Статья. Развитие логического мышления у дошкольников через игровую деятельность.
статья (средняя группа)

Шуйская Оксана Алексеевна

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления дошкольников средствами игр. Рассмотрены предпосылки дошкольного возраста к логическому мышлению, потенциал игр в развитии логического мышления дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития логического мышления дошкольников средствами игр. Рассмотрены предпосылки дошкольного возраста к логическому мышлению, потенциал игр в развитии логического мышления дошкольников.

Ключевые слова: логическое мышление; дошкольный возраст; игровая технология; игры.

На современном этапе умение применять логическое мышление в различных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы является одной из ключевых компетенций человека, необходимой в большинстве видов профессиональной деятельности. Этим обусловлена актуальность развития данных умений уже в дошкольном возрасте, поскольку в школе от обучающегося требуется умение не только ставить цель урока, но и делать вывод о его достижении – то есть, уже применятьлогическое мышление.

В период старшего дошкольного возраста у детей активно развиваются способности к практическому мышлению и творчеству, что также является показателем достаточно высокого уровня эмоционального развития дошкольника. Дошкольник начинает понимать музыку, поет и танцует, интерпретирует информацию, делает выводы, способен рассуждать. Внимание и память постепенно теряют черты непроизвольности, что проявляется и в действиях – у ребенка начинается становление собственной воли. В этой связи именно в среднем и старшем дошкольном возрасте целесообразно начинать процесс формирования логического мышления.

В дошкольном возрасте логическое мышление должно развиваться, с одной стороны целенаправленно (педагогу необходимо создавать условия для его развития), но при этом, ребенок не должен воспринимать процесс развития логического мышления как трудную задачу. Этим обусловлено целесообразность организации процесса развития логического мышления в дошкольном возрасте посредством игры – наиболее естественного вида деятельности для дошкольника.

Следует отметить, что игры, развивающие логическое мышление дошкольников, должны включать в себя в том или ином формате такие задания, как:

1. Группировка предметов по признакам (цвету, размеру и др.), сравнение разных групп.

2. Сопоставление предметов с логическим выводом (например, «если собака больше кошки, то кошка… (меньше собаки)»).

3. Задания на вспоминание по признаку (например, предложить быстро вспомнить три домашних животных, три пластмассовых предмета, три деревянных предмета и т.д.).

4. Задания на соотнесение, например, «Из чего сделано», при котором ребенку предлагается назвать все предметы, которые можно сделать из дерева (доски, игрушки, бумага, хворост), из пластика, из бумаги и т.д.

5. Геометрические задания, например, рисование орнаментов, задания-лабиринты.

Использование игр различного типа позволят дошкольникам научиться выполнять наиболее простые логические действия – сопоставление, сравнение, выводы, действовать по алгоритму.

Связь формирования логического мышления и качества образования прослеживается достаточно прочно. В частности, в обоих случаях речь идет о формировании тех способностей, которые в современной системе ФГОС называют метапредметными универсальными учебными действиями (УУД). В настоящее время, в контексте ФГОС ДО, во главу угла в системе образования ставится концепция индивидуального подхода и формирования познавательно активной личности. Владение слагаемыми умениями логического мышления является одновременно одним из критериев сформированности личности и основой достижения качества образования.

Развитое в дошкольном возрасте дивергентное мышление, в рамках процесса образования, постепенно ослабевает к подростковому и старшему возрасту, таким образом, современная систем образования формирует узость мышления, тем самым, ограничивая человека в его будущей профессиональной деятельности и в конечном итоге – в жизненном успехе[4]. Этим также обусловлена необходимость развития логического мышления уже в дошкольном возрасте.

Выход из данной ситуации состоит в индивидуализации и дифференцированном подходе к образованию. Индивидуализация предполагает учет способностей ребенка уже в раннем детстве, и целенаправленное развитие этих способностей и мышления. Безусловно, такой подход можно признать идеальным, однако следует отметить, что в настоящее время существует ряд препятствий к его реализации, в первую очередь, стандартизация процесса обучения и воспитания уже в дошкольных образовательных организациях. Именно игры и игровые технологии обучения позволяют несколько отойти от такой стандартизации.  

Развитие логического мышления в процессе игры имеет ряд особенностей:

1. Дошкольники способны играть более длительное время, чем в рамках обычных занятий. Это обусловлено тем, что игра позволяет мотивировать дошкольников, у которых недостаточно хорошо сформировано  волевое усилие.

2. Дошкольники мотивированы участвовать в игре, существует возможность создать соревновательный момент, который обусловит стремление дошкольников проявить себя.

3. Игры позволяют создать условия для разнообразных видов деятельности – собственно игровой, изобразительной, ролевой, театральной и др.

Немаловажным является и тот факт, что не во всех случаях способности ребенка совпадают с его склонностями, к примеру, имея способности к математике, ребенок может любить литературу, и в данном случае возникают сложности в определении для него индивидуального образовательного маршрута – «по пути математики» или «по пути литературы».

Также достаточно сложным является вопрос возможности тестирования этих способностей. Однако в процессе игры способности ребенка раскрываются более полно. Индивидуализация образования в рамках игры состоит в том, чтобы в рамках обучения использовать методы, средства и подходы к обучению, которые позволят учитывать индивидуальные характеристики личности ребенка, его возрастные особенности, устремления, интересы. В данном ключе следует отметить, что в последние двадцать лет значительное внимание со стороны исследователей и практикующих педагогов уделяется проблеме связи личностного и когнитивного аспектов образования, и развития на этой основе различных способностей, в том числе, способностей к логическому мышлению.

Список литературы

1. Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей /Под ред. В.И. Любовского. – М.: Педагогика, 2012.- 14-47 с.

2.  Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста//Вопросы психологии. –2011. - №5.- 14-25 с.

3. Петровский, А.В., Учебное пособие для ВУЗов, «Детское мышление», 2012. – 120 с.

4. Ямщикова Д.С. О диагностике сформированности системного мышления учащихся при изучении интегрированного курса «Естествознание» //Научно-методический журнал «Физика в школе» специальный выпуск 3/2017. ISSN 0130-5522 с. 230-233.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование логического мышления основывается на развитии образного, а также является высшим этапом развития детского мышления. Этот этап сопровождается длительным и сложным процессом, так как полноц...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....