Методическая разработка. Проектная деятельность "Мир воды"
методическая разработка (подготовительная группа)

Методические рекомендации в проведении опытно-экспериментальной деятельности с применением ИКТ-технологии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

Методическая разработка

Проектная деятельность

«Мир воды»

Методические рекомендации в проведении опытно-экспериментальной деятельности с применением ИКТ-технологии

«Самое лучшее открытие –  то,

которое ребенок делает сам!»

                                                                                    Ральф У. Эмерсон

 Авторы проекта:   Токарь И.М.

Тип проекта: опытно-экспериментальный с применением ИКТ-технологии.

Участники проекта: дети (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)– воспитатели - родители.

По  продолжительности    реализации проекта:  среднесрочный  - 1 месяц

Цель: Формирование познавательной и речевой  активности детей через систематизацию знаний о свойствах воды и  значении воды как важного природного ресурса в процессе исследовательской деятельности. 

Задачи:

 Образовательные

1. Систематизировать и расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира, об основных физических явлениях: о свойствах воды, о  её разных состояниях посредством опытно-экспериментальной деятельности, о значимости воды в жизни человека.

2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

Коррекционные

4. Продолжать закреплять артикуляционные умения и навыки.

5. Отрабатывать направленный, длительный речевой  выдох.

6. Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Воспитательные

7. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.

8.Продолжать формировать коммуникативные навыки.

 

Актуальность проекта

«Самое лучшее открытие –  то, которое ребенок делает сам!»

                                                                                    Ральф У. Эмерсон

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…»

                                       К.А. Тимирязев

Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает  в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семенович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. И потом, совсем неважно, открыл ли ребенок что то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды.  Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей.  Проект  «Мир воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, что вода необходима для всего живого.  Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

  В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений  педагогики в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми дошкольного  возраста по активизации речевой деятельности.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:  речь  становится основой для дальнейшего развития ребенка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно вовремя начинать работу по развитию речевой активности детей и  скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу в различных видах деятельности, одним из таких видов деятельности является опытное-экспериментальная деятельность.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • опыты, экспериментирование
  • беседы с детьми о воде,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций,
  • творческая мастерская,
  • заучивание стихотворений о воде,
  • отгадывание загадок,
  • постановка и решение вопросов проблемного характера,
  • опыты,
  • дидактические игры, подвижные игры
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
  • моделирование: применение метода моделирования в изучении агрегатных состояний воды.
  • постановка и решение вопросов проблемного характера.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • Презентация плакатов на тему «Для чего нужна вода и ее охрана».

 

Продукты проекта:

  • Буклеты для родителей на тему  «Эксперименты в детском саду».
  • Лепбук  «Вода вокруг нас»

Предполагаемый результат:

Дети:

В результате реализации данного проекта  дети овладеют несложными способами  элементарного экспериментирования,  соответствующие  их возрасту,  продолжат развивать исследовательские умения: сравнивать, анализировать, обобщать.  

Сформируют  длительный, направленный ротовой выдох, научатся  контролировать время выдоха.

Дети  станут активнее использовать речь  как средство общения, расширят и обогатят словарный запас.  

Получат  положительный  социально-эмоциональный опыт  от совместной деятельности.

Воспитатели:

Повысит уровень профессионального мастерства.

Обогатит предметно-развивающую среду в группе.

 Родители:

Расширят кругозор по данной теме.  

Повысят степень вовлеченности в совместную деятельность с детьми

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • анализ условий для реализации проектной деятельности
  • подбор материала для детей  и родителей по теме проекта.

II этап - основной

  • выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта.
  • презентация на педсовете ДОУ.

I этап – подготовительный

Сбор информации, материала для реализации идеи, подборка мультфильмов, познавательных фильмов по теме проекта, создание предметно-развивающей среды в группе, презентации для детей согласно теме проекта;

-пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;

-пополнение «Игротеки» играми соответствующего содержания;

-создание мнемотаблиц для проведения опытов

Буклет на тему: «Опыты, которые можно провести с ребенком дома».

 Подбор методической и художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.

Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.

Создание условий для проведения проекта.

 Работа с родителями

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Анкетирование родителей  по теме «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Игры с водой», «Да здравствует вода»

Размещение справочной информации по теме бесед, опытов с водой.

Выставка рисунков  «Рисуем вместе» на тему  «Для чего нужна вода?»

II этап - основной

Предварительная работа с детьми по «Мир воды»

Чтение стихотворений, сказок, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, беседы, рассматривание лексического альбома  по теме «Вода», дидактические игры.

Алгоритм проведения опытно-исследовательской деятельности:

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • Анализ полученных  результатов.
  • Формулирование выводов.

П/н

Тема. Цель

Работа с детьми

1.

Опыт «Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материалы и оборудование: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Таз с водой.

 Работа с мнемотаблицей. Опытная деятельность с водой:  дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Воспитатель предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

 Анализ полученных результатов.

 Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений. Создание плаката «Свойства воды»

Игра на воспитание ротового выдоха «Волна»

Активизация в речи звук «С»
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

2.

Опыт «Есть ли у воды форма и запах?»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды

Материалы и оборудование:  Интерактивная доска, презентация «Свойства воды». Три стакана (сахар, соль, чистая вода). Настойка валерианы, пипетка, 2-3  предмета.  Сосуды различных форм.  

 

 Просмотр презентации на интерактивной доске «Свойства воды». Опытная деятельность: в один из стаканов добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт. Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Формулирование выводов: вода не имеет запаха и пахнет теми веществами, которые в нее добавляют и не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

 Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

 Игра на чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. «Плыви кораблик»

Активизация в речи звук «ш», «ж»
В голубенькой рубашке 
Бежит по дну овражка. 
(Ручеек)
Не вода и не суша- 
На лодке не уплывешь 
И ногами не пройдешь. 
(Болото)

3.

Опыт  «Играем с красками»

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде.

Материалы и оборудование: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани. Бумага для рисования формата А3, кисточки, стаканчики, палитра, краски. Игра «Снежки»

Работа с мнемотаблицей. Опытная деятельность с водой: в баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится). В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно). Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Анализ полученных результатов.

Формулирование выводов: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Проблемная ситуация  «У нас четыре краски: красная, жёлтая, синяя, белая. Как получить все цвета радуги, если у нас только эти краски?». Обсудили с детьми. Коллективное рисование «Радуга».

Игра на развитие сильного плавного выдоха, активизации губных мышц «Снежки»

4.

Опыт «Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Материалы и оборудование: Два блюдца, горошины, вата. Стаканы с мыльным раствором, коктейльные трубочки. Интерактивная доска познавательный мультфильм «Вода – это жизнь»

Работа с мнемотаблицей. Опытная деятельность с водой: воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в мокрой ватке, появился росточек, а у другой – нет.

Формулирование выводов: дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастании растений. Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

Игра  на развитие плавного выдоха, активизации  губных мышц «Мыльные пузыри»

Просмотр познавательного мультфильма «Вода – это жизнь». Обсуждение.

5.

Опыт «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Материалы и оборудование:  интерактивная доска, 2 емкости. Коктейльные трубочки, прозрачные стаканы.

Опытная деятельность:  две миски с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой миски вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисок не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя). Рассмотреть картину о круговороте воды в природе.

Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

Игра развитие сильного выдоха, обучение умению дуть через трубочку, активизации губных мышц «Бульки».

6.

Опыт «Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры, это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материалы и оборудование:  Мыло, вода: холодная, горячая в тазах. Игра «Ветерок».  

Опытная деятельность с водой: воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Анализ полученных результатов.

Формулирование выводов: вода – добрый помощник человека. 

 Игра развитие сильного  плавного ротового выдоха, активизации губных мышц «Ветерок».

7.

Опыт  «Что бывает с паром при охлаждении?»

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

 Работа с мнемотаблицей. Опытная деятельность: воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает, и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

 Анализ полученных результатов.

Формулирование выводов: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду, а на улице он становится инеем. Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

Речевая игра «Вьюга». Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

8.

Опыт «Друзья»

 Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материалы и оборудование:  Стакан, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.

Опытная деятельность: стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков).

Формулирование выводов: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде. Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

Игра развитие сильного  плавного ротового выдоха, активизации губных мышц «Остуди чай»

Речевая игра «На берегу моря». Предложить детям  представить себя на берегу моря. Закрыть глаза,  как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

9.

Опыт «Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Работа с мнемотаблицей. Опытная деятельность с водой. Перед детьми ставится задача: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например сачок). Если дети затрудняются с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев.

Формулирование выводов: камешки, заполняя емкость,  выталкивают воду. Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

 Игра развитие сильного  плавного ротового выдоха, активизации губных мышц «Снег идет»

10.

Опыт «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»

 Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Опытная деятельность с водой. Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жикая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник или за окно. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду. Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.) • Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Анализ полученных результатов.

Формулирование выводов. О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).

Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

Игра развитие  плавного ротового выдоха, активизации губных мышц «Кораблик»

11.

Опыт «Замёрзшая вода»

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Постановка проблемы, целеполагание.

 Выдвижение гипотез. Работа с мнемотаблицей. Опытная деятельность с водой. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.) Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом. • Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

Фиксация  результатов опытно-исследовательской деятельности в дневниках наблюдений.

Игра на активизацию губных мышц «Божья коровка».

12.

Опыт «Водяная мельница»

 Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Постановка проблемы, целеполагание.

 Выдвижение гипотез. Работа с мнемотаблицей. Опытная деятельность. Воспитатель проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей воспитатель показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу. Дети играют с мельницей.

Формулирование выводов. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Игра на отработку умения пользоваться направленной воздушной струёй «Лодочка»

Приложения

Консультации для родителей

Консультация для родителей

«Да здравствует вода!»

Один из немаловажных элементов, касающихся культуры нашего питания - вода. К сожалению, когда начинаешь беседовать с родителями детей, имеющих нарушение желудочно-кишечного тракта, выясняется, что дети мало пьют. Не только дети, но и сами взрослые. Маленькие дети страдают запорами. Поступление достаточного количества жидкости в организм человека – важное условие здорового пищеварения.

Дети и взрослые в день должны выпивать воды, помимо соков, жидкости (супов, чаев), от литра до двух, в зависимости от возраста, а также времени года. Что это должна быть за вода? Это не кипяченая во- да, а вода природная – это вода, которая пропускается через фильтр очистители, которые оставляют качественный состав воды, т.е. достаточное содержание кислорода, определенных микроэлементов, но фильтруют все болезненные организмы, соли тяжелых металлов, прочие какие-то компоненты, не нужные организму. Кроме того, в фильтрован- ной воде, пропущенной через барьер, убирается содержание хлора, ко- торый неблагоприятно сказывается на организме человека.

Почему мы говорим именно о не кипяченой воде? К сожалению, кипяченая вода теряет многие свойства, необходимые для организма. Зачем вода нужна нашему организму? Вода участвует в каждом физиологическом процессе, как в процессе всасывания, так и в процессе выделения. Одной из причин довольно частых проблем кишечника, в частности, запоров у детей и взрослых, является нарушение водного баланса. Организму нечем выводить продукты, шлаки. Шлаки залеживаются (образно говоря) в кишечнике, приводя к токсическим действиям на организм в целом, ибо давно известно: долголетие, молодость, красота, здоровье зависят в первую очередь от работы кишечника.

Поэтому еще и еще раз следует обратить внимание всех родителей: и им самим, и детям нужно пить живую, не кипяченую воду. Какую?

Используйте любые фильтры для очищения обычной, проточной воды от нежелательных, неблагоприятных примесей.

Консультация для родителей «Игры с водой»

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой — один из самых приятных способов обучения и релаксации.

Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений.

По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в вашем присутствии.

Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них. Во время игр не забывайте знакомить детей со свойствами воды.

Мы предлагаем Вам провести с детьми ряд несложных занимательных игр с водой.

Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера.

Кидаем в воду всё подряд!

В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.

Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.

Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:

  1. Металл — ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их).
  2. Дерево — деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги).
  3. Пластмасса — любые предметы и игрушки.
  4. Резина — в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните.
  5. Ткань — кусочки разных тканей, разных размеров — некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее «постирать», такая

«стирка» доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.

  1. Бумага и картон разной плотности — намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера — маленький кусочек намокает быстрее большого.
  2. Губки разных размеров — поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

Игры с подкрашенной водой

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив, концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует рас-ставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально — три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

В каждой из бутылок — раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски. Наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

Знакомим ребенка с разной температурой

Это тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками, в кото- рые мы наливали цветную воду. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. На-

зовите его ощущения словами, научите сравнивать — расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Эти простые игры можно проводить с ребенком дома. Играйте вместе с детьми, ведь когда ребенок играет, он развивается и развивается, когда играет!

Консультация для родителей

«Питьевая вода и здоровье ребёнка»

Питьевая вода — это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой. Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности. При отрицательном балансе, т.е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность. С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс. Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды. С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки. Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не

сможет нормально развиваться. Для примера - нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка. Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо. Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют  проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека. Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды. Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего! Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела. Основные пути поступления воды в организм следующие:

• непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);

• остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;

• небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Пути же выведения воды из организма следующие:

• в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;

• часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник. Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.

Поговорим о воде

С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр

является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесны- ми превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.

Детям можно:

  1. показывать картинки с изображением воды;
  2. рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах);
  3. провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например:

в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду).

Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.

Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.

В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода.

Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для

жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу, в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами - все достойно внимания ребёнка.

Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.

Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды).

Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию. Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.

И раз уж мы вели сегодня разговор о воде, то послушайте некоторые советы о способах закаливания детей.

Вся суть закаливающих мероприятий – в регулярном многократном повторении однотипных нагрузок на организм. Принцип тот же, что и при тренировке мышц – регулярное и постепенное увеличение нагрузки повышает силу и выносливость организма. Защитные силы организма возрастают, а значит, бактерии и вирусы крохе больше не страшны.

Кроме явного иммуномодулирующего эффекта наблюдается повышение аппетита, улучшение сна, нормализация роста и развития, возрастание работоспособности и концентрации внимания.

Выделяют два основных способа холодного закаливания:

  1. Закаливание с помощью воздуха.
  2. Водное закаливание.

Начиная процедуры закаливания, будьте готовы к тому, что достигнуть эффекта с помощью 2-3 процедур у вас не получится – это невозможно. Более того, форсирование процесса может повредить ребенку, так что не спешите.

Учтите также, что тренирующий эффект закаливающих действий сохраняется недолго и чтобы сохранить его, вам придется продолжать закаливание постоянно. После прекращения тренировок эффект исчезает уже через 3-10 дней. Если перерыв между тренировками составит хотя бы 3 дня, вам придется начинать всю программу сначала.

  1. Стихи о воде:

1.Берегите воду

Вода – это то. Что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться и пить. Не менее, впрочем, полезна вода.

Которая в виде замершего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь. Иначе, закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

  1. Светлана Олегова

«Кто, знает, откуда берётся вода?» Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега? Быть может, из льда? А может, с подземных ключей она бьет.

И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все -при все разузнать,

Немало учебников нужно читать.

  1. Сказка про капельку.

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем.

«Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

Сказка «Почему вода в море соленая?»

Это было давным-давно. По одну сторону реки жил бедный рыбак, а по другую — богатый хозяин, владелец семи волов. Случилось как-то, что рыбак отправился на рыбную ловлю, и пришло к нему счастье: он поймал в реке маленькую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака, чтобы он сохранил ей жизнь. За это она обещала вознаградить его тем, чем он захочет. Рыбак сказал, что больше всего нуждается в соли, так как соль продается за большие деньги, а денег у него нет, и поэтому он вынужден, есть вареный картофель без соли.

Едва рыбак успел это сказать, как перед ним в лодке появилась маленькая мельница. «Теперь у тебя будет много соли,— промолвила золотая рыбка — Ты только скажешь ей: «Мели мне, мельница, соль!» И она будет молоть до тех пор, пока ты не скажешь: «Мельница, остановись!» Тогда она и станет». Бедный рыбак отпустил рыбку и, радостный, отправился с маленькой мельницей домой.

Слух о счастье рыбака быстро облетел все село, и люди стали приходить к нему за солью.

Узнал об этом и богатый хозяин, владелец семи волов. Он сразу подумал, что неплохо бы завладеть этой чудесной мельницей. Ночью он переправился с другого берега. В хибарке рыбака все спали, и только одна мельница не переставала молоть соль. Хозяин проник в хибарку и схватил маленькую мельницу.

Он помчался обратно к реке, прыгнул в лодку и отчалил от берега. Когда лодка была уже далеко от берега, он спохватился, что забыл весла. Но было уже поздно: вода уносила лодку на середину реки. Хозяин не смел кричать, звать на помощь: он боялся, что у него найдут краденую мельницу. Пришлось молчать и с ужасом наблюдать, как течение несло лодку прямо в море. А мельница все молола да молола, и лодка заметно наполнялась солью. Хозяин был в ужасе, но не мог придумать, что делать. Он не знал волшебных слов.

Лодку вынесло в открытое море, и она стала медленно погружаться в воду, так как в ней набралось очень много соли. Жадный хозяин уже плакал, даже кричал, но все было напрасно. Лодка с солью, с мельницей и с хозяином пошла ко дну.

С тех пор мельница на дне моря беспрерывно мелет соль. Вот почему в море соленая вода.

Сказка рассказ «Как люди речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить.

Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

  1. Игра «Хорошо-плохо».

Дети встают в круг, педагог бросает ребёнку мяч он ловит и отвечает на вопрос «что хорошего или плохого в воде».

Игра «Какая бывает вода?»

Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках, становится в центре круга. Воспитатель задает вопрос: какая бывает вода? и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос.

Художественное слово

Пословицы, поговорки, загадки о воде

Вода камень точит.
Воду в ступе толочь — вода и будет.
Пролитую воду не соберешь.
Тихие воды глубоки.
Беги от той воды, что не шумит и не журчит.
Без воды и на хорошей лодке не поплывешь. 
Не зная броду, не суйся в воду.
Вода и сталь, и людей закаляет. 
Вода не любит грязных людей. 
Под лежачий камень вода не течет.

Бывает порою — идет и вода горою. 
Воды — залейся, а попробуй, напейся! 
Мелкая вода громче шумит. 
В незнакомых водах нет безопасных бродов. 
Вода всему господин, воды и огонь боится.                                                                                                                                                                                        Часом с квасом, порой с водой.                              

Это вилами на воде писано.
Вода и огонь, — хорошие слуги, но плохие повелители.
Вода опускается, — подводные камни поднимаются. 
Вода течет вниз, человек стремится вверх. 
В воду попадешь — сухим не вылезешь. 
В мутной воде отражение не увидишь. 
Вода у одного берет, другому дает. 
Вода усталости не знает. 
На большой воде и камни всплывают. 
На воде ноги жидки. 
Пролитую воду не соберешь. 
Хоть море и большое, а вода в нем — никуда! 
С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь. 
Где вода по шею, каждый может плавать. 
Зазнаешься — воды нахлебаешься. 
Погоди тонуть (топиться) вода холодна. 
Решетом воду мерить - потерять время. 
На текущую воду замок не повесишь. 
Огонь — беда и вода — беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.
Идет по воде, а ноги замочить боится. 
Не бросайся в воду до того, как перевернулась лодка. 
Нужен, как вода в тонущем судне. 
По которой воде плыть, ту воду и пить.
Правда в воде не тонет, в огне не горит. 
Правда из воды да из огня спасает.
Против воды тяжело плыть. 
В решете воду носить.                                                                                                                                       
И лодка на воде и весла в руках— спорить уже не о чем. 
Кувшин так часто ходит по воду, что в конце концов разбивается. 
Хлеб с водою, да не пирог с лихвою. 
Когда не видишь дна, не ходи через воду.

Ожегся на молоке - и на воду дует. 
Покой пьет воду, а беспокойство - мед. 
Вода-то близко, да ходить склизко. 
Стоячая вода гниет. 
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется. 
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 
Под лежачий камень вода не течет.   
Хмель - не вода, человеку беда. 
Воды жалеть - кашу не сварить. 
Посмотрись в воду на свою природу.
Лучше воду пить в радости, нежели мед в кручине. 
Остров окружила вода, а нас беда. 
Беда что вода: нечаянно на двор приходит. 
Свадьба скорая - что вода полая. 
Что гусь без воды, то мужик без жены. 
Воду толочь - вода и будет. 
В худом котле вода не держится.
 
Что с гуся вода. 
Не зная броду, не суйся в воду. 
Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться. 
Наша правда в воде не тонет, в огне не горит. 
Пошла вода Кубань-реки, куда велели большевики. 
Берег сторонится воды. Буря в стакане воды. 
Будь ниже травы, тише воды. 
Жениться - не воды напиться. 
Всякий мельник воду на свою мельницу отводит.
 
Ловить рыбу в мутной воде. 
Выйти сухим из воды. 
Пройти сквозь огонь и воду (и медные трубы). 
Дурак в воду кинет камень, а десять умных не вынут. 
Сгинул да пропал, словно в воду упал. 
За Октябрьскую нашу свободу - в огонь и в воду. 
Под водой и на воде враг не спрячется нигде. 
Любовь — хмельное вино, дружба — освежающая вода.
Любить, как чёрт любит святую воду. 
Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.
Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет. 

Русские народные пословицы и поговорки:

  • Апрель водою славен. 
  • Апрель всех напоит.
  • Апрель открывает ключи и воды.
  • Апрель с водою — май с травою
  • Апрельские ручьи землю будят.
  • Бывает порою, течет и вода горою.
  • Быль что смола, а небыль что вода. 
  • В марте вода, в апреле трава.
  • Вешней воды царь не уймет, вода путь найдет.
  • Вниз вода несет, а вверх кабала ведет.
  • Вода и землю точит и камень долбит.
  • Вода и мельницу ломает.
  • Вода камень точит.
  • Вода не мутит ума.
  • Вода о воде не плачет.
  • Вода плотину рвет.
  • Вода студёна - тело ядрено.
  • Вода-то близко, да ходить склизко.
  • Воду в ступе толочь - вода и будет.
  • Выроешь колодец глубоко, будет вода стоять высоко.
  • Где вода была, там и будет; куда деньга пошла там и скопится.
  • Где вода напрет, тут и ход найдет.
  • Где вода, там и беда.
  • Где вода, там и верба, где верба, там и вода.
  • Где вода, там и суда.
  • Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
  • Длинные капельники (сосульки) - долгий лен.
  • Ждать воды - не беда, да пришла бы вода.
  • Куда вода течет, туда и щепу несет.
  • Лучше вода в радости, чем брага в печали.
  • Людское счастье, что вода в бредне.
  • Полая вода снесет ворота. 
  • Тиха вода, да омуты глубоки.
  • Февраль воду подпустит, март подберет (о заморозках).
  • В воде не тонет, и в огне не горит
  • Если в кране нет воды - воду выпили жиды
  • Замолчал, как воды в рот набрал
  • И в мутной воде рыбу ловят
  • Их водой не разольешь (Друзья - не разлей вода)
  • Как повадится кувшин по воду ходить, так ему там и голову положить
  • Как с гуся вода
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
  • Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить
  • Много с тех пор воды утекло
  • На обиженных воду возят
  • Не зная броду, не лезь в воду
  • Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить
  • Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
  • Обжегшись на молоке, дуют на воду
  • Он сух из воды выйдет
  • По морю плавал, а воды не видел
  • Под лежачий камень вода не течет
  • Посуленное вилами на воде писано
  • Прошел сквозь огонь, и воду, и медные трубы
  • С водой ребёнка выплеснули
  • С лица воду не пить                                                                                              
  • С тобой говорить - решетом воду носить
  • Сколь воду ни варить, все вода будет
  • Хлеб да вода - крестьянская еда.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Загадки о воде.

 Много меня - пропал бы мир,
 Мало меня - пропал бы мир, 
                                                (Вода)

Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 
(Вода)

В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)

Ни рук, ни ног, 
А гору разрушает. 
(Капля)

Чего в гору не выкатить, 
В решете не унести, 
В руках не удержать? 
(Вода)

Не конь, а бежит, 
Не лес, а шумит. 
(Река)

Течет, течет - 
Не вытечет, 
Бежит, бежит- 
Не выбежит. 
(Река)

Зимой спит,
А летом шумит.
(Река)

Дни и ночи бежит,
И конца этому бегу не бывает.
(Река) 

Зимой скрываюсь, 
Весной появляюсь, 
Летом веселюсь, 
Осенью спать ложусь. 
(Река)

В нее льется,
Из нее льется
Сама по земле плетется.
(Река) 

Два братца 
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Берега реки)

Один говорит - побежим, 
Другой говорит - полежим. 
(Река и берега}

Бежала-шумела, 
Заснула - заблестела.
(Река подо льдом)

Текло, текло -
И легло под стекло.
(Река подо льдом)

Ею питаются,

На ней же и катаются.
(Река подо льдом)

Идет Егор с высоких гор - 
Ковром покрыт, скобой прибит.
(Река подо льдом) 

Стоит корыто
Полно воды налито. 
(Озеро) 

Посреди поля лежит зеркало, 
Стекло голубое, оправа зеленая. 
(Озеро, пруд)

К речке-сестрице 
Бежит-журчит водица. 
(Ручей)

Под землю ходит, 
На небо смотрит.
(Родник) 

Летом в зной
Угостит водой ледяной. 
(Родник) 

В голубенькой рубашке 
Бежит по дну овражка. 
(Ручеек)

Не вода и не суша- 
На лодке не уплывешь 
И ногами не пройдешь. 
(Болото)

Спрятана подо мхом - 
Ни пройти пешком, 
Ни проехать верхом.
(Болото)

Где нельзя ни ходить, ни ездить? 
(Болото)

Не море, не земля - 
Корабли не плавают, 
И ходить нельзя. 
(Болото)

Идет, идет,
У берега песню споет
И пропадет.

(Волна)

По морю идет, идет, 
А до берега дойдет - 
Тут и пропадет. 
(Волна)

Белые барашки
По синему лугу гуляют.
(Море и волны)

Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)

Шел долговяз-в землю увяз. 
(Дождь)

Меня ждут, зовут,
А приду  прочь бегут.
(Дождь) 

Крупно, дробно зачастило, 
Всю землю напоило. 
(Дождь) 

Живет в небе, 
Гулять пойдет - 
Ноги на землю спустит. 
(Дождь)

В небе родился,
В земле схоронился.
(Дождь)

Посмотрю я в окошко - 
Идет длинный Антошка. 
(Дождь)

Один льёт, другой пьет,
Третий растет. 
(Дождь, земля,трава)

Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь)

Седой дед у ворот 
Всем глаза заволок. 

(Туман)

Клубится, а не дым, 
Ложится, а не снег. 
(Туман)

Над рекой, над долиной 
Повисла белая холстина. 
(Туман)

С неба крупа падает. 
(Град) 

Лежало одеяло, 
Мягкое, белое. 
Солнце напекло - 
Одеяло утекло. 
(Снег)

Живет - лежит,
Умрет - побежит
(Снег)

Пришла девушка Беляна, 
Побелила все поляны. 
(Снег)

Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)

На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег)

Зимой греет, 
Весной тлеет, 
Летом умирает,
Осенью летает. 
(Снег)

Скатерть бела 
Весь мир одела.
(Снег)

Бел, а не заяц, 
Летит, а не птица
(Снег)

Приходит тихо, 
Ложится мягко. 
(Снег)

У матери белый платок - 
Землю покрывает, 
А морю не хватает. 
(Снег)

Бел, как сахар, 
Мягок, как шерсть, 
Легок, как перо. 
(Снег)

На всех садится, 
Никого не боится.
(Снег)

Белый Тихон с неба спихан, 
Где пробегает - ковром устилает. 
(Снег)

По колено воды,
А не напьешься
(Снег)

Лежал, лежал
Да в реку весной побежал.
(Снег)

Летели серые гуси, 
Нароняли белого пуха. 
(Снег и тучи) 

Бел, как мел, 
С неба прилетел. 
Зиму пролежал, 
В землю убежал.
(Снег),

Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег) 
В. Фетисов





Картотека опытов и экспериментов  для детей с водой

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель:

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал:

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Ход:

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет

больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани

      Ход:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт № 4. «Вода нужна всем»

Цель:

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход:

 Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в мокрой ватке, появился росточек, а у другой – нет.

Вывод

Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель:

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход:

Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя).

Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

Цель:

Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал:

Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход:

Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод:

Вода – добрый помощник человека.

Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?»

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал:

Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход:

Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)

Опыт № 8. «Что бывает с паром при охлаждении?»

Цель:

Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход:

Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод:

Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку, и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 9. «Друзья»

Цель:

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал:

Стакан, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.

Ход:

Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод:

В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт № 10. «Куда делась вода?»

Цель:

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал:

Две мерные одинаковые ёмкости.

Ход:

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда)

Опыт № 11. «Откуда берётся вода?»

Цель:

Познакомить с процессом конденсации.

Материал:

Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Ход:

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Опыт № 12. «Какая лужа высохнет быстрее?»

Ход:

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет

быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт № 13. «Игра в прятки»

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воды

Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Ход:

Раз, два, три, четыре, пять! Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод:

При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

Опыт № 14. «Как вытолкнуть воду?»

Цель:

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал:

Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Ход:

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод:

Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт № 15. «Откуда берётся иней?»

Оборудование:

Термос с горячей водой, тарелка.

Ход:

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.

Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод:

При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт № 16. «Тающий лёд»

Оборудование:

Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Ход:

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)

  • Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Опыт № 17. «Замёрзшая вода»

Оборудование:

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Ход:

Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.) Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму.

Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

  • Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на

подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Методическая разработка на тему "Водичка водичка..."

Цель: Начальное формирование экологической культуры ребенка.Задачи:1.Учить детей бережно относится к воде, экономить воду.2.Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.3.Показать д...

Методическая разработка исследовательского проекта "Вода-водичка для детей младшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.Задачи: — участвовать в посильной практической деятельности;- развиват...

Методическая разработка игры-занятия "Вода-водичка"

В методической разработке изложена методика проведения игрового занятия с детьми раннего возраста...