потребностью.

Слайд 7

Существенную роль играют вопросы: «Кто это?», «Какая она (он)?». Вопрос «какой?» требует определенного описания - как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т. д.), так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т. д.). Педагог обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.

Слайд 8

Игры с книжными иллюстрациями «Расскажи, что ты видишь?» «Иди и принеси» «Найди картинку про того, кто кричит...»

Слайд 9

Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами.

Слайд 10

Ю.А. Васнецов, В.В. Лебедев, В.Г. Сутеев, В.М. Конашевич, Е.И. Чарушин, Е.М. Рачев и др.

Слайд 12

Творчество художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей и знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Их рисунки, ставшие уже классическими произведениями книжной графики, можно широко использовать в обучении детей.

Слайд 13

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое проиллюстрировал художник. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой).

Слайд 14

Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы дети 2-3 лет обязательно давали словесный ответ. Ребенок может выразить свое отношение жестом, мимикой, и т.п. Заинтересовать детей книжной иллюстрацией можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям.

Слайд 15

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Роль музыкального воспитания в речевом развитии дошкольников" ( консультация для родителей)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию интересный материал, который можно разместить в родительском уголке....

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Роль песочной терапии в речевом развитии дошкольника

представлен материал для родителей...

Роль мелкой моторики в речевом развитии дошкольника

Для чего нужно развивать мелкую моторику и когда начинать....

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребёнка-дошкольника

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Иллюстрация  - это не просто добавление к тексту, а художественное   произведение своего времени....

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольников.

Выступление на педагогическом совете....