КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в  образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить образовывать однокоренные слова со словом ЛЕС; дифференцировать звук Л и Ль в словах в названии животных, определять и называть количество слогов в словах, места звука в слове. Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять существительные с суффиксами –онок, -ёнок, -ята; притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже; Закрепить умение составлять сложносочинённые предложения с противительным союзом А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_lesnaya_shkola.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82» города Чебоксары Чувашской Республики

 КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

«ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Составил и провел:

Учитель-логопед Кириллова Н.Н.

Чебоксары-2019

 КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

«ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в  образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить образовывать однокоренные слова со словом ЛЕС; дифференцировать звук Л и Ль в словах в названии животных, определять и называть количество слогов в словах, места звука в слове. Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять существительные с суффиксами –онок, -ёнок, -ята; притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже; Закрепить умение составлять сложносочинённые предложения с противительным союзом А.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию движения  с речью.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению; любви и бережного отношения к природе, к животным.

Оборудование: ноутбук, презентация «Лесная школа», магнитная доска, конверты с заданиями, фишки красного и синего, зелёного цвета по количеству детей, звуковая линейка, Камни Марблс для звукового анализа, предметные картинки с дикими животными, мяч, картинки к дидактическим играм: «Что лечил Айболит у зверей?».

Методы и приёмы:

Словесный метод:

Художественное слово:

1. Игровой самомассаж «Путешествие в Лесную школу»

2. Биоэнергопластика «Совушка-Сова».

3. Физминутка «Зверята на прогулке»:

Вы ребята не зевайте

На перемену выбегайте,

Как зверята погуляйте.

За мамой зайчихой прыгал зайчонок,

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамой лисицей крался лисенок,

Волчица, рысцою вела волчат,

Такая прогулка была у зверят.

Игровые приемы:

-Игровая мотивация: создание игровой ситуации: «Тётушка Сова пригласила детей на День Открытых дверей»,

-Игровой самомассаж «Путешествие в Лесную школу»,

-Биоэнергопластика «Совушка-Сова»,

-Игровое упражнение «Семейка слов»,

-Игровое упражнение «Где спрятался звук?»,

-Игровое упражнение «Проведи звуковой анализ слова»,

-Игровое упражнение «Кто учится в Лесной школе»,

-Игровое упражнение «Кто, где живет?»,

-Игровое упражнение «Что лечил Айболит у зверей?».

Наглядный метод:

    -Макеты деревьев, презентация «Лесная школа».  

Практический метод: работа со звуковыми таблицами; камнями Марблс, картинки с дикими животными;

-Дидактическая игра «Где спрятался звук?»,

-Дидактическая игра «Проведи звуковой анализ слова»,

-Дидактическая игра «Что лечил Айболит у зверей?».

Предварительная работа: знакомство с дикими животными: название диких животных, частей тела, их повадками, пищей, жилищами. Драматизация сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Подвижные игры: «Мишка бурый», «Зайка серенький». Отгадывание загадок. Чтение К.Д.Ушинского «Проказы старухи-Зимы», сказок про диких животных. Заучивание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, беседа о жизни животных, дидактические игры: «Парочки»; «Дикие животные»; «Какого зверя не стало»; «Назови детеныша»; «Четвертый лишний». «Чей хвост?», «Чьи детки?», «Четвертый лишний», игры РТВ: «Что было бы …», просмотр мультимедийной презентации «Дикие животные наших лесов».

Словарная работа:

-Обогащение словаря: работа над образованием однокоренных слов: от слова ЛЕС: лесок, лесочек, лесник, лесовик, подлесок; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;

-Активизация словаря: образовывание и употребление существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ята; притяжательные прилагательные; Индивидуальная работа: с Кириллом С., Артемом Б. –  внимание педагога на звукопроизношение детей, с Федей Е., Софьей С. – развитие фонематического слуха «Где спрятался звук  Л и Ль в словах в названии животных, в начале, в середине или в конце слова?».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Ход деятельности: Организационный момент.

-Ребята, к нам сегодня пришло телефонное сообщение от Тётушки Совы, о том, что в Лесной школе День Открытых дверей. Вы хотели бы посетить Лесную школу? (Ответы детей).

Игровой самомассаж «Путешествие в Лесную школу»

Стихотворное сопровождение

Приемы выполнения самомассажа

  1. Ну-ка дети не зевайте,

Быстро шапки надевайте,

В зимний лес идти пора,

Ждут лесные нас друзья.

Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

  1. Мы по лесу пойдём,

Все дорожки обойдём.

Возле ёлки посмотри,

Три дорожки впереди.

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к — ушам.

  1. Выше ноги поднимайте,

Через сугробы вы шагайте.

Это кто в лесу стучит,

Это дятел, Айболит.

Постукивающие движения подушечками, пальцев по лбу, щекам, подбородку.

  1. Вот и вьюга кружит злиться,

Всюду белый снег ложиться.

В белых шапках все деревья, кусты,

Удивительной красы.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

  1. Вот он лес, волшебный лес,

Полон сказок и чудес.

Ты о чём шумишь зимою.

Холодною порою.

Поглаживающие движения обеими сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи

Логопед:

Игровое упражнение «Семейка слов».

-Вот мы и в лесу. Порадуем лес «семейкой его слов». Придумаем однокоренные слова со словом ЛЕС. (Лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесочек; дети рассказывают значение данных слов)

-Вот и Лесная школа. Встречает нас учитель Лесной школы, Тётушка Сова-умная голова.

Игровое упражнение «Кто учится в Лесной школе».

-Ребята, кто же учится в Лесной школе? (Детёныши диких животных: зайчата, волчата, зайчата, оленята, бельчата, ежата, медвежата).

-Итак, первый урок, грамматика.

Тётушка Сова, предлагает нам до начала занятия провести гимнастику для язычка, чтобы четко и красиво говорить.

Биоэнергопластика «Совушка-сова».

Стихотворное сопровождение

Артикуляционные упражнения

Упражнение по биоэнергопластике

Совушка-Сова, Большая Голова

«Окошко»

Большой палец опускается вниз, 4 пальца вверх. Удерживать кисть в таком положении и удержать под счет от 1 до 5.

На суку сидит

«Парус»

Кисти руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть удержать под счет от 1 до 8.

Далеко глядит

«Иголка»

Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

С дерева на дерева перелетает

«Качели»

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

За мышами наблюдает

«Часики»

Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

Самую шуструю мышку

«Индюк»

Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

На обед себе поймает

«Непослушный язычок»

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

Игровое упражнение «Где спрятался звук».

Логопед: Первое задание от Тётушки Совы. Нужно узнать, где спрятался звук Л и Ль в словах в названии животных: лиса, лось, олень, белка, волк. Отметьте, в звуковой таблице с тремя окошками, где спрятался звук, в начале, в середине, или в конце слова.  (Ответы детей).

Игровое упражнение «Проведи анализ слова «ЛИСА»

Следующее задание, провести звуковой анализ слова лиса. Помогут вам в этом цветные камешки.

Проверьте пожалуйста правильный ответ на доске у Тетушки Совы.

Игровое упражнение «Два и пять»

Логопед: Зверушки очень любят играть в разные игры вдвоём и впятером.

Как мы скажем, если играют:

-Трусливые зайцы.

Дети: два трусливых зайца - пять трусливых зайцев

-Голодные волки.

-Проворные лисы.

-Неуклюжие медведи

-Колючие ежи.

-Ловкие белки.

-Пятнистые олени.

-Хитрые лисы.

Звонок. Перемена.  

Физминутка «Зверята на прогулке».

Вы ребята не зевайте

На перемену выбегайте,

Как зверята погуляйте.

За мамой зайчихой прыгал зайчонок,

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамой лисицей крался лисенок,

Волчица, рысцою вела за собою волчат,

Такая прогулка была у зверят.

Логопед: Следующий урок «Безопасности животных в лесу». Урок ведёт Дедушка Айболит. Бывают разные случаи в лесу, одни животные нападают на других животных и ранят их. Айболиту приходиться лечить животных и рассказывать о мерах безопасности.

Игровое упражнение «Кого и что лечил Айболит?»

-Кого и что лечил Айболит?

-Айболит лечил зайцу ухо. Чьё ухо лечил Aйболит?

Дети: Айболит лечил заячье ухо.

-Айболит пришил белке хвост. Чей хвост пришил Айболит?

Дети: Айболит пришил беличий хвост.

-Айболит забинтовал нос волку. Чей нос забинтовал Айболит?

Дети: Айболит забинтовал волчий нос.

-Айболит помазал зелёнкой медведю брюхо. Чьё брюхо помазал зеленкой Айболит?    Дети: Айболит помазал зелёнкой медвежье брюхо.

-Айболит приклеил оленю рога. Чьи рога приклеил Айболит?

Дети: Айболит приклеил оленьи рога.

-Айболит закрепил кабану копыта. Чьи копыта закрепил Айболит?

Дети: Айболит закрепил кабаньи копыта.

-Айболит приклеил ежу иголки. Чьи иголки приклеил Айболит?

Дети: Айболит приклеил ежовые иголки.

-Айболит помазал мазью пятачок кабану. Чей пятачок помазал мазью Айболит?

Дети: Айболит помазал мазью кабаний пятачок.

Логопед: Всех зверей вылечил Айболит и рассказал диким животным, как важно знать адрес и место жительство каждого из зверей. И дал задание сравнить место жительство животных.

Игровое упражнение «Кто, где живёт?»

-Где живёт серый волк и трусливый заяц?

Дети: Серый волк живет в логове, а трусливый заяц под кустом.

-Колючий ёж и косолапый медведь?

Дети: Колючий ёж живёт в норке, а косолапый медведь в берлоге.

Пушистая белка и хитрая лиса?

Дети: Пушистая белка живёт в дупле, а хитрая лиса живет в норе.

Рогатый лось и полосатый кабан?

Дети: Рогатый лось спит на том месте, где он натоптал себе место для сна, а полосатый кабан под дубовым деревом.

Урок закончился, друзья,

В детский сад идти пора.

Вам зверята не мешали,

За деревьями стояли и за вами наблюдали.

В Лесной Школе побывали,

Про зверей вы всё узнали.

Занимались вы на пять,

Снова в лес придем гулять.

Сова дарит нам игру,

Будем мы играть в саду.

Вокруг себя покружитесь,

В детском саду окажитесь!

Итог занятия:

Логопед: Ребята, вот мы и в детском саду. Вам понравились занятия в Лесной Школе? Что нового вы узнали? Какое задание было трудным? А теперь можно поиграть в игру, которую нам подарила Тётушка Сова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".

Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ Н...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Дикие животные»Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитательные задачи):Образовательные:• расширить и акти...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми подготовительной к школе группы» «Встречаем весну»

laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»с детьми подготовительной к школе группы»«Встречаем весну»...