Доклад Нравственно-патриотическое воспитание в ОО
статья

Слепцова Надежда Ревовна

В данном материале содержится доклад по нраственно-патриотическому воспитанию в ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_oo.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

 С. Михалков

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.

В конце сентября 2022 года Владимир Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны. С 1 сентября 2023 года планируется скорректировать образовательные программы таким образом, чтобы главный акцент делался на патриотическом воспитании. Как отмечено в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Развитие детей согласно стандартам, должно включать в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. В этой связи особенно актуальными становятся мероприятия патриотической и духовно-нравственной тематики.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  •  Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Патриотического воспитания в ДОУ, организует методическую работу с педагогами. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации. Вторая часть методической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

«Методы и формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач, презентаций, дидактические игры.

Ежегодно составляется воспитательный план, который охватывает все формы и методы по патриотическому воспитанию. Предусмотренным планом, включает мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, таких как: «День Победы», «День защитника Отечества», «День Космонавтики», «День Республики Саха (Якутии)», «Ысыах», «Новый год», «Масленица», Международный женский день, спортивные конкурсы «Мама, папа, я – спортивная семья», «Смотр песни и строя», «День Байаная», «Игры Дыгына», тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики и т.д При подготовке к проведению мероприятий дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается и  с хорошим настроением приобщаются к традициям..

Ежегодно отмечаются национальные праздники:

 «День Республики Саха (Якутия)» проводится 27 апреля, в честь этой памятной даты в дошкольном учреждении были организованы колоритные праздники – с народными костюмами, играми, познавательными занятиями по истории родного края. 

«Ысыах» отмечается 21 июня. Народ Саха с особой радостью встречает наступление лета самым торжественным и пышным праздником на древней земле Олонхо. Песни – тойук, древний хоровод осуохай, чарующие звуки хомуса, спортивные состязания «Игры Дыгына», щедрое гостеприимство земляков и гостей наполнит нас благотворной энергией солнца, неизбывной жизнеутверждающей силой лета!

«День Байаная» Байанай – это дух природы, который живет в лесу. Он охраняет животных и птиц нашей природы. Все животные и птицы, это дети Байаная, он покровитель охотников. Приобщение дошкольников к культуре своего народа, приобщение уважения, гордости за землю, на которой мы живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу. Были проведены национальные спортивные игры. Детям очень нравится потому, что это интересно и увлекательно.

 Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Совместно с родителями проводится разнообразная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи: «Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского», «Царство вечной мерзлоты», «Музей мамонта» П.А. Лазарева, осмотры памятников культуры и истории, библиотеки: Центральная детская библиотека им. Белинского, «Центр чтения».

В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

В рамках семейного клуба был в ДОУ создан совместно с родителями и детьми развивающая среда мини-музея «Русский и Якутский быт».  Родители и дети приносили экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки.  В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

              Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
           

Заключение

Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.

Использованная литература:

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика. 2005. №2.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.

Ветохина  А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.-СПБ: Детство-Пресс,2013.

Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России. –М.: Аркти, 2003.

Дозорова М.А. «Семья»- М.:Аркти,2008.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: Сфера, 2004.

Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Сфера, 2009.

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.-М., 1987.

Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольника

Интернет – ресурсы

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/08/03/doklad-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov

https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам».        Родина…, Отечество... В корня...

Доклад :(Нравственно -патриотическое воспитание)

Доклад об нравственно-патриотическом воспитании....

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

Доклад "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендуется для педагогов дошкольных отделений...

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»...