По дороге добрых советов!
материал
XXI век — это век цифровых технологий. Мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым. Педагоги и родители не могут не заметить, что наши дети во многом сильно отличаются от детей, которые росли до того, как всех нас накрыло цифровой революцией. У них много замечательных качеств: они более смелые, открытые, ответственные, энергичные, уникальные.
- При этом, надо признать, что сегодняшние дети проводят слишком много времени перед экранами, мало общаются вживую, они редко ходят друг к другу в гости, мало гуляют, не играют в совместные игры. Дети погружаются в смартфоны, планшеты и ноутбуки с головой, а потом раздражаются, когда их отвлекают. Они теряют способность фокусироваться и внимательно слушать, потому что привыкают, что всё должно быть быстро и непременно интересно. В обычном мире им «скучно» — они привыкли к постоянной стимуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
XXI век — это век цифровых технологий. Мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым. Педагоги и родители не могут не заметить, что наши дети во многом сильно отличаются от детей, которые росли до того, как всех нас накрыло цифровой революцией. У них много замечательных качеств: они более смелые, открытые, ответственные, энергичные, уникальные.
- При этом, надо признать, что сегодняшние дети проводят слишком много времени перед экранами, мало общаются вживую, они редко ходят друг к другу в гости, мало гуляют, не играют в совместные игры. Дети погружаются в смартфоны, планшеты и ноутбуки с головой, а потом раздражаются, когда их отвлекают. Они теряют способность фокусироваться и внимательно слушать, потому что привыкают, что всё должно быть быстро и непременно интересно. В обычном мире им «скучно» — они привыкли к постоянной стимуляции.
Профессор Российского Государственного Педагогического Университета Инна Романенко, выступившая на Петербургском международном образовательном форуме в 2018 году с докладом «Современное образовательное пространство и постматериальные ценности», рассказала о тех чертах, которые формируются у молодёжи в современном информационном обществе. Среди них: слабая привязанность к окружению, коллективу и ценностям, отсутствие долгосрочных планов, поздняя социализация. Характерной чертой обитателей «цифрового мира» стало чувство ложной компетентности — когда для молодых людей доступ к информации приравнивается к овладению компетенцией.
Я и сама, как человек молодой, являюсь активным пользователем современных электронных гаджетов и девайсов; у меня есть свой инстаграм, мой профиль «ВКонтакте», я – активный участник нескольких социальных сетей. И до определённой поры я считала подобный образ жизни абсолютной нормой и думала, что так живут все, но с моим поступлением на работу в детский сад, для меня открылась другая грань цифровизации пространства. Я отчётливо вижу, как социальные и эмоциональные навыки детей постоянно ухудшаются, как задерживается формирование эмоционального интеллекта детей: дети испытывают сложности с распознаванием чужих эмоций и чувств, у них слабо развито сострадание, сочувствие, сопереживание.
Приходя на работу в детский сад после выходных, я задаю своим воспитанникам такой вопрос: «Как ты провёл свои выходные дни?», «Чем вы занимались всей семьёй?». И чаще всего, детские ответы выглядят следующим образом: «Играл на планшете», «Смотрел мультики», «Сидел в компьютере». Единичные случаи, когда дети упоминают про чтение книг, игры с друзьями, прогулки всей семьёй.
Мне захотелось провести маленькую фокус-группу среди родителей моей группы. 25 человек отвечали на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что ваши дети проводят время с гаджетами?». Более 70% членов семей ответило положительно и написало в комментариях, что считают подобное времяпровождение нормальной и повсеместной реальностью и не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Резко отрицательно высказался только один родитель; остальные 20% пояснили, что не против общения ребёнка с планшетом, телефоном и компьютером, но чётко контролируют и регламентируют этот процесс. Одно из печальнейших исследований российских учёных показало, что время, проведённое ребёнком вместе с семьёй, за последние десять лет уменьшилось на треть. Согласно теории поколений, разработанной американскими исследователями Н. Хоувом и В. Штраусом, дети разных поколений имеют свои особенности мышления и поведения.
В настоящее время мы, педагоги-дошкольники, работаем с детьми, т.н. поколения Альфа. Какие же они – дети поколения Альфа? Эти дети с раннего возраста контактируют с разными устройствами, которые используются для их развлечения и развития. Они отлично в них разбираются и могут справиться с любым сложным девайсом. Им интересен мир технологий и инноваций.
- Дети Альфа приобрели уникальную способность — делать несколько заданий одновременно. Они мобильны и любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Кроме того, дети из поколения Альфа самостоятельны и знают, чего хотят. Они умеют решать любые трудности, находят выход из конфликтных ситуаций и не признают криков, угроз и насилия. Для Альфа-детей намного важнее внутренняя мотивация, чем внешняя. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению — виртуальное.
- В свою очередь, я понимаю, что цифровой мир диктует свои правила, и детей нельзя от него спрятать. Да, несомненно, современному человеку очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. С другой стороны, есть необходимость в том, чтобы показать мир детям не только через экраны их гаджетов.И вот это уже вытекает в проблему.
- Когда я стала более глубоко изучать проблему дефицита живого общения и рисков её возникновения, я искала способы разговорить детей, стимулировать их на рассуждения, размышления. Сначала я открыла для себя один из подходов к активизации вербальной коммуникации – а именно: побуждающий диалог. Во внешней форме такой тип диалога представляет собой вопросно-ответный комплекс, который носит –ценностно-смысловой и эмоционально-личностный характер. От меня требовалось использовать в общении с детьми стимулирующие реплики, которые, в свою очередь, запускали мыслительную активность и речевой поток. Так, у меня появились шпаргалочки, на которых я записывала различные варианты речевых конструкций вопросов и заданий.
Во время прогулок на участке, работая в уголке природы, наблюдая за какими-либо объектами на улице и в помещении, я старалась чаще вызывать детей на диалог, на высказывания. Для этого мне приходилось строго контролировать и свою речь, чтобы избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить коротко «да» или «нет» и, поощряя детей на развёрнутые ответы.
Я стремилась побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить: «Почему вы так думаете?», «Что можно сделать в этой ситуации?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?».
В соответствии с новым Стандартом образовательный вектор через призму ценностей образования сместился с позиции «Чему учить?» к новому результату «Как учить?». В этом отношении мне оказалась близка традиционная и проверенная временем проблемно-диалогическая технология развития дошкольников. В её основе лежит исследовательское поведение и равноправное партнёрство между педагогом и детьми в разрешении проблемной ситуации.Схема оказалось довольна проста: вызвать у детей интерес, побудить к совместной деятельности, ввести в ситуацию затруднения, обдумать варианты решения, апробировать их, при необходимости – добыть новые знания, сделать вывод и подвести итог.
- Усвоение материала происходит через побуждающий или подводящий диалог, дискуссию и продуманные вопросы воспитателя, практические задания и творчество. И всё это без принуждения и натаскивания. Да, проблемно-диалогическая технология – не нова в педагогике. Её разработкой в нашей стране ещё в 60-х годах прошлого столетия занимались видные учёные Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Скаткин М.Н. и другие. Концептуальные основы проблемно-диалогической технологии очень созвучны идеологии системно-деятельностного подхода, широко применяемого в современном образовании. Их объединяет, в первую очередь, подход, при котором знания не предоставляются ребёнку в готовом виде, а приобретаются в процессе поисковой деятельности через проблемное содержание и диалогическое общение.
«Нет удивления – нет диалога!» С этой формулой меня в своё время познакомил мой первый наставник – педагог с большим стажем. Он раскрыл мне суть этого изречения и объяснил, что познание всегда начинается с удивления. Но, чтобы реализовать на практике данную формулу мне пришлось в какой-то степени стать настоящим актёром. Ведь занятие – это как маленький спектакль, когда актёр на протяжении всего действия держит зрителей в напряжении. И чем более драматичен, экспрессивен и театрален педагог, тем легче ему будет удерживать внимание детей, которых всегда влечёт всё неожиданное и новое.
- В проблемно-диалогической технологии как раз бОльшая часть занятия строится на интригующем материале:
- в начале занятия – это обязательно «яркое пятно», «момент удивления», которое, как моторчик заведёт двигатель;
- далее – введение в проблемную ситуацию – и опять с удивлением и стимулирующими вопросами;
- затем выстраиваем гипотезы и призываем ребёнка к мыслительной работе;
- после - через диалог и дискуссию мотивируем ребёнка на поиск, на открытие нового знания.
- Мой опыт в использовании данной технологии ещё совсем небольшой, и на пути освоения я иногда спотыкаюсь. Например, учусь правильно реагировать на детские реплики во время диалога. Т.к. часто возникает соблазн похвалить детей за правильный ответ привычными словами: «Молодец!», «Умница!». Но, понимаю, что в этом случае мгновенно будет прерван мыслительный процесс. Поэтому учусь реагировать на ответы детей эмоционально-неокрашенной интонацией («Так… будут другие мнения?», «Кто ещё хочет высказаться?»)
- Ещё одним моим затруднением долгое время оставалось желание мгновенно выдавать готовые ответы на вопросы детей. Сейчас я научилась притормаживать себя и сначала призываю своих воспитанников подумать, поразмышлять, предлагаю способы поиска информации.
Расширяя пространство для диалога с детьми, я много работаю над изучением специальных техник и приёмов на мотивацию, стимуляцию и активизацию детской деятельности, подбираю рабочие инструменты для диалоговой коммуникации.
- На сегодняшний день в моей группе хранятся 3 «волшебных» сундучка, в которых собраны специальные предметы-помощники:
- предметы-контактёры;
- предметы-мотиваторы;
- предметы-стимуляторы (или: активаторы).
- Есть у меня уже и свои маленькие, в том числе и авторские, педагогические находки. Так, чтобы побудить детей к участию в беседе или дискуссии, к выражению своей точки зрения, я использую:
- приём Эстафеты (когда слово передаётся другому посредством передачи эстафетной палочки);
- приём «Интервью» (когда в занятие вводится микрофон и дети высказываются через игровую ситуацию «Вопрос – ответ»);
- приём «Диалоговые помощники» - в моей копилке собраны: шапочка Профессора, волшебные очки, телефон доверия, подзорная труба, шапочка доктора, колпак мудреца, которые помогают создать нужный образ и уже от лица вымышленного персонажа вступать в диалог.
- Наиболее оптимальной формой для проведения образовательной деятельности по повышению вербально-коммуникативных возможностей детей был выбран социально-коммуникативный игровой тренинг. Тренинг я использую как активную форму усвоения знаний и практической отработки у детей отдельных умений и навыков. В процессе работы по заявленной проблематике частично сформировался Кейс под названием «Этические задачи для дошкольников: проблемы и решения». Материалы кейса содержат этические задачи-ситуации, в основе которых – проблемный сюжет из детской жизни. Кейс включает в себя: каталог проблемных ситуаций этического содержания, банк иллюстраций, банк презентаций и тематическую библиотеку. Работа с материалами кейса позволяет развивать у детей социальные эмоции – сопереживание, сочувствие, сострадание, формировать навыки анализа и критического мышления, и самое ценное - формировать способность к моральному выбору и решению проблем в типовых жизненных ситуациях.Конечно же, в работе над проблемой дефицита живого общения, педагогу нельзя оставлять без внимания включение в движение по восстановлению живого общения, родителей воспитанников.
Для меня было важно хотя бы на короткое время выдернуть родителей из бесконечного потока жизненных дел и побудить их к размышлению на тему качества и способов общения со своими детьми. Т.к. для маленького ребёнка только взрослый может быть источником ответов на все вопросы, и только взрослый способен удовлетворять его истинные потребности. Из наиболее интересных и успешно реализованных форматов работы с родителями я бы выделила: акцию «Один день без гаджетов», родительское собрание в форме дискуссионной площадки «Мой ребёнок в цифровом мире: ожидания и тупики», семейные презентации «Выходные с пользой», фотовернисаж «Готовим всей семьёй» и флэшмоб «Семейный ужин без электроники».
СЛАЙД 11- В ближайшей перспективе я планирую продолжить в своей профессиональной деятельности использование проблемно-диалогической технологии, но хочу привнести в образовательный процесс элементы фасилитации.
- Чем меня заинтересовал данный подход?
- Основная цель фасилитации – повышение групповой эффективности. Для этого педагогу-фасилитатору необходимо задавать фокусированные вопросы детской аудитории, чтобы пустить мысль в нужном направлении, запустить дивергентное мышление, поддерживать групповую активность и помочь каждому участнику группы проявить свою успешность.
- Это, на мой взгляд, очень интересная и перспективная форма для повышения качества и продуктивности образования за счёт особого стиля общения и личности педагога-фасилитатора.
- Моя педагогическая копилка ещё только начала наполняться. Я понимаю, что нахожусь ещё в самом начале своего профессионального пути. И моё дальнейшее становление будет напрямую зависеть от моего желания расти в профессии. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Ктo хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины».
- Моя позиция – всё-таки искать возможности. Да, не всегда легко в нашей работе - случаются ошибки и промахи, огорчения и неудачи, но я принимаю их как важный и необходимый опыт, чтобы понимать «А как же правильно?», «Что будет лучше?», «Что я не сделала, чтобы было хорошо?».
- А ещё я поняла, что в нашей профессии готовых рецептов нет. Самые замечательные приёмы, помогающие в работе с одним ребёнком, могут просто не подействовать на другого, а могут и вовсе оказать негативный эффект. Поэтому приходится действовать очень осторожно, подбирать нужные «ключики» грамотно и продуманно, постоянно искать и пробовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/28/picture-953341-1506591081.jpg)
Урок добра для дошкольников "По дороге добра"
Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с целью ознакомления с содержанием понятия "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ" средствами риторик...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-862216-1484198548.jpg)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-1059816-1537625014.jpg)
Конспект ООД по обучению дошкольников безопасного поведения на дороге "Добрая дорога детства".
Конспект деятельности направлен на закрепление раннее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/23/picture-62376-1603460675.jpg)
Долгосрочный познавательно – образовательный проект «Дорогою добра, дорогою традиций»
В результате проведения проекта дети узнают основные народности Красноярского края (детей 3-5 лет эвенков, русских, детей 5-7 лет долганов, ненцев, русских. Сфыормируются элементарные представле...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1290083-1605555557.jpg)
Творческий отчет «Доброе сердце» идет дорогою добра»
Творческий отчет «Волонтерский отряд «Доброе сердце» идет дорогою добра»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-1176649-1571569323.jpg)
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Православная культура для малышей.)
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Прав...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/17/picture-432968-1679068988.jpg)
Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности «Лучики добра» в старшей группе на тему «Квест-игра Дорогою добра»
Цель: Обобщение представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, развитие взаимопомощи. Совершенствование навыков доброго общения со сверстниками и взрослыми. Создание положительного эмо...