Статья на тему: «Нравственно -патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»
статья

Самойлова Вера Алексеевна

Сампурский филиал МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему: «Нравственно -патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Самойлова В.А

 

 

 

 

2024г

«Детство – каждодневное открытие мира и , поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.В. Сухомлинский

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно, в уничижительной форме. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Патриотизм представляет собой некую основу общества, государственного строя. Патриотизм не закладывается на наследственном уровне, не является природным качеством. Это социальное качество. Поэтому он не может быть наследован от родителей, он может быть только сформирован.

Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса, уважения к Родине, её историко-культурному наследию.

Задачами данного направления являются: развитие у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и уважения к труду;  развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека и представлений о городах России;  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО устанавливает следующие формы работы с детьми: увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) в соответствии с темами НОД; работа с родителями; экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности - в образовательной и игровой, в труде и быту.

 

 Социальный аспект включает в себя следующие пункты:

- развитие интереса к истории родной страны и родного края;

- знакомство с деятельностью детских учреждений;

- умение проявлять такие чувства, как доброжелательность, уважение;

- бережное отношение к природе, достопримечательностям;

- развитие чувства уважения к другим людям, народам.

Патриотическое воспитание создаётся в процессе жизни человека. Человек с самого рождения на подсознательном уровне привыкает к окружающей среде, природе, культуре своей страны. Дети воспринимают окружающий мир с эмоциональной точки зрения. Патриотические чувства к городу, стране проявляются у них в чувстве восхищения, удивления. Такие чувства возникают после какого- либо мероприятия, нескольких занятий. Это значит, что патриотическое воспитание является результатом длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей осуществляется постепенно, непрерывно. Работа педагога в данном направлении должна проходить через сердце каждого ребёнка. Одна из важнейших задач воспитателя – отобрать из массы впечатлений наиболее понятные, доступные, подходящие ребёнку: природа и окружающая среда, труд людей, события и т.п. поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог обязан сам хорошо знать материал и быть подготовленным.

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста является процессом тяжёлым и занимает большое количество времени. Данный аспект является одной из самых актуальных задач нашего времени. Как мы уже выяснили, патриотизм многогранен по своему содержанию. Сюда входит и любовь к родному краю, и чувства гордости, и чувство уважения, и желание помогать обществу. Опираясь на всё, выше описанное, можем сделать вывод, что перед воспитателем ставятся несколько важных задач:

- воспитать у ребёнка любовь к близким;

- сформировать желание беречь природу и окружающий мир;

- сформировать чувства уважения и гордости;

- формировать понимание о том, что такое права человека;

- расширить кругозор детей в городах и стране;

 - познакомить детей с символами государства и города;

- формировать чувства ответственности и гордости за достижения других людей и своей страны.

Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь. Детство – очень небольшой промежуток жизни. Поэтому от нас взрослых зависит, какими именно вырастут дети, что они пронесут с собой по жизни и передадут следующим поколениям.

Источники:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – Калошина Наталья. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru). – Дата доступа: 29.04. 2021г. 
  2. Патриотическое воспитание дошкольников. – Сабодаш О.А. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: Патриотическое воспитание дошкольников – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru). – Дата доступа: 29.04. 2021г. 
  3. Доклад на тему: «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности». – Толстокулакова М.В. -  [Электронный ресурс] – Режим доступа: Доклад на тему «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности» (turbopages.org). – Дата доступа: 30.04.2021г.
  4. Патриотическое воспитание дошкольников. – Елизарова Н.М. // Журнал «Молодой ученый» - 2016г. - №24(128). – с. 450- 452.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._nravpatriotvospitanie.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сампурский филиал МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

Статья на тему: «Нравственно -патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»

Воспитатель:

Самойлова В.А

2024г

«Детство – каждодневное открытие мира и , поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.В. Сухомлинский

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно, в уничижительной форме. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Патриотизм представляет собой некую основу общества, государственного строя. Патриотизм не закладывается на наследственном уровне, не является природным качеством. Это социальное качество. Поэтому он не может быть наследован от родителей, он может быть только сформирован.

Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса, уважения к Родине, её историко-культурному наследию.

Задачами данного направления являются: развитие у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и уважения к труду;  развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека и представлений о городах России;  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО устанавливает следующие формы работы с детьми: увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) в соответствии с темами НОД; работа с родителями; экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности - в образовательной и игровой, в труде и быту.

 Социальный аспект включает в себя следующие пункты:

- развитие интереса к истории родной страны и родного края;

- знакомство с деятельностью детских учреждений;

- умение проявлять такие чувства, как доброжелательность, уважение;

- бережное отношение к природе, достопримечательностям;

- развитие чувства уважения к другим людям, народам.

Патриотическое воспитание создаётся в процессе жизни человека. Человек с самого рождения на подсознательном уровне привыкает к окружающей среде, природе, культуре своей страны. Дети воспринимают окружающий мир с эмоциональной точки зрения. Патриотические чувства к городу, стране проявляются у них в чувстве восхищения, удивления. Такие чувства возникают после какого- либо мероприятия, нескольких занятий. Это значит, что патриотическое воспитание является результатом длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей осуществляется постепенно, непрерывно. Работа педагога в данном направлении должна проходить через сердце каждого ребёнка. Одна из важнейших задач воспитателя – отобрать из массы впечатлений наиболее понятные, доступные, подходящие ребёнку: природа и окружающая среда, труд людей, события и т.п. поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог обязан сам хорошо знать материал и быть подготовленным.

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста является процессом тяжёлым и занимает большое количество времени. Данный аспект является одной из самых актуальных задач нашего времени. Как мы уже выяснили, патриотизм многогранен по своему содержанию. Сюда входит и любовь к родному краю, и чувства гордости, и чувство уважения, и желание помогать обществу. Опираясь на всё, выше описанное, можем сделать вывод, что перед воспитателем ставятся несколько важных задач:

- воспитать у ребёнка любовь к близким;

- сформировать желание беречь природу и окружающий мир;

- сформировать чувства уважения и гордости;

- формировать понимание о том, что такое права человека;

- расширить кругозор детей в городах и стране;

 - познакомить детей с символами государства и города;

- формировать чувства ответственности и гордости за достижения других людей и своей страны.

Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь. Детство – очень небольшой промежуток жизни. Поэтому от нас взрослых зависит, какими именно вырастут дети, что они пронесут с собой по жизни и передадут следующим поколениям.

Источники:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – Калошина Наталья. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru). – Дата доступа: 29.04. 2021г. 
  2. Патриотическое воспитание дошкольников. – Сабодаш О.А. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: Патриотическое воспитание дошкольников – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru). – Дата доступа: 29.04. 2021г. 
  3. Доклад на тему: «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности». – Толстокулакова М.В. -  [Электронный ресурс] – Режим доступа: Доклад на тему «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности» (turbopages.org). – Дата доступа: 30.04.2021г.
  4. Патриотическое воспитание дошкольников. – Елизарова Н.М. // Журнал «Молодой ученый» - 2016г. - №24(128). – с. 450- 452.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".

В данной статье я постаралась раскрыть  одну из самых актуальных проблем современного общества- это патриотическое воспитание подрастающего поколения.Быть патриотом- значит ощущать себя неотъемле...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Статья для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"

quot;Нравственно -  патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"...

Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"

В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому  воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...