Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО» «Творческая педагогическая лаборатория» /Деловая игра – путешествие/
статья ( группа) на тему

Власова Светлана Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики Методическая разработка педагогического конкурса старших воспитателей «Педагог-практик -2016 года». «Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО» «Творческая педагогическая лаборатория» /Деловая игра – путешествие/ Подготовила Власова Светлана Анатольевна, старший воспитатель. 2016г.  «Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО» «Творческая педагогическая лаборатория» Деловая игра – путешествие. Цель : -повышение профессиональной компетентности педагогов, для обеспечения качества образования и содействие инновационному развитию образовательного процесса. Вхождение в игру. «Наши ожидания» -мотивация педагогов на постановку и достижение цели данного мероприятия.  «Внимание- ФГОС ДО» Задание. Теория и практика реализации задач образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» в разных видах деятельности детей в соответствии с принципом интегративного и комплексного подхода /работа в парах/ Содержание образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Речевое развитие включает  владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие речевого творчества;  развитие звуковой и интонационной культуры речи,  фонематического слуха;  знакомство с книжной культурой, детской литературой,  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Игра «БАГАЖ» Цель : выявить соответствие профессиональным требованиям к речи педагога, поиск путей её развития и совершенствования. /Работа в микрогруппах/ Вывод:  Речь педагога –его визитная карточка,  образец для подражания,  показатель степени образованности и воспитанности, нравственной позиции показатель соответствия коммуникативной компетентности  важная составляющая профессионального и культурного облика педагога. Игра «Творческая педагогическая лаборатория»  Цель: выявление положительного опыта в работе педагогов, по реализации программ и технологий речевого развития дошкольников, овладение методом «дидактический Синквейн» Содержание:  Парциальная программа О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»  Авторская программа О.А. Шороховой «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками».  Технология «Логоритмика», авторов Алябьевой Е.А., Картушиной М.Ю.  Динамическая пауза  обмен мнениями: выступление с разных позиций: «педагогов» и «родителей» Программа посвящена вопросам развития речи дошкольников. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности речи детей. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, на развитие всех сторон речи ребенка – фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития, методики мониторинга речевого развития детей. В основе системы развития речи дошкольника лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение взаимосвязанных задач речевого развития: фонетической, лексической, грамматической, и на их основе - развитие связной речи. В данную методику включены игры, речевые упражнения, творческие задания, направленные на решение всех речевых задач по разным возрастным группам. Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему. Шорохова О.А. авторская программа «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками». Программа представляет два направления работы с дошкольниками: игровая сказкотерапия и занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок. Цель программы: развитие языковой личности ребенка. Задачи программы: развитие связной монологической речи, словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации. Метод здоровьесберегающей технологии речевого развития. Логоритмическое занятие – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе Задачи:  развитие слухового внимания и фонематического слуха;  развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;  развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;  развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;  воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;  развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;  формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;  формирование навыка релаксации;  воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.  Структура занятия:  ходьба и маршировка в разных направлениях;  упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;  чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;  упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей;  вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга;  музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;  мело- и ритмодикламация для координации слуха, речи, движения;  упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;  коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;  упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения «Дидактический Синквейн» -эффективный метод развития речи ребенка.  Актуальность Правильная речь-главное условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и точнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.  «Дидактический синквейн» появился в начале ХХ века в США.  Слово синквейн происходит от французского слова «пять», означает «стихотворение из пяти строк», записывается по определенным правилам.  Самое главное - смысловое содержание и часть речи, которая в каждой строке. Основные правила составления синквейна:  1 строчка- ключевое слово (тема, заголовок-существительное);  2 строчка- два слова (прилагательные или причастия). Описание признаков предмета или его свойства, с союзами, предлогами;  3 строчка- три слова (глаголы). Действия по теме.  4 строчка- четыре слова (1предложение). Фраза, отношение автора к теме.  5 строчка- одно-два слова - обычно существительное (синоним, ассоциация). Образец синквейна, «Зима» 1.Снег. 2.Холодный, рассыпчатый. 3.Падает, кружится, тает. 4.Я рисую зимний пейзаж. 5.Зима. Метод носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).  «Синквейн сочиняем – речь развиваем». Упражнение для педагогов: -тренируем языковые навыки и умения, речевые возможности. /Индивидуальная творческая работа/ Образец синквейна «Зима» 1.Снег. 2.Холодный, рассыпчатый. 3.Падает, кружится, тает. 4.Я рисую зимний пейзаж . 5.Зима. Возможные варианты работы с синквейном: • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); • коррекция и совершенствование готового синквейна; • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить). «Высказывания мнений с позиции педагогов и родителей» Выводы: -метод можно использовать как индивидуально с ребенком, так и с подгруппой; -можно предложить схему с условными знаками (слова-предметы, слова-действия, слова признаки) -работа требует осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. -составление синквейнов -источник творчества для детей и взрослых (родителей); - составление нерифмованных стихотворений – увлекательная игра и занимательное занятие. Рефлексия: -Подтвердились ваши ожидания ? -Насколько комфортно было общаться друг с другом? «Аплодисменты». Поблагодарим друг друга за работу.  Успехов и творчества в речевом развитии детей! Спасибо за сотрудничество. Литература.  Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод.пособие. Ростов н/Д.,2008.  Душка Н.С. Синквейн в работе с дошкольниками// Логопед.2005.№5.  Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками//Управление ДОУ,2015.№8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_16_fevralya_-_kopiya.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №14 «Родничок»  города Алатыря Чувашской Республики

 Методическая разработка

педагогического конкурса старших воспитателей

 «Педагог-практик -2016 года».

 «Речевое развитие дошкольников  в реализации ФГОС ДО»

«Творческая педагогическая лаборатория»

/Деловая игра – путешествие/

  Подготовила  

 Власова Светлана Анатольевна,

старший воспитатель.

 

2016г.


«Речевое развитие дошкольников  в реализации ФГОС ДО»

«Творческая педагогическая лаборатория»

Деловая игра – путешествие.

Цель :

-повышение профессиональной компетентности педагогов, для обеспечения качества образования и содействие  инновационному  развитию  образовательного процесса.

 Вхождение в игру. «Наши ожидания»
-
мотивация педагогов на постановку и достижение цели  данного мероприятия.

  •   «Внимание- ФГОС ДО»

Задание.

Теория и практика реализации задач образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»  

в разных видах деятельности детей в соответствии с принципом интегративного и комплексного подхода  

/работа в парах/

Содержание  образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Речевое развитие включает

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  •  развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи,
  • фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  •  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Игра «БАГАЖ»
Цель :  выявить  соответствие профессиональным требованиям к речи педагога,  поиск путей  её развития и совершенствования.
/Работа в микрогруппах/

Вывод:

  • Речь педагога –его визитная карточка,
  •  образец для подражания,
  • показатель степени образованности и воспитанности,  нравственной позиции показатель соответствия коммуникативной компетентности
  • важная составляющая профессионального и культурного  облика  педагога.

Игра  «Творческая педагогическая лаборатория»

  • Цель: выявление положительного опыта в работе педагогов, по реализации программ и технологий речевого развития дошкольников, овладение методом «дидактический Синквейн»

 Содержание:

  •  Парциальная программа О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»
  • Авторская программа О.А. Шороховой «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками».
  • Технология «Логоритмика», авторов Алябьевой Е.А., Картушиной М.Ю.
  • Динамическая пауза
  • обмен мнениями: выступление с разных позиций: «педагогов» и «родителей»

Программа посвящена вопросам развития речи дошкольников.

Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности речи детей.

Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.

В пособии дается материал для занятий, на развитие всех сторон речи ребенка – фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи.

Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития, методики мониторинга речевого развития детей.

В основе системы развития речи дошкольника лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение взаимосвязанных задач речевого развития: фонетической, лексической, грамматической, и на их основе - развитие связной речи.

В данную методику включены игры, речевые упражнения, творческие задания, направленные на решение всех речевых задач по разным возрастным группам.

Большинство занятий построено по тематическому принципу,   упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему.

Шорохова О.А. авторская программа «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками».

Программа представляет два направления работы с дошкольниками: игровая сказкотерапия   и занятия по  обучению пересказыванию и сочинению сказок.

Цель программы:   развитие языковой личности ребенка.

Задачи программы:

 развитие связной монологической речи, словесного творчества   дошкольников,   начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.

 

Метод  здоровьесберегающей  технологии  речевого развития.        

Логоритмическое занятие – это сочетание пения, движения и речи.

     Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе

Задачи: 

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  •  развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  •  развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  •  развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  •  воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  •  формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • формирование навыка релаксации;
  •  воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
  • Структура занятия: 
  •  ходьба и маршировка в разных направлениях;
  •  упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  •  чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  •  упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  •  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга;
  •  музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • мело- и ритмодикламация для координации слуха, речи, движения;
  •  упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  •  коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  •  упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения

  «Дидактический Синквейн» -эффективный метод развития речи ребенка.

  • Актуальность

  Правильная речь-главное условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и точнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

  •  «Дидактический  синквейн» появился в начале ХХ века в США.  
  • Слово синквейн происходит от французского  слова «пять», означает «стихотворение из пяти строк», записывается по определенным правилам.
  • Самое главное - смысловое содержание и часть речи, которая в каждой строке.

 Основные правила составления синквейна:

  • 1 строчка- ключевое слово

(тема, заголовок-существительное);

  • 2 строчка- два слова

(прилагательные или причастия).

  Описание признаков предмета или его свойства,  с союзами, предлогами;

  • 3 строчка- три слова (глаголы).

  Действия по теме.

  • 4 строчка- четыре слова (1предложение). Фраза, отношение автора к теме.
  • 5 строчка- одно-два слова - обычно существительное (синоним, ассоциация).

Образец   синквейна,

«Зима»

1.Снег.

2.Холодный, рассыпчатый.

3.Падает, кружится, тает.

4.Я рисую зимний  пейзаж.

 5.Зима.

Метод носит характер комплексного  воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

  • «Синквейн сочиняем – речь развиваем».

Упражнение для педагогов:

-тренируем языковые навыки и умения, речевые возможности.

/Индивидуальная творческая работа/

Образец   синквейна

«Зима»

1.Снег.

2.Холодный, рассыпчатый.

3.Падает, кружится, тает.

4.Я рисую зимний  пейзаж .

 5.Зима.

Возможные варианты работы с синквейном:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну

(с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна  для определения отсутствующей части

(например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

«Высказывания мнений с позиции педагогов и родителей»

Выводы:

-метод можно использовать как индивидуально с ребенком, так и с подгруппой;

 -можно  предложить  схему  с условными знаками  (слова-предметы, слова-действия, слова признаки)

-работа требует осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли.

-составление синквейнов -источник творчества для  детей и взрослых (родителей);

  • составление нерифмованных стихотворений – увлекательная игра и занимательное занятие.

Рефлексия:
-
Подтвердились  ваши ожидания ?
-Насколько комфортно было общаться друг с другом?

 «Аплодисменты».
 Поблагодарим друг друга за работу.

  • Успехов и творчества в речевом развитии детей! Спасибо за сотрудничество.

Литература.

  • Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод.пособие. Ростов н/Д.,2008.
  • Душка Н.С. Синквейн в работе с дошкольниками// Логопед.2005.№5.
  • Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками//Управление ДОУ,2015.№8.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет - деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

Конспект педагогического советаФорма проведения - деловая играТема: "Познавательно-речевое развитие дошкольников"...

Педагогический совет - деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников"

Деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников", как одна из форм проведения педагогического совета, с целью оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольник...

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

Педагогический совет-деловая игра «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учётом ФГОС ДО»

Иногда, когда старший воспитатель готовится к данным мероприятиям очень сложно найти нужный материал. В данной статье вы можете увидеть и справку по тематическому контролю, и презентации, и сам проток...

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: Деловая игра «Речевое развитие дошкольников».

Закрепление знаний педагогов ДОУ в деловой игре "Речевое развитие дошкольников"....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в  образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить...