По дороге добрых советов!
материал

Афанасьева Юлия Олеговна

XXI век — это век цифровых технологий. Мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым. Педагоги и родители не могут не заметить, что наши дети во многом сильно отличаются от детей, которые росли до того, как всех нас накрыло цифровой революцией. У них много замечательных качеств: они более смелые, открытые, ответственные, энергичные, уникальные.

- При этом, надо признать, что сегодняшние дети проводят слишком много времени перед экранами, мало общаются вживую, они редко ходят друг к другу в гости, мало гуляют, не играют в совместные игры. Дети погружаются в смартфоны, планшеты и ноутбуки с головой, а потом раздражаются, когда их отвлекают. Они теряют способность фокусироваться и внимательно слушать, потому что привыкают, что всё должно быть быстро и непременно интересно. В обычном мире им «скучно» — они привыкли к постоянной стимуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_doroge_dobryh_sovetov.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

XXI век — это век цифровых технологий. Мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым. Педагоги и родители не могут не заметить, что наши дети во многом сильно отличаются от детей, которые росли до того, как всех нас накрыло цифровой революцией. У них много замечательных качеств: они более смелые, открытые, ответственные, энергичные, уникальные.

- При этом, надо признать, что сегодняшние дети проводят слишком много времени перед экранами, мало общаются вживую, они редко ходят друг к другу в гости, мало гуляют, не играют в совместные игры. Дети погружаются в смартфоны, планшеты и ноутбуки с головой, а потом раздражаются, когда их отвлекают. Они теряют способность фокусироваться и внимательно слушать, потому что привыкают, что всё должно быть быстро и непременно интересно. В обычном мире им «скучно» — они привыкли к постоянной стимуляции.

Профессор Российского Государственного Педагогического Университета Инна Романенко, выступившая на Петербургском международном образовательном форуме в 2018 году с докладом «Современное образовательное пространство и постматериальные ценности», рассказала о тех чертах, которые формируются у молодёжи в современном информационном обществе. Среди них: слабая привязанность к окружению, коллективу и ценностям, отсутствие долгосрочных планов, поздняя социализация. Характерной чертой обитателей «цифрового мира» стало чувство ложной компетентности — когда для молодых людей доступ к информации приравнивается к овладению компетенцией.

Я и сама, как человек молодой, являюсь активным пользователем современных электронных гаджетов и девайсов; у меня есть свой инстаграм, мой профиль «ВКонтакте», я – активный участник нескольких социальных сетей. И до определённой поры я считала подобный образ жизни абсолютной нормой и думала, что так живут все, но с моим поступлением на работу в детский сад, для меня открылась другая грань цифровизации пространства. Я отчётливо вижу, как социальные и эмоциональные навыки детей постоянно ухудшаются, как задерживается формирование эмоционального интеллекта детей: дети испытывают сложности с распознаванием чужих эмоций и чувств, у них слабо развито сострадание, сочувствие, сопереживание.

Приходя на работу в детский сад после выходных, я задаю своим воспитанникам такой вопрос: «Как ты провёл свои выходные дни?», «Чем вы занимались всей семьёй?». И чаще всего, детские ответы выглядят следующим образом: «Играл на планшете», «Смотрел мультики», «Сидел в компьютере». Единичные случаи, когда дети упоминают про чтение книг, игры с друзьями, прогулки всей семьёй.

Мне захотелось провести маленькую фокус-группу среди родителей моей группы. 25 человек отвечали на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что ваши дети проводят время с гаджетами?». Более 70% членов семей ответило положительно и написало в комментариях, что считают подобное времяпровождение нормальной и повсеместной реальностью и не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Резко отрицательно высказался только один родитель; остальные 20% пояснили, что не против общения ребёнка с планшетом, телефоном и компьютером, но чётко контролируют и регламентируют этот процесс. Одно из печальнейших исследований российских учёных показало, что время, проведённое ребёнком вместе с семьёй, за последние десять лет уменьшилось на треть. Согласно теории поколений, разработанной американскими исследователями Н. Хоувом и В. Штраусом, дети разных поколений имеют свои особенности мышления и поведения.

В настоящее время мы, педагоги-дошкольники, работаем с детьми, т.н. поколения Альфа. Какие же они – дети поколения Альфа? Эти дети с раннего возраста контактируют с разными устройствами, которые используются для их развлечения и развития. Они отлично в них разбираются и могут справиться с любым сложным девайсом. Им интересен мир технологий и инноваций.

- Дети Альфа приобрели уникальную способность — делать несколько заданий одновременно. Они мобильны и любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Кроме того, дети из поколения Альфа самостоятельны и знают, чего хотят. Они умеют решать любые трудности, находят выход из конфликтных ситуаций и не признают криков, угроз и насилия. Для Альфа-детей намного важнее внутренняя мотивация, чем внешняя. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению — виртуальное.

- В свою очередь, я понимаю, что цифровой мир диктует свои правила, и детей нельзя от него спрятать. Да, несомненно, современному человеку очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. С другой стороны, есть необходимость в том, чтобы показать мир детям не только через экраны их гаджетов.И вот это уже вытекает в проблему.

- Когда я стала более глубоко изучать проблему дефицита живого общения и рисков её возникновения, я искала способы разговорить детей, стимулировать их на рассуждения, размышления. Сначала я открыла для себя один из подходов к активизации вербальной коммуникации – а именно: побуждающий диалог. Во внешней форме такой тип диалога представляет собой вопросно-ответный комплекс, который носит –ценностно-смысловой и эмоционально-личностный характер. От меня требовалось использовать в общении с детьми стимулирующие реплики, которые, в свою очередь, запускали мыслительную активность и речевой поток. Так, у меня появились шпаргалочки, на которых я записывала различные варианты речевых конструкций вопросов и заданий.

Во время прогулок на участке, работая в уголке природы, наблюдая за какими-либо объектами на улице и в помещении, я старалась чаще вызывать детей на диалог, на высказывания. Для этого мне приходилось строго контролировать и свою речь, чтобы избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить коротко «да» или «нет» и, поощряя детей на развёрнутые ответы.

Я стремилась побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить: «Почему вы так думаете?», «Что можно сделать в этой ситуации?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?».

В соответствии с новым Стандартом образовательный вектор через призму ценностей образования сместился с позиции «Чему учить?» к новому результату «Как учить?». В этом отношении мне оказалась близка традиционная и проверенная временем проблемно-диалогическая технология развития дошкольников. В её основе лежит исследовательское поведение и равноправное партнёрство между педагогом и детьми в разрешении проблемной ситуации.Схема оказалось довольна проста: вызвать у детей интерес, побудить к совместной деятельности, ввести в ситуацию затруднения, обдумать варианты решения, апробировать их, при необходимости – добыть новые знания, сделать вывод и подвести итог.

- Усвоение материала происходит через побуждающий или подводящий диалог, дискуссию и продуманные вопросы воспитателя, практические задания и творчество. И всё это без принуждения и натаскивания. Да, проблемно-диалогическая технология – не нова в педагогике. Её разработкой в нашей стране ещё в 60-х годах прошлого столетия занимались видные учёные Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Скаткин М.Н. и другие. Концептуальные основы проблемно-диалогической технологии очень созвучны идеологии системно-деятельностного подхода, широко применяемого в современном образовании. Их объединяет, в первую очередь, подход, при котором знания не предоставляются ребёнку в готовом виде, а приобретаются в процессе поисковой деятельности через проблемное содержание и диалогическое общение.

«Нет удивления – нет диалога!» С этой формулой меня в своё время познакомил мой первый наставник – педагог с большим стажем. Он раскрыл мне суть этого изречения и объяснил, что познание всегда начинается с удивления. Но, чтобы реализовать на практике данную формулу мне пришлось в какой-то степени стать настоящим актёром. Ведь занятие – это как маленький спектакль, когда актёр на протяжении всего действия держит зрителей в напряжении. И чем более драматичен, экспрессивен и театрален педагог, тем легче ему будет удерживать внимание детей, которых всегда влечёт всё неожиданное и новое.

- В проблемно-диалогической технологии как раз бОльшая часть занятия строится на интригующем материале:

  • в начале занятия – это обязательно «яркое пятно», «момент удивления», которое, как моторчик заведёт двигатель;
  • далее – введение в проблемную ситуацию – и опять с удивлением и стимулирующими вопросами;
  • затем выстраиваем гипотезы и призываем ребёнка к мыслительной работе;
  • после - через диалог и дискуссию мотивируем ребёнка на поиск, на открытие нового знания.

- Мой опыт в использовании данной технологии ещё совсем небольшой, и на пути освоения я иногда спотыкаюсь. Например, учусь правильно реагировать на детские реплики во время диалога. Т.к. часто возникает соблазн похвалить детей за правильный ответ привычными словами: «Молодец!», «Умница!». Но, понимаю, что в этом случае мгновенно будет прерван мыслительный процесс. Поэтому учусь реагировать на ответы детей эмоционально-неокрашенной интонацией («Так… будут другие мнения?», «Кто ещё хочет высказаться?»)

- Ещё одним моим затруднением долгое время оставалось желание мгновенно выдавать готовые ответы на вопросы детей. Сейчас я научилась притормаживать себя и сначала призываю своих воспитанников подумать, поразмышлять, предлагаю способы поиска информации.

Расширяя пространство для диалога с детьми, я много работаю над изучением специальных техник и приёмов на мотивацию, стимуляцию и активизацию детской деятельности, подбираю рабочие инструменты для диалоговой коммуникации.

- На сегодняшний день в моей группе хранятся 3 «волшебных» сундучка, в которых собраны специальные предметы-помощники:

  • предметы-контактёры;
  • предметы-мотиваторы;
  • предметы-стимуляторы (или: активаторы).

- Есть у меня уже и свои маленькие, в том числе и авторские, педагогические находки. Так, чтобы побудить детей к участию в беседе или дискуссии, к выражению своей точки зрения, я использую:

- приём Эстафеты (когда слово передаётся другому посредством передачи эстафетной палочки);

- приём «Интервью» (когда в занятие вводится микрофон и дети высказываются через игровую ситуацию «Вопрос – ответ»);

- приём «Диалоговые помощники» - в моей копилке собраны: шапочка Профессора, волшебные очки, телефон доверия, подзорная труба, шапочка доктора, колпак мудреца, которые помогают создать нужный образ и уже от лица вымышленного персонажа вступать в диалог.

- Наиболее оптимальной формой для проведения образовательной деятельности по повышению вербально-коммуникативных возможностей детей был выбран социально-коммуникативный игровой тренинг. Тренинг я использую как активную форму усвоения знаний и практической отработки у детей отдельных умений и навыков. В процессе работы по заявленной проблематике частично сформировался Кейс под названием «Этические задачи для дошкольников: проблемы и решения». Материалы кейса содержат этические задачи-ситуации, в основе которых – проблемный сюжет из детской жизни. Кейс включает в себя: каталог проблемных ситуаций этического содержания, банк иллюстраций, банк презентаций и тематическую библиотеку. Работа с материалами кейса позволяет развивать у детей социальные эмоции – сопереживание, сочувствие, сострадание, формировать навыки анализа и критического мышления, и самое ценное - формировать способность к моральному выбору и решению проблем в типовых жизненных ситуациях.Конечно же, в работе над проблемой дефицита живого общения, педагогу нельзя оставлять без внимания включение в движение по восстановлению живого общения, родителей воспитанников.

Для меня было важно хотя бы на короткое время выдернуть родителей из бесконечного потока жизненных дел и побудить их к размышлению на тему качества и способов общения со своими детьми. Т.к. для маленького ребёнка только взрослый может быть источником ответов на все вопросы, и только взрослый способен удовлетворять его истинные потребности. Из наиболее интересных и успешно реализованных форматов работы с родителями я бы выделила: акцию «Один день без гаджетов», родительское собрание в форме дискуссионной площадки «Мой ребёнок в цифровом мире: ожидания и тупики», семейные презентации «Выходные с пользой», фотовернисаж «Готовим всей семьёй» и флэшмоб «Семейный ужин без электроники».


СЛАЙД 11- В ближайшей перспективе я планирую продолжить в своей профессиональной деятельности использование проблемно-диалогической технологии, но хочу привнести в образовательный процесс элементы фасилитации.

- Чем меня заинтересовал данный подход?

- Основная цель фасилитации – повышение групповой эффективности. Для этого педагогу-фасилитатору необходимо задавать фокусированные вопросы детской аудитории, чтобы пустить мысль в нужном направлении, запустить дивергентное мышление, поддерживать групповую активность и помочь каждому участнику группы проявить свою успешность.

- Это, на мой взгляд, очень интересная и перспективная форма для повышения качества и продуктивности образования за счёт особого стиля общения и личности педагога-фасилитатора.

- Моя педагогическая копилка ещё только начала наполняться. Я понимаю, что нахожусь ещё в самом начале своего профессионального пути. И моё дальнейшее становление будет напрямую зависеть от моего желания расти в профессии. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Ктo хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины».

- Моя позиция – всё-таки искать возможности. Да, не всегда легко в нашей работе - случаются ошибки и промахи, огорчения и неудачи, но я принимаю их как важный и необходимый опыт, чтобы понимать «А как же правильно?», «Что будет лучше?», «Что я не сделала, чтобы было хорошо?».

- А ещё я поняла, что в нашей профессии готовых рецептов нет. Самые замечательные приёмы, помогающие в работе с одним ребёнком, могут просто не подействовать на другого, а могут и вовсе оказать негативный эффект. Поэтому приходится действовать очень осторожно, подбирать нужные «ключики» грамотно и продуманно, постоянно искать и пробовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра для дошкольников "По дороге добра"

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с целью ознакомления с содержанием понятия "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ" средствами риторик...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...

Конспект ООД по обучению дошкольников безопасного поведения на дороге "Добрая дорога детства".

Конспект деятельности направлен на закрепление раннее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения....

Долгосрочный познавательно – образовательный проект «Дорогою добра, дорогою традиций»

В результате проведения проекта дети узнают основные народности Красноярского края (детей 3-5 лет  эвенков, русских, детей 5-7 лет долганов, ненцев, русских. Сфыормируются элементарные представле...

Творческий отчет «Доброе сердце» идет дорогою добра»

Творческий отчет  «Волонтерский отряд     «Доброе сердце»   идет дорогою добра»...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Православная культура для малышей.)

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Прав...

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности «Лучики добра» в старшей группе на тему «Квест-игра Дорогою добра»

Цель: Обобщение представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, развитие взаимопомощи. Совершенствование навыков доброго общения со сверстниками и взрослыми. Создание положительного эмо...