Мастер-класс "ТРИЗ технологии"
методическая разработка

Барбашина Лариса Осиповна

Мастер-класс «ТРИЗ технологии»

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно.

Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями?

 

СЛАЙД 1 Я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс по использованию такой образовательных технологий, как ТРИЗ, СЛАЙД 2 ее основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе образования (дошкольного). Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги стали искать такие технологии, которые бы отвечали требованиям стандарта, а главное они должны быть доступны для любого образовательного учреждения и легко применимы на практике. И именно такой является теория решения изобретательных задач. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению СЛАЙД 3 Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. СЛАЙД 4 У педагогов, поддерживающих данную технологию (тризовцев) существует кредо: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта».

 

СЛАЙД 5 В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Иллюстрация с методами

 

СЛАЙД 6 Но я бы хотела остановиться подробнее на методе «Системный оператор»

 

СЛАЙД 7 Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Дети по своей природе очень изобретательны, непосредственны и непредсказуемы, они замечают то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

 

В теории ТРИЗ существует статистика, которая гласит, что творчески одаренные личности составляют – дети в пятилетнем возрасте, они дают до 90% оригинальных ответов, к 7 годам это количество утрачивается до 20%, а взрослые лишь составляют 2%

 

Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. СЛАЙД 8 «Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Данный метод еще называют «многоэкранной схемой талантливого мышления»

 

СЛАЙД 9 Для детей младшего возраста «системный оператор» называют «волшебный телевизор» или «волшебный лифт», а старших дошкольников уже можно познакомить с его научным названием. СЛАЙД 10 Самый распространенный вариант – девятиэкранка.

 

Работа с «Волшебным телевизором» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно, при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа. СЛАЙД 11 Вот например, давайте попробуем рассмотреть как систему «цыпленка». Делать мы будем это словесно.

 

Кто это? Цыпленок. Давайте переместимся на нашем волшебном лифте вниз, в подсистему. Что у него есть, из чего он состоит? Поднимаемся вверх – частью чего он может являться, где мы можем его встретить? Так как наш лифт волшебный, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Перемещаемся влево, это прошлое системы. Чем был цыпленок в прошлом? А кем он станет в будущем? …

 

СЛАЙД 12 Обрати внимание на слайд, там представлена аналогичная таблица.

 

СЛАЙД 13 Уважаемые коллеги, подумайте, на какой возрастной группе можно применять данную схему?

 

В каком бы виде вы его предложили ребенку, более младшего возраста?

 

(Практическая работа)

 

СЛАЙД 14 Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка.

 

СЛАЙД 15 Иллюстрации

 

СЛАЙД 16 Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение, которое представлено на слайде.

 

СЛАЙД 17 Давайте рассмотрим еще один пример, внимание на слайд.

 

СЛАЙД 18 Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике.

 

СЛАЙД 19 А ведь применять ее можно где угодно! Не только в НОД, или в режимные моменты, но и дома со своими детьми. Дети умываются? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из ванной? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом чада и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

 

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

 

Мы с моими воспитанниками, совсем недавно, в рамках изучения темы «Кухня. Посуда» воспользовались методом «Системный оператор», им представилась возможность пофантазировать, какой может стать кружка в будущем. Мы заполнили все экраны нашей схемы, хотелось бы с вами поделиться какие ответы дают дети работая по схеме…. Некоторые ребята сделали дома со своими родителями макеты своих изобретений. Я решила взять их с собой и продемонстрировать вам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «ТРИЗ технологии»

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно.

Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями?

СЛАЙД 1 Я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс по использованию такой образовательных технологий, как ТРИЗ, СЛАЙД 2 ее основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе образования (дошкольного). Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги стали искать такие технологии, которые бы отвечали требованиям стандарта, а главное они должны быть доступны для любого образовательного учреждения и легко применимы на практике. И именно такой является теория решения изобретательных задач. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению СЛАЙД 3 Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. СЛАЙД 4 У педагогов, поддерживающих данную технологию (тризовцев) существует кредо: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта».

СЛАЙД 5 В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Иллюстрация с методами

СЛАЙД 6 Но я бы хотела остановиться подробнее на методе «Системный оператор»

СЛАЙД 7 Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Дети по своей природе очень изобретательны, непосредственны и непредсказуемы, они замечают то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

В теории ТРИЗ существует статистика, которая гласит, что творчески одаренные личности составляют – дети в пятилетнем возрасте, они дают до 90% оригинальных ответов, к 7 годам это количество утрачивается до 20%, а взрослые лишь составляют 2%

Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. СЛАЙД 8 «Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Данный метод еще называют «многоэкранной схемой талантливого мышления»

СЛАЙД 9 Для детей младшего возраста «системный оператор» называют «волшебный телевизор» или «волшебный лифт», а старших дошкольников уже можно познакомить с его научным названием. СЛАЙД 10 Самый распространенный вариант – девятиэкранка.

Работа с «Волшебным телевизором» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно, при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа. СЛАЙД 11 Вот например, давайте попробуем рассмотреть как систему «цыпленка». Делать мы будем это словесно.

Кто это? Цыпленок. Давайте переместимся на нашем волшебном лифте вниз, в подсистему. Что у него есть, из чего он состоит? Поднимаемся вверх – частью чего он может являться, где мы можем его встретить? Так как наш лифт волшебный, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Перемещаемся влево, это прошлое системы. Чем был цыпленок в прошлом? А кем он станет в будущем? …

СЛАЙД 12 Обрати внимание на слайд, там представлена аналогичная таблица.

СЛАЙД 13 Уважаемые коллеги, подумайте, на какой возрастной группе можно применять данную схему?

В каком бы виде вы его предложили ребенку, более младшего возраста?

(Практическая работа)

СЛАЙД 14 Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка.

СЛАЙД 15 Иллюстрации

СЛАЙД 16 Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение, которое представлено на слайде.

СЛАЙД 17 Давайте рассмотрим еще один пример, внимание на слайд.

СЛАЙД 18 Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике.

СЛАЙД 19 А ведь применять ее можно где угодно! Не только в НОД, или в режимные моменты, но и дома со своими детьми. Дети умываются? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из ванной? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом чада и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

Мы с моими воспитанниками, совсем недавно, в рамках изучения темы «Кухня. Посуда» воспользовались методом «Системный оператор», им представилась возможность пофантазировать, какой может стать кружка в будущем. Мы заполнили все экраны нашей схемы, хотелось бы с вами поделиться какие ответы дают дети работая по схеме…. Некоторые ребята сделали дома со своими родителями макеты своих изобретений. Я решила взять их с собой и продемонстрировать вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...