ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Беляева Елена Анатольевна

«Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» А.С. Макаренко

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Беляева Елена Анатольевна, воспитатель

БДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 400»

г. Омск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»

А.С. Макаренко

Стремление каждого поколения к воспитанию духовно-нравственной личности не угасало никогда. Семья всегда была основой того, где человек учился творить добро. За последнее время все изменилось, общество живет уже в новом веке, где социально-экономические отношения вышли на первый план. Изменилось отношение к моральным ценностям, поведению людей в обществе. Произошли изменения и в семейных отношениях. Непростая экономическая ситуация, сложившееся в нашей стране, заставляет старших членов семьи зарабатывать деньги, уделяя все меньше времени воспитанию своих детей.

Благодаря проведенному опросу среди родителей было выявлено несколько причин, по которым они уделяют меньше времени воспитанию детей: недостаток времени, материальных средств и/или педагогического опыта, плохие жилищные условия, неблагоприятная ситуация в семье.

Многие родители, самоустраняясь от непосредственного воспитания, легкомысленно надеются, что педагоги достигнут цели и воспитают их детей хорошими, часто не подозревая, что именно они и их поступки являются примером в воспитании.

Эрих Фром считал, что «…характер и нравственное поведение ребёнка является слепком с характера родителей, и развивается в ответ на их характер и их поведение». [1, c. 35]

Воспитание духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [4], уделяется особое внимание духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка оказывают влияние следующие факторы: [2, c. 66]

  • семья – 50%;
  • средства массовой информации – 30%;
  • детское образовательное учреждение – 10%;
  • улица – 10%.

Пришло время необходимости объединения усилий педагогов и родителей, для поиска общих путей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Родители наравне с педагогами стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Хотя детский сад играет важную роль в воспитании детей, однако именно в семье дается ребенку первый жизненный опыт, именно там закладываются основы его характера и морального облика, во многом от семьи зависит направление интересов и склонностей.

Опыт работы с родителями даёт основания предположить, что современные родители недостаточно информированы в вопросах духовно-нравственного воспитания и испытывают в этом некоторые сложности. Многие считают, что воспитание заключается в том, чтобы вырастить успешного, умного, образованного человека. Сегодня родители в большей степени озабочены накоплением детьми конкретных знаний, а волнующие разговоры о человеческой сущности, добродетелях ведутся крайне редко.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Многие родители просто не понимают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. [6, c. 58] Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно они родители ответственны за воспитание детей.

Лидирующую позицию в воспитании духовно-нравственных ценностей детей занимает взаимодействие педагога и родителя. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Чтобы оказать помощь, педагог должен знать проблемы физического и психического здоровья своих воспитанников, а так же особенности семейного воспитания.

Для развития духовно-нравственных качеств у детей используем следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов; анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • проведение совместных учебных мероприятий;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы и пр.);
  • экскурсии;
  • визиты домой;
  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • индивидуальная работа с детьми дома;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • помощь родителей в детском саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы и т.п.).

Показатели эффективности применяемых форм работы – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Основной задачей в работе с семьей является повышение педагогической культуры мам, пап, дедушек и бабушек. Важно, чтобы взрослые не только получали педагогические знания, но и применяли их на практике. Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей является составной частью работы всей педагогической работы.

Оказывая поддержку родителям в вопросах воспитания духовно-нравственных качеств у детей, хочется отметить, что многие из них проявляют особый интерес и с большой благодарностью принимают и используют полученную информацию на эту актуальную тему. Современные родители нуждаются в духовной и моральной поддержке не меньше, чем их дети.

Подводя итоги, хочется привести цитату Д. Медведева: «Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду».

Список литературы:

  1. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  2. Герасимова, Л.Л. Включение родителей в совместную воспитательную деятельность / Л.Л. Герасимова // Внешкольник. – 2008. – №2. – С. 65-69.
  3. Мулько, И. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: метод. пособие / И. Мулько. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.
  4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от № 996-р [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
  5. Саматова, В.Б. Школа для родителей / В.Б. Саматова // Внешкольник. – 2002. – №11. – С.48-53.
  6. Сериков, В. В. Воспитание нравственного созидания и поведения / В.В. Сериков. – М: 2007. – 154 с.
  7. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988. – 195 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными...

Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и поддержки семейных ценностей»

Создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностного подхода и гуманизации ...