Развитие логического мышления у детей через игровую совместную деятельность.
консультация

Выродова Елена Анатольевна

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Поэтому начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_logich_myshlenie.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей средней группы через игровую совместную деятельность.

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Но все мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной деятельности. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Поэтому начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Работая в детском дошкольном учреждении, имея положительный опыт работы по развитию логического мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста – с 4-5 лет.

Группа детей, с которыми я работаю, показала контрастность в плане общего развития. Некоторые из детей значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым уделяется больше внимания со стороны взрослых в семьях. Такие дети, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.

Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

Учитывая психологические особенности детей среднего возраста, я уделила игре большую роль – роль сближения детей в совместной деятельности в игре по парам или группами.

Я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.

Разделила их следующим образом:

  1. Предметно - дидактические (настольно - печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.

Дети, играя в эти игры должны уметь объяснять правила, замечать допущенные ошибки и исправлять их.

Функции дидактических игр для детей среднего возраста разнообразны. Это - игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.) – развивающие (т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении): Блоки Дьенеша, палочки Кюизера, головоломки и др.

  1. Игры на развитие пространственного воображения: строительный материал, счетные палочки, конструкторы.

Игры со строительным материалом развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта)

Игры со счетными палочками развивают не только мелкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.

Предлагаются следующие задания (для детей 4 - 5 лет):

· выложить;

· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;

· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;

· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);

· сосчитать углы, входящие в фигуру;

· построить фигуру по образцу;

· самому придумать и сложить фигуру.

Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.

  1. Словесные: загадки, игры на развитие воображения.

Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете, например:

На спине иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок

Нет ни головы, ни ног.

(Еж)

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями, например:

«С неба падают зимою

и кружатся над землею

легкие пушинки, белые…»

(снежинки).

Сравнение «снежинки - пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка.

Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях.

Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:

1. предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке (через наблюдение);

2. дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию;

3. знание языка, умение понимать переносное значение слов;

4. чтение художественной литературы.

Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.

  1. Пальчиковые игры.

Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры», это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую - нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Пример: «Мальчик - пальчик»

- Мальчик - пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю в план - организацию игровой совместной и самостоятельной деятельности. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной игровой деятельности, после чего переходят в самостоятельную деятельность.

Например:

 Занятие: знакомство с объектом - Игрушки (ранее - Посуда);

Совместная деятельность: игра «Что лишнее?», игры на классификацию и др.

Самостоятельная деятельность:

- собери из частей картинку (чашка, чайник, мячик, пирамидка),

- лото (игрушки, посуда).

Развитие логического мышления в процессе игры имеет ряд особенностей:

1. Дошкольники способны играть более длительное время, чем в рамках обычных занятий. Это обусловлено тем, что игра позволяет мотивировать дошкольников, у которых недостаточно хорошо сформировано волевое усилие.

2. Дошкольники мотивированы участвовать в игре, существует возможность создать соревновательный момент, который обусловит стремление дошкольников проявить себя.

3. Игры позволяют создать условия для разнообразных видов деятельности – собственно игровой, изобразительной, ролевой, театральной и др.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Логические игры в игровой совместной деятельности младших дошкольников развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате игровых действий дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические и проблемные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка...

Статья. Развитие логического мышления у дошкольников через игровую деятельность.

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления дошкольников средствами игр. Рассмотрены предпосылки дошкольного возраста к логическому мышлению, потенциал игр в развитии логического мы...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного  перехода детей к школьному обучению....

«Развитие логического мышления у детей через математические игры».

Мастер-класс «Развитие логического мышления у детей через математические игры». Был представлен на мо ДОУ....

ПРОЕКТ "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

ПРОЕКТ "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В процессе развития логического мышления через игровую деятельность  у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственн...