Детская самостоятельность и инициативность как результат качества образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства для работы с детьми старшего дошкольного возраста
статья

Торговцева Екатерина Леонидовна

Цель нашей работы в данном направлении: становление детской самостоятельности и инициативности посредством формирования у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_torgovtseva_e.l.docx131.39 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

г. Братск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

муниципального образования  города Братска

Детская самостоятельность и инициативность как результат качества образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства

для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Составила:D:\Новая папка\фото финбол\IMG-20190214-WA0006.jpg

        Торговцева Е.Л.

Воспитатель

г. Братск

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка разнообразия детства, создание социальных ситуаций развития детей.

Каким должен быть наш выпускник?  Согласно целевым ориентирам, прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (коммуникативной деятельности), познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности.

Однако, именно становление детской самостоятельности и инициативности является актуальной проблемой современности.

Поэтому педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, создавать «территорию успеха» для каждого ребенка.  

Главное направление работы педагогического коллектива – это создание мотивирующей образовательной среды для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей. Другими словами можно сказать, что это создание таких условий развития, такой ситуации успеха, где каждый ребенок сможет стать личностью, и проявить все свои таланты, причем и ребенок, и взрослые должны быть одинаково  активны.

Такой «территорией успеха» стала для нас организация образовательной деятельности дошкольников по формированию навыков эффективного ведения домашнего хозяйства.

Новые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры. Поэтому воспитание финансовой грамотности надо начинать уже с дошкольного возраста. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Основы финансовой грамотности могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений «разумного ведения домашнего хозяйства» и использование «карманных денег» [3].

Вопрос ведения домашнего хозяйства и рационального использования карманных денег всегда волновал людей. К этой проблеме обращались люди, живущие в Древнем мире, средние века, и сегодня она весьма актуальна.

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Что может стать содержанием финансового воспитания в семье?

Это, прежде всего, домашнее хозяйство. Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости [2].

В настоящее время проблема формирования у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства весьма актуальна. Зачастую родители не объясняют своим детям, какие у них обязанности дома, не приучают к трудовой деятельности, не рассказывают, что такое семейный бюджет и от чего зависит благосостояние семьи. В итоге, взрослея, дети не умеют соотносить свои желания с возможностями семьи. В результате, когда они не получают желаемое, происходит конфликт с родителями.

Поэтому, необходимо в старшем дошкольном возрасте формировать представления о ведении домашнего хозяйства, обязанностях членов семьи; семейном благополучии.

Цель нашей работы в данном направлении: становление детской самостоятельности и инициативности посредством формирования у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства.

Задачи определены для всех участников:

Для детей:

1. Объяснять значение понятий «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», семейный бюджет», «карманные деньги».

2. Формировать представления о ведении домашнего хозяйства, обязанностях членов семьи; семейном благополучии.

3. Совершенствовать навыки экономического ведения домашнего хозяйства, использования жизненного опыта и знаний, полученных в рамках образовательной деятельности, на практике.

4. Способствовать развитию детской самостоятельности, инициативности и творческого потенциала воспитанников.

5. Воспитывать социально-личностные качества, активную жизненную позицию, уважение к труду членов семьи.

Для родителей:

1. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.

2. Сформировать  у родителей представления о значении карманных денег для развития детей.

Для педагогов:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство по использованию вариативных форм развития детской инициативы и самостоятельности.

2. Организовать мотивирующую образовательную среду для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах финансовой грамотности.

Хочется отметить, что важно, чтобы с раннего возраста каждый понимал свою роль в семье и имел обязанности. Необходимо, чтобы дошкольники понимали, что само существование любой семьи тесным образом связано с необходимостью повседневного домашнего труда. От умения рационально вести домашнее хозяйство зависит не только материальное благосостояние семьи, но в значительной мере ее моральное благополучие. А формирование у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства в свою очередь положительно влияет на  становление детской самостоятельности и инициативности [1].

Именно поэтому мы и начали работу с детьми по финансовой грамотности, которая состоит из 3 этапов.

На первом подготовительном  этапе были проведены следующие мероприятия.

Мы собрали практический и методический материал из разных источников.

Детям было предложено решить проблемную ситуацию, которая возникла у двух друзей: они никак не могли определиться с тем, как можно потратить карманные деньги. Наши почемучки пришли к выводу, что они сами мало знают о деньгах и рациональном их использовании. Используя технологию «Модель трех вопросов» мы узнали, что дети знают по данной теме, что хотели бы узнать и с помощью чего это можно сделать. Вместе составили План-паутинку.

Был оформлен родительский уголок, проведено анкетирование родителей.

Запоминающимся мероприятием этого этапа стало проведение Круглого стола совместно с  родителями, в рамках которого сообща выяснили, почему важно формировать у дошкольников навыки эффективного ведения домашнего хозяйства с дошкольного возраста, и значение положительного влияния данной деятельности на становление детской самостоятельности и инициативности. Значимость данного мероприятия в том, что сами дети смогли высказать своё мнение, рассказать о том, что им интересно и чему они хотят научиться.

Важным аспектом на втором основном этапе стала организация образовательной деятельности воспитанников с использованием вариативных форм, направленных на становление детской самостоятельности и инициативности.

С помощью Event-технологии было проведено образовательное событие чемпионат по финболу «Семейная бережливость».

Финбол – это командная детско-родительская стратегическая игра на тему планирования семейного бюджета. Цель игры – не пропустить мяч, выполнив правильно задание и, тем самым, набрав как можно больше очков для своей команды.

Задачи игры: помочь выстроить доверительные детско-родительские отношения таким образом, чтобы ребёнок и его семья стали одной командой, которая занимается планированием бюджета, и умеют слушать друг друга и договариваться между собой.

Важно отметить тот факт, что на протяжении всего события дети – являлись активными участниками. Вместе с педагогами и родителями они составили план-паутинку, разработали познавательные игровые задания для игроков, изготовили их, украсили группы, подготовили атрибуты к играм, шкалу оценивания.

Таким образом, мы создаем «Территорию успеха» не только для ребенка, но и для родителей.

На третьем заключительном этапе были проведены следующие мероприятия:  

1. Систематизирован собранный материал по  теме и создан кейс методических и практических материалов.

2. Созданы практические пособия для детей дошкольного возраста «Семейная азбука» и «Деньги».

3. Проведена деловая игра «Семейная экономика» совместно с родителями.

Для отслеживания индивидуального развития детей проводится педагогическая диагностика, которая осуществляется в форме целенаправленного систематического наблюдения за деятельностью детей, на основе результатов которого педагоги делают выводы, прогнозируют дальнейшую деятельность.

В результате работы в данном направлении наши воспитанники многому научились:

- искать пути решения проблемы,

- добывать информацию самостоятельно,

- работать с полученными материалами,

- систематизировали свои знания по финансовой деятельности.

Они приобрели навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов в игровой деятельности.

Мы дали возможность семьям разным по составу понять, что семейный бюджет зависит от всех членов семьи, что дети являются неотъемлемой частью своей семьи. А, если ребёнок это поймёт, он будет чувствовать ответственность за собственные расходы и покупки, и, соответственно, тратить свои карманные деньги экономно и по назначению.

Литература

1. Любимова Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников / - М.: Издательство «Национальное образование», 2020. – 144 с.

2. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений  / 2-е изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.

3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года  № 2039-р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...

Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....

«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день  государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков

Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...