Ребенок с тяжелыми нарушениями речи и его готовность к школе.
статья (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Михайловна

Подготовка к обучению в школе,формирование навыков учебной деятельности занимает одно из важнейших мест в педагогике и психологии. Особенно актуально это по отношению к детям с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.М. Смирнова

Санкт-Петербург

Ребенок с тяжелыми нарушениями речи и его готовность к школе.

Пройдет совсем немного времени, и сегодняшних дошкольников будут называть школьниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования,      что предполагает системное развитие ребенка через разные виды детской деятельности.

Ключевое понятие современного дошкольного образования - «развитие ребенка», расширение его кругозора, активизация интеллектуальных способностей, становление позитивных личностных качеств, приобретение  умений и навыков комфортного существования в обществе.

Сегодня мало дать дошкольнику систему знаний о мире, надо научить его ориентироваться в социальном пространстве, воспитывать  уверенность в собственных силах.

Готовность к школе – это личностная готовность, в которую входят и база знаний ребёнка, и его социально-психологическая зрелость.

Значимым условием подготовки дошкольника с ТНР к школе является его общение с окружающими. Данный вид деятельности является основой формирования духовных ценностей, личностных качеств, процессов социальной адаптации и интеграции личности в обществе.

  • Когда начинать готовить детей к школе?
  • Чему и как учить?
  • Как лучше это делать?

Единого для всех рецепта нет, да и не может быть: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, четвёртого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и всё, чему научится ребёнок сейчас, поможет ему быть успешным в школе. Поступление в школу существенно изменяет социальную сторону развития. Ребёнку придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное,  ребёнку нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции. Неподготовленность ребёнка к школе чаще всего обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готовым к этим формам сотрудничества с взрослыми и детьми, новым видам деятельности. Дошкольник с ТНР к 6 годам должен научиться правильно произносить все звуки родного языка, не допускать в речи грамматических ошибок, освоить форму монолога. Речь должна быть контекстной, независимо от наглядно представленной ситуации общения. От того, как пройдёт первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

Немногочисленные исследования коммуникативной деятельности детей с ТНР выявляют незрелость их коммуникативной компетентности, умений и навыков гибкого использования средств общения.

Принимая во внимание то, что незрелость коммуникативных умений и навыков дошкольников с ТНР обусловлена расстройством речи, а также рядом психологических и поведенческих особенностей данного контингента детей, логопедическая работа по подготовке детей с ТНР к школе должна сочетаться с комплексом коррекционных мероприятий, направленных на развитие речи, совершенствование познавательной и эмоционально-волевой сфер.

На наш взгляд, реализация поставленных задач возможна через системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования и тесное сотрудничество с родителями.

Известно, что дети  дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики.  Они познают мир через деятельность.

А деятельность строится по своим канонам- в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат.

 Основная особенность технологий деятельностного типа заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Следовательно, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Это означает и изменение мировоззрения педагога и привычных способов его работы. Педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом, он «открывает» и изучает окружающий мир вместе с детьми, вступив на путь диалогового взаимодействия.

Поэтому, главная  задача  взрослых не рассказывать детям  все известные  истины, а вместе с ребенком искать ответы на детские вопросы. Время и внимание, которое они  затратят на эти поиски, гораздо более ценны, чем готовый правильный ответ.

Нужны новые технологии, позволяющие «открывать» и изучать окружающий мир вместе с детьми.

Помогают в этом инновационные технологии деятельностного типа, которые направлены на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии  ребенка.

Остановимся на некоторых из них:

Информационные технологии

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивными приемами у детей развиваются все психические процессы, а также мелкая моторика.

Преимущества ИКТ на сегодня очевидны, т.к. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

ИКТ обладает стимулом познавательной активности детей, предоставляет возможность индивидуализации обучения и способов самопроверки, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Технология ТРИЗ

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Приемы и методы ТРИЗ развивают у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Игровые технологии

 Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Готовым к школьному обучению является ребёнок, у которого развиты познавательные интересы и внутренняя мотивационная готовность.

Подготовка ребёнка, имеющего нарушения речи к школе – работа сложная, кропотливая, требующая терпения, системности, а также совместной заинтересованности воспитателя, родителей и ребёнка в её результате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

"Влияние логоритмики на развитие личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи"

В системе методик, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей с  ОВЗ нельзя не оценить значимость логопедической ритмики. Логоритмика является одним из эффективных звеньев коррекционной ...

Диагностическая карта ребенка с тяжелым нарушением речи.

Карта обследования неговорящего ребенка составлена в помощь логопеду,работающему с данной категорией детей....

Моделирование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи

В материале описано моделирование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по блокам:диагностический блок, организационно – развивающий блок, коррекционно – развивающий блок, ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГРУППА №10 Д4 ГБОУ ШКОЛА №2065

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Моя адаптированная образовательная про...

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте в школе.

Подготовка детей с ТНР к обучению грамоте в школе....