Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия»
материал

Рослая Оксана Игоревна

Многие знания о традициях, реликвиях славянского народа нам даёт народное творчество - вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра:

«Путешествие в мир культурного наследия»

Цель игры: Повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства в области русского народного творчества, обычаев и традиций славян.

Задачи:

1. Активизировать формы повышения профессионального мастерства педагогов

2. Дать представление об основных позициях и мотивах русских традиций и обычаев, способствовать обогащению речевого потенциала

3. Обогатить, в игровой форме, уровень профессиональной компетентности педагогов в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

Ведущий:

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.

Уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю вас заглянуть в прошлое России и узнать, что сохранено сегодняшним поколением из культурного наследия!

Многие знания о традициях, реликвиях славянского народа нам даёт народное творчество - вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет.

Педагоги дошкольных учреждений любят и ценят культуру своих предков, восхищаются народным искусством, воспитывают в детях чувство прекрасного, чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту.

Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в дошкольном учреждении, духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков смогут взрослые, сопровождающие ребенка в большой социум.

Я предлагаю вам принять участие в деловой игре: «Путешествие в мир культурного наследия». В игре будут участвовать две команды (участники делятся на 2 команды).

Ход игры:

Ведущий: - Поговорим о русском фольклоре, устном народном творчестве. Пословица – это народная мудрость. Пословицы и поговорки передавались из уст в уста на протяжении многих веков. Никто не знает, когда они появились, а потому они считаются частью устного народного творчества. Пословицы нас учат, советуют, наставляют и предупреждают.

«Отгадайте слово, о котором говорится в пословице»

1. Он красен платежом (долг).

2. Разлетаются при заготовке дров в лесу (щепки).

3. Праздник для кота (Масленица).

4. Специалист по поиску грязи (свинья).

5. Приходит во время еды (аппетит).

6. Не укусишь, несмотря на близкое положение (локоток).

7. Без труда из водоёма не вытащишь (рыбка).

8. Дорога к обеду (ложка).

9. По нему провожают (ум).

10. Тихое место обитания нечистой силы (омут).

11. Птица, с которой сравнивают вылетевшее слово (воробей).

12. Не присмотренное у 7 нянек (дитя).

13. Он не приходится товарищем свинье (гусь).

14. Если своя, то не тянет (ноша).

15. Какая птица лучше в руках, когда журавль в небе (синица).

16. Они считаются парой (два сапога).

17. Животное, которое является щенком до старости (маленькая собачка).

1. Всему голова (хлеб).

2. Порядковый номер блина, получившегося комом (первый).

3. У них нет товарищей (вкус и цвет).

4. Он спит, а служба идёт (солдат).

5. Им нельзя испортить кашу (масло).

6. Головной убор, который указывает на вора (шапка).

7. Кого принято считать по осени (цыплят).

8. Куда не рекомендуется бросать камни (в чужой огород).

9. Мать ученья (повторение).

10. Знающий свой шесток (сверчок).

11. Друг человека (собака).

12. Любитель кататься в масле (сыр).

13. То, что хвалит кулик, если оно своё (болото).

14. Они падают близко от дерева, на котором росли (яблоки).

15. После её завершения бесполезно махать кулаками (драка).

16. Время года для приготовления саней (лето).

17. Бегущий на ловца (зверь).

Русская народная игра «Заря-заряница»

Педагоги встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Загадки «Умелые руки не знают скуки»

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

Тук-тук, щелк – щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки –

И медведи, и старушки,

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат

(Богородская резьба)

Очень тяжелые эти фигурки:

Девочки, мальчики, кони-скульптурки.

Есть и подсвечники, блюда резные.

Ну, догадались, откуда такие?

(Каслинское литье)

На черном фоне – красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники.

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные.

(Павловопосадские платки)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а, может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская ... (матрешка)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора!

Кони, барышни, барашки

Длинношеи и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновские игрушки)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

(Дымка)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Круглые, железные

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные

Удивительные и прекрасные!

(Жостовские подносы)

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

Оживки черно-белые

На солнышке блестят.

(Городец)

Стучат коклюшки: стук, стук, стук -

Платочек появился вдруг.

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

(Вологодские кружева)

Словно лёд он, а не тает.

Разным цвет его бывает.

Он искрится, как алмаз,

Красотой пленяя нас.

Только будь с ним осторожен –

Он легко разбиться может.

Вот досада! Очень жаль –

Хрупок гусевский ... (хрусталь)

Игра «Поясок – элемент народного костюма»

- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

Ведущий: - Русские народные сказки — это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового, государственного характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.

«Русские народные сказки»

1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки)

2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку)

3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк)

4. Какие реки в сказках текут? (Молочные)

5. Кто сломал теремок? (Медведь)

6. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)

7. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом»)

8. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле)

9. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди)

10 Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

11. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)

12. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки)

13. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать? (Можно стать козленочком)

14. Почему не сладилась свадьба у цапли с журавлем? (из-за гордыни)

15. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу)

16. С какой поры нет дружбы между лисой и журавлем? (Пообедать в гостях не довелось)

17. Кто помогал Крошечке - Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка)

18. Кому удалось съесть колобка? (Лисе)

19. Чем можно выманить петушка из избы? (Сообщением, что «куры-то клюют, петухам не дают»)

Подведение итогов.

Вот и закончилась наша деловая игра. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять знания в профессиональной деятельности.

Подсчитываются баллы. Раздаются символические награды: медали победителям – бублики на ленте или шнурке, проигравшим тоже медали – сушки на ленте. Затем организуется совместное чаепитие (с самоваром и баранками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО» «Творческая педагогическая лаборатория» /Деловая игра – путешествие/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики Методическая разработка педагогического конкурса старших вос...

Педсовет - деловая игра "Путешествие в страну «Математика в ДОУ»" по теме "Формирование математических способностей. Способы и формы работы"

Материал может быть использован старшими воспитателями при подготовке к семинару, педсовету....

Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия»

:  практический материал для педагогов ДО по организации работы по приобщению к русской народной культуре в форме деловой игры.Цель: систематизировать и закрепить знания педагогов о русской...

Деловая игра для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков в семье».

Цель: объединение усилий родителей и педагогов в вопросе по формированию у детей культурно-гигиенических навыков...

Деловая игра для педагогов Тема: «Путешествие в мир культурного наследия»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры – важная составляющая нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. Возродить русскую духовность, воспитать уважение к национальным культурны...

Квиз для педагогов "Путешествие в мир культурного наследия России"

В занимательной форме происходит погружение педагогов ДОО в мир народных промыслов, музыкальных инструментов, народной музыки России....

Деловая игра для родителей Тема: «Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста».

Деловая игра для родителейТема: «Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста».Подготовила: воспитатель Аникьева Г.И....