Конспект НОД "Знакомство с улицей"
план-конспект занятия (старшая группа)

Анна Леонидовна Суслова

на конкурс "Лучший педагог по обучению основам БДД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_ulitsey.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасности дорожного движения»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по безопасности дорожного движения на тему:

«Знакомство с улицей»

 для детей старшего дошкольного возраста

       

 Целевая аудитория: дети 5-6 лет

Автор: Суслова Анна Леонидовна

Воспитатель

МКДОУ детский сад «Ёлочка»

2024 год

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегают опасности.

  1. Пояснительная записка

1.1 Краткое обоснование выбора темы конкурсной работы

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения является одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.

К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад. Им приходиться следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофоры, знаки и т.д.), но и на маленьких дорогах улиц.

Представленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому, они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают на встречу автомобилю на детском велосипеде.

Очень важно начинать обучение основам безопасности с момента поступления ребёнка в детский сад, чтобы к моменту перехода в школу ребёнок мог спокойно и свободно ориентироваться в ближайшем окружение, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому профилактика дорожного травматизма среди детей является особенно актуальной в наше время. В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

  1. Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей обучающихся)

Занятие рассчитано на аудиторию детей возрастом 5 – 6 лет. В 5-6 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Продолжает развиваться образное мышление, дети способны не только решать задачи в наглядном плане, но и продолжают совершенствовать обобщение, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Совершенствуются умения свободно ориентироваться в помещение и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах, правильно вести себя на дорогах улиц.

1.3 Цель, задачи и планируемый результат мероприятия

Цель: формировать у дошкольников устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах через игровую деятельность.

Задачи:

  • закрепление знаний о дорожных знаках, их назначении;
  • расширение знаний о ПДД и культуре поведения на дороге и улице;
  • развитие двигательных качеств: ловкости, координации, выносливости:
  • развитие внимательности, наблюдательности;
  • воспитание навыков осознанного выполнения основных правил поведения на улице, дороге.

Планируемые результаты:

  • Соблюдают правила безопасного поведения пешехода, различают дорожные знаки разных групп, применяют полученные знания в повседневной жизни.
  • Называют знаки дорожного движения, называют правила поведения на дороге.
  • Понимают необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге и улице.
  • Знают и применяют правила движения велосипедиста.
  1.  Форма проведения мероприятия и обоснование её выбора

Мероприятие проводится в форме познавательной игры, имитирующей реальную жизнь с чёткими правилами. Мероприятие совмещает в себе игровые моменты с конкурсными заданиями, викторинами, что создает условия для взаимодействия и взаимопонимания детей, ориентироваться в пространстве, добиться результата сообразительностью, актуализируя имеющиеся знания, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры, умению применять знания на практике.

1.5         Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Применялись технологии: игровая технология, позволяющая вовлекать в деятельность всех детей, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии. Применение информативных технологий позволяет сделать занятие неповторимым, наглядным. При помощи проектора и компьютера ребята смотрят обучающие мультфильмы, ролики с ПДД.  Использование анимации и презентаций позволяет развить интерес к изучаемой теме. Новые знания закрепляются благодаря воздействию на несколько чувств восприятия.

В ходе проведения мероприятия были использованы следующие методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • частично-поисковый;

и приёмы:

  • игра,
  • викторина.

1.6. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия/занятия

  • Материально-технические: ноутбук, колонки; подборка музыкального сопровождения; разрезной наглядный материал (дорожные знаки);
  • Информационные: «Интернет».
  • Методические: справочная и методическая литература, Правила дорожного движения.
  1. Основная часть:

2.1 Ход занятия

Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй, ребята, подходите

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение стало?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.

                                 (Улица)

Воспитатель: Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать?

Дети: «Правила дорожного движения!»

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас проверим, соблюдаете ли вы правила дорожного движения по дороге в детский сад.

Игра – викторина:

- Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы).

- Где должны ходить пешеходы? (По тротуару).

- Где ездят машины? (По дороге).

- Где разрешается переходить улицу? Как определить, где находится пешеходный переход? (На дороге нарисованы полоски - зебра).

- А ещё можно узнать, где находится пешеходный переход по знаку (демонстрация знака). Как называется этот знак? (Пешеходный переход).

- Какой формы знак? (Квадратный). Кто изображен на знаке? (Человек, переходящий дорогу).

- Как нужно переходить улицу? (Спокойным, твёрдым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правил так много, как вы узнали все эти правила?

Дети: в детском саду или дома от родителей.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что для пешеходов есть специальные правила поведения на улице. Посмотрите на экран. Мальчик по имени Коля не знает этих правил, давайте мы расскажем ему.

(На экране иллюстрации с изображением мальчика в разных опасных ситуациях.)

Дети называют правила.

1. Не играй на проезжей части и рядом с дорогой.

2. Не переходи дорогу на красный сигнал светофора.

3. Автобус обходи сзади.

4. Не переходи дорогу в неположенном месте.

Воспитатель: а хотите, мы с вами, в парк на пикник поедим? Согласны? (Да)

Прогулочка, прогулка

Объявлена у нас!

Все дети едут в город

Примерно через час

-Запомните, ребята,

Хочу предупредить.

Должны вы, где бы ни были,

Внимательными быть.

Воспитатель: Так ребята, а на чём мы с вами поедим?

Дети: на автобусе.

Воспитатель: Правильно, дети! Вот знак автобусной остановки, а вот и автобус. Проходите в автобус. Садимся по удобнее, занимаем места.

(Дети проходят в автобус, построенный из стульчиков).

Воспитатель: в транспорте нужно вести себя вежливо, не забывая о своей безопасности. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя в транспорте? Расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.

Дети:

- во время движения нельзя руками трогать двери, нужно ждать пока их откроет водитель, у него есть специальная кнопочка. Держаться за поручни;

          - Взрослые, уступают места пожилым людям.

          Воспитатель: а можно разговаривать с водителем во время движения?

Дети: нельзя, водитель отвлекается.

Воспитатель: можно ли громко разговаривать в автобусе?

Дети: нет, это мешает другим пассажирам.

Воспитатель: что необходимо сделать, чтобы ехать в автобусе было безопасно?

Дети: Пристегнуться ремнем безопасности!

Воспитатель хвалит всех за правильный ответ и предлагает пристегнуться символическими ремешками безопасности из ленточек.

Воспитатель: Готовы? Поехали! Счастливого пути! Воспитатель включает музыку С. и А. Железновых «Мы в автобусе сидим» и предлагает вместе с ним повторять логоритмические движения (щетки по стеклу шуршат, колеса крутятся, сигнал бип-бип) во время движения игрового автобуса.

Далее воспитатель говорит: Стоп! Загорелся красный свет светофора (показывает красный круг) Что же делать?

         Д.: Остановиться.

         В.: Внимание!

         (показывает желтый круг)

         Д.: Приготовились.

         В.:(показывает зеленый круг).

Дети отвечают: Поехали!

В.: Включает музыку, передвигается вместе с детьми, повторяя логоритмические упражнения.

Объявляется остановка «Парк»

Далее педагог достает световозвращающие элементы, показывает детям и уточняет их назначение.

В.: Ребята, напомните пожалуйста, что это такое?

Предполагаемые ответы детей (световозращающий элемент, светлячок и т.д.)

В.: Для чего они нужны?

Ответ детей (их крепят на одежду. Они нужны, чтобы водители в темное время суток могли увидеть пешехода, который переходит через дорогу).

В.: а у вас на одежде они есть?

Ребенок:

Ты веселый яркий смайлик

На одежду прикрепи.

И тогда в ночное время

Будешь виден на пути.

Дети прикрепляют значки.

В.: Ребята, прежде чем переходить через дорогу, давайте вспомним правило.

Ответы детей (Мы подошли к краю тротуара, остановились. Посмотрели налево, посмотрели направо, откуда едут автомобили. Показали себя водителю, помахали рукой. Убедились, что водитель остановился и вас пропускает, перешли проезжую часть).

В.: Молодцы ребята, все верно! Вот теперь мы можем перейти на другую сторону. Мальчики будут в роли пап, а девочки - в роли детей.

(Все вместе переходят проезжую часть и попадают в жилую зону).

          В.: Вот мы и пришли, и оказались в жилой зоне. Посмотрите, как много играет детей и здесь тоже есть автомобили. Скажите, какой дорожный знак здесь должен быть? Что он обозначает?

          В.: Дима, принеси, пожалуйста, знак «Жилая зона».

(На экране появляется заставка – дома и детская площадка).

В.: Ребята, а как вы думаете, проезжая часть у дома, опасна или безопасна?

Д.: Опасна.

          В.: Совершенно верно, дорога у дома опасна. Почему играть и бегать по проезжей части во дворе нельзя?

Д.: Потому что во дворе ездят автомобили.

В.: Нельзя бегать и прятаться за транспортными средствами, потому, что автомобиль может внезапно поехать, а водитель не заметит вас.

В.: Когда мы выходим из подъезда, нам хорошо видна проезжая часть?

Д.: Нет.

В.: У подъезда дома по дворовому проезду также есть движение транспорта. Автомобиль, который мирно «спит» у дома, может внезапно начать движение. Поэтому перед выходом на проезжую часть, сначала посмотрите по сторонам. Если обзор закрывает дерево, кустарник, припаркованный у подъезда автомобиль, то надо приостановиться, считая до пяти оглядеться – нет ли за препятствием скрытой опасности. Не забудьте показать себя водителю, помашите рукой. Убедитесь, что водитель вас видит и пропускает, и только тогда переходите проезжую часть.

В.: Скажите, а как вы будете переходить местную дорогу, которая находится возле дома?

Далее подходят к перекрестку.

           В.: Ребята, куда мы с вами пришли?

Д.: к перекрестку.

          В.: а что это такое – перекресток? Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Д.: место пересечения двух дорог.

          В.: Посмотрите на экран. Этот перекресток особенно оживлен. А где же можно и нужно переходить проезжую часть на перекрестке?

Д.: проезжую часть на перекрестке, надо переходить только там, где есть знак «Пешеходный переход» и разметка.

Дети находят и ставят знак «Пешеходный переход», там, где разметка и пешеходный светофор.

Давайте мы тоже поиграем в игру «Перекресток» чтобы хорошо запомнить, что это такое.

Музыкальная игра «Перекресток»

Дети делятся на команды: команда пешеходов, команда транспорта. Под музыкальное сопровождение проводится игра.

В.: Ребята, а что является главным на проезжей части?

Д.: Светофор.

В.: Правильно, ребята! Кроме этих знаков у пешеходных переходов стоят умные приборы, которые называются светофоры. В дождь и туман, днем и ночью светят сигналы светофора. Их яркие сигналы видны издалека. Они помогают и пешеходам, и водителям.

- Транспортный светофор подает сигнал для автомобилей, а для пешеходов у него есть младший брат – пешеходный светофор. Обычно он прикрепляется пониже, и у него всего два сигнала: красный и зеленый. На нем изображены силуэты пешеходов. Расскажите, что означает каждый сигнал. (показ иллюстраций)

Дети рассказывают о функциях каждого сигнала пешеходного светофора.

В.: Какие виды светофоров вы знаете? Какие у них сигналы? (Ответы детей). На какой сигнал транспортного светофора пешеходы могут переходить проезжую часть? (на красный сигнал) Почему? (потому что автомобили на красный сигнал транспортного светофора стоят).

В.: ребята, а как нужно перейти перекресток?

Д.: прежде чем переходить проезжую часть, нужно остановиться посмотреть на пешеходный светофор. Когда загорелся зеленый сигнал пешеходного светофора, нужно посмотреть в ту сторону, откуда едут автомобили. И только убедившись, что все автомобили остановились и тебя пропускают, переходить проезжую часть.

В.: а можно ли маленьким детям переходить проезжую часть одним?

Д.: нет.

В.: Напомните, пожалуйста, как родителям нужно держать детей, при переходе через проезжую часть?

Д.: держать за запястье и переходить спокойным шагом.

          В.: предлагаю девочкам побыть мамами и перевести своих сыночков (мальчиков) через проезжую часть.

Переходят проезжую часть и попадают в парк.

В.: ребята, мы пришли с вами в парк, где любят отдыхать все жители.

Воспитатель предлагает пройти на импровизированную лужайку на пикник.

 Воспитатель подводит итог всего путешествия.

В.: Вот и наш автобус за нами приехал. Рассаживайтесь в автобус и отправляемся в обратный путь.

Дети садятся в автобус, звучит музыка «Би-би-бибика»

Музыка заканчивается, дети выходят из автобуса.

Заключительная часть.

В.:  Ребята, а хотели бы вы еще раз побывать в парке и что в нем вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

2.2 Методические советы и рекомендации:

  • создание условий для обучения детей в группе;
  • любое полученное знание должно закрепляться на практике во время игр, упражнений, проигрывания различных ситуаций;
  • использование метода повтора, наблюдение, поможет закрепить знание ПДД;
  • введение работы по ПДД: оформление уголков безопасности, подбор литературы, фотографий по ПДД;
  • взаимодействие с родителями, сотрудниками ГИБДД.

2.3 Список использованной литературы

  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
  • Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга /сост. Т.Ф. Саулина. М., 1989
  • -Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2006
  • Лыкова И.А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-

методическое пособие для педагогов, практическое руководство для

родителей / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Изд. дом «Цветной мир»,

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Наша улица " аппликация во второй младшей группе.

Решение проблемной ситуации-помощь  заблудившемуся  зайчику....

Конспект занятия: «Наша улица»

Учить детей правилам дорожного движения для пешеходов и научить практически их выполнять.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её. Развивать речь детей, мышление. Воспитыват...

Конспект итогового мероприятия "Улицы нашего города"

Конспект итогового мероприятия для детей подготовительной группы...

конспект НОД "Строим улицу"

во время НОД дети узнают о значении и происхождении слова улица, вспоминают названия улиц своего района, строят дома из конструктора, создают макет улицы....

Конспект развлечения на улице «Город Птицеград»

Цель данного развлечения- итог акции "Подари птицам дом", проводимой нами в старшей группе. Родители совместно с детьми зарание изготавливали скворечники. Участок был украшен шарами. Мы развесили по у...

Конспект интегрированного занятия "Улица полна неожиданностей"

Конспект занятия с детьми по профилактике дорожно-транспортных произшествий...

конспект развлечение на улице . Тема: "Прогулка в лес." старший дошкольный возраст

Развлечение на улице, тема " Прогулка в лес." для старшего дошкольного возраста ( о бережном отношении к природе)...