Консультация "Использование кейс – технологии в работе с родителями дошкольников"
консультация

  Кейс-технология – это практико - ориентированная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologii.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс – технологии в работе с родителями дошкольников

  Детский сад представляет собой механизм, в  котором все функционирует за счет болтиков и винтиков, т.е. детей, родителей и воспитателей. Всем известно, что активное участие родителей в жизни детского сада всегда приветствуется воспитателями. Есть много методов и технологий в работе с родителями. Я  хотела бы рассказать вам  о кейс - технологии и его использование в работе с родителями на собраниях в нашем саду.

  Кейс-технология – это практико - ориентированная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

    Главное предназначение кейс - технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество участников дискуссии.

   Родительское собрание – это одна из действенных форм активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Но даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать длинные лекции на темы, которые освещают  педагоги детского сада. Поэтому кейс – технология отлично подходит для работы с родителями на собраниях.

   Цель применения данной технологии в ДОУ научить родителей как индивидуально, так и коллективно: анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их; находить оптимальный вариант и формировать программы действий.  

 Задачей кейс – технологии является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

   Структура кейса включает:

– ситуация-случай, проблема, история из реальной жизни;

– контекст ситуации – хронологический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;

– комментарий ситуации, представленный автором;

– вопросы или задания для работы с кейсом;

– приложения.  

            Требования к кейсу:                     

– соответствовать четко поставленной цели создания;

– иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;

– быть актуальным;

– развивать аналитическое мышление;

– иметь соответствующий уровень трудности;

– провоцировать дискуссию;

– иметь несколько решений.                  

    Источниками кейсов являются:

– жизненные ситуации;

– типовые ситуации;                                                                     

– художественная и публицистическая литература;

 -  научные статьи;

           – интернет-ресурсы.

       В дошкольном образовании выделяют следующие виды кейс - технологии:

– анализ конкретных ситуаций или кейс – стади;

– кейс - иллюстрации;

– фото - кейс;

– проигрывание ролей (ролевое проектирование).

   Кейс – стади – это кейс, в котором описана ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

«Случай во время обеда».

 Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать. Только Вова сидел грустный.  Оказалось, что у него нет ложки. Как быть? Почему у Вовы не было ложки?

 Кейс - иллюстрация

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку своего взгляда на её решение.

      Фото - кейс

В фото-кейс входит:

– фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему,

– текст к кейсу, который описывает совокупность событий,

– задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

    

 Ролевое проектирование

Ролевое проектирование  – это вид кейс - технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта участника посредством проигрывания заданных ролей.

      Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

     Важной особенностью данной технологии является:

– умение участника принять на себя роль;

– умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

– ролевое взаимодействие.

       Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:      

– Знакомство с ситуацией, ее особенностями (воспринимают предложенную ситуацию).

– Выделение основной проблемы (объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются).

– «Мозговой штурм» (осуществляют поисковую деятельность).

– Анализ последствий принятия решения (представляют свои роли, осуществляют презентацию).

– Решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают выводы).

       Предлагаю вашему вниманию примеры  кейсов, которые используются у нас в саду для работы с родителями.

Педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Мальчик, 6 лет. Позитивный, артистичный, принимает активное участие в конкурсах в саду, нравится участвовать в утренниках. Мама обратилась с просьбой к воспитателям  – сократить участие ее сына в различных видах деятельности, т.к он стал зазнаваться.

Ваши действия…

Ситуация 2.

Мальчики – близнецы, 5 лет. Гиперактивные, один из братьев часто лез в драку, с другими детьми часто возникают конфликты,  второй спокоен, любит собирать пазлы. Начали поступать жалобы от родителей, что обижают их детей. Воспитатель реагировала на жалобы - проводила беседы по поводу поведения, проигрывала ситуации с детьми «Как вести себя с другими детьми?». Затем сообщила маме близнецов о сложившейся ситуации. Мама, забрав братьев, сказала, что разберется с ними дома. Вечером она позвонила воспитателю и сообщила, что сын ее не виноват, его провоцируют другие дети и обвинила воспитателя, что та потворствует другим детям.

Ваши действия…

Ситуация 3.

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Ваши действия…

Применяя педагогические ситуации, воспитатель вместе с родителями начинает диалог – дискуссию. В ходе дискуссии педагог  должен быть активным участником, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.

  Продуктивный ход  дискуссии снижает: непонятная инструкция, сравнение с другими, тема далека или не понятна, недостаток информации; повышает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.

    В заключении  хочу отметить, что:

    Во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ-технологий в работе с родителями дошкольников

Применение ИКТ-технологий в работе с родителями дошкольников...

Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников.

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторовповышения воспитания подрастающего поколения.Цель моей работы: решение задач, связанных с возрождением традицийсемейного воспитания, ...

Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников.

Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников....

Методическая разработка «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

В  статье  представлена  подборка  кейсов  для  родителей  дошкольников...

Выступление на педсовете: «Кейс технология в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста как форма интерактивного общения»

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени для своих детей и погрузиться те или иные ситуации и проблемы....

Мастер-класс " Использование кейс-технологии в работе с родителями"

Одна из форм информационно-аналитической работы педагогов и родителей – кейс технологии....

Консультация для родителей на тему: "Применение ИКТ-технологий в работе с родителями дошкольников"

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители. Создание единого информационного образовательного пространства д...