СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
статья

Сообщение о современных проблемах в дощкольном образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тарасова Елена Васильевна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 станицы Новопокровской МО Новопокровский район

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Дошкольное образование реализуется специальными учреждениями дошкольного образования – ДОУ (ясли, детские сады, центры раннего развития). В них ребенок пребывает в течение определенного временного промежутка дня под присмотром педагога, имеющего среднее профессиональное педагогическое образование и опыт работы в ДОУ. Преимуществом дошкольного образования является его ориентация на социальное становление и развитие подрастающего поколения. Этого невозможно достичь в семье, поскольку она не располагает таким коллективом детей одного возраста и арсеналом воспитательных методов и средств, который имеется у воспитателей ДОУ. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста реализуется по программам дошкольного обучения, которые разрабатываются для разных возрастных групп воспитанников ДОУ, учитывая возрастную динамику развития психических процессов организма, интеллектуальных и физиологических процессов.

Поиск путей развития дошкольного образования, отбор содержания, эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания детей ведется постоянно в теории и практике. С этой целью существуют научные центры, лаборатории. Продолжаются дискуссии о целях ДОУ, его функциях, рассматриваются различные возможности организации других типов ДОУ, эффективно реализующих образовательные задачи. Идет процесс построения и внедрения в практику образовательных программ для ДОУ.

Развитие личности ребенка неотделимо от личности педагога. Важно помнить, что уделяя огромное внимание формированию личности ребенка, она создается под влиянием личности педагога. В этой связи для роста профессионального мастерства и развития его личностных качеств структура методической работы воспитателя и персонала дошкольной образовательной организации должна быть действенной и эффективной. Структурируя методическое пространство необходимо определять возможности и потребности ДОО (задачи, стоящие перед образовательным учреждением, направления деятельности, учитывать состав педагогического коллектива в соответствии с рядом критериев, где одним из основных является потребность в решении конкретных проблем и задач). В развитии дошкольного образования к современным тенденциям, прежде всего, необходимо отнести:

– изменение и обновление его содержания;

– вариативность; – более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий);

– системный подход к работе педагога (образовательные технологии) [4, С.112].

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям: с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и т. д. С одной стороны, это помогает родителям выбрать соответствующее образовательное учреждение, с другой стороны, большинство данных видов (не считая, коррекционных) не отвечает закономерностям детского развития [11, С.8-10].

Можно выделить на сегодняшнем этапе одну большую проблему - проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Жить в обществе, как известно, и быть свободным от общества нельзя. Какие бы не предъявлялись высокие требования дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Непосредственно хочется перейти к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё – таки должно быть современное образование.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. Выдвигаются на первый план технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Инновации в современном дошкольном образовательном учреждении направлены на:

– разработку программно-методического обеспечения инновационных процессов: программ развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана;

– разработку и апробацию инновационных индивидуальных и коллективных педагогических проектов;

– внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы;

– создание дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам детских садов: студий, кружков, секций и т. д.;

– расширение возможностей для детей, не посещающих дошкольное учреждение: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), подготовительная группа к школе для старших дошкольников;

– формирование консультативной базы для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

– введение инновационных приемов физкультурно-оздоровительного характера в ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества);

– более интенсивный процесс технического оснащения образовательного процесса: внедрение современных информационных технологий, организация работы сайта дошкольного учреждения, использование возможностей медиа-образовательных средств, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и т. д. [10, С. 53–59].

Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования. Однако, в организации инновационного процесса существуют задачи, требующие решения: воспроизводство инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ; оптимизация новшеств; адаптация к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей дошкольного учреждения; помощь и содействие в продвижении педагогической инициативы.

Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребёнка своё предназначение. Так вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребёнку: в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, НОД.

Я предлагаю уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть разной.

Во многом развитие детей зависит от окружающей их предметной среды: игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др. Государство, к сожалению, в малой мере выделяет денежные средства, так же плохо финансирует приобретение педагогами дидактической и методической литературы.

Из детского сада ребёнок должен выходить общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового. Социализация и индивидуальное развитие ребёнка являются главными критериями, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор.

В детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще.

Необходимо так же поговорить о работе с родителями. Большинство современных родителей тяжело идут, на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, в этом много положительного:

1) Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

2) Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

3) Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

4) Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

5) Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6) Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

ВЫВОД

Подводя итоги, можно сказать, что в системе дошкольного образования, можно отметить следующие позитивные тенденции:

1. Очевиден прогресс в построении личностно-ориентированной модели
образования детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная образовательная система начала адекватно реагировать на
многообразие образовательных потребностей общества, родителей, а главное -
ребенка. Значительно возросло многообразие видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных программ.

3. Вариативность образования получила нормативно-правовое обеспечение.

4. Расширился спектр применяемых в дошкольных образовательных учреждениях
развивающих технологий.

5. Широкое и повсеместное распространение получила инновационная,
исследовательская, в том числе, экспериментаторская деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы гуманизации образования

"Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость и счастье, на которое имеет право ребёнок"  В.А. Сухомлинский...

Проблемы гендерного воспитания в современных условиях дошкольного образования

Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера....

«Современные проблемы дошкольного музыкального образования»

Организация и структура занятия по хореографии с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования....

Современные проблемы дошкольного образования и воспитания

В данной статье анализируется состояние дошкольного образования до и после принятия Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), рассматриваются проблемы социального развития ребён...

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....

Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ.

laquo;Инклюзивное» образование – это признание ценности различий  всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это г...