«Современные проблемы дошкольного музыкального образования»
консультация по музыке на тему
Организация и структура занятия по хореографии с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-hor._seminar.docx | 25.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
«Современные проблемы
дошкольного музыкального образования»
Республиканский научно-практический семинар
15 ноября 2013 года.
Выступление
«Организация и структура занятия по хореографии
с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования»
Подготовила Вишнякова С.А.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МАДОУ г.о. Саранск «Центр
развития ребёнка - детский сад №46»
Саранск 2013
Жизнь современных детей насыщена до предела, как в известном стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Только вот дисциплины теперь совсем другие: иностранный язык, компьютер, этикет. В общем, переполненную детскую голову необходимо «разгрузить», а делать это лучше всего, как учил великий физиолог Иван Павлов, с помощью активных движений. Здесь на помощь приходит универсальный вариант – хореография. Хореография – это общее понятие. Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух, игры, танцы. Введение в детском саду дополнительной образовательной услуги «Хореография» имеет своей целью: всестороннее развитие гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства. Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:
1. Ознакомление детей с основами классической хореографии;
2. Изучение танцев;
3. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
4. Развитие танцевальных данных (выворотности ног, гибкости, пластики);
5.Развитие музыкальности, артистичности, и эмоциональной выразительности;
6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Известно, что первое впечатление оставляют наиболее яркий свет в психике воспитанников и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а следовательно, и решающим для успеха обучения. Если на первом занятии допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографией:
• Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,
• Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,
• Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использования минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно. При изучении материала следует как можно чаще менять построение детей в зале.
Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии, переходят в последнюю («едут на камчатку»), соответственно вторая линия становится первой и т. д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.
Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение исполненное многократно становится простым и доступным. Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве сценической площадки.
Детская хореография развивает не только физические способности детского организма, но и выстраивает творческие основы личности: сочетание музыкии движений вырабатывает музыкальный и художественный вкус ребенка, а также способствует развитию его общей культуры и интеллекта. Регулярные тренировки под музыку развивают чувство ритма, координацию, внимание и артистизм, формируют правильную осанку. Дети становятся дисциплинированнее и уравновешеннее.
Также необходимо понимать следующее.
Занятия хореографии в детском саду имеют довольно обширную программу – воспитанников обучают танцевальным движениям, развивают пластику, грацию, координацию. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам, обычно это видно уже на этом этапе. Но, разумеется, кружок хореографии в детском саду не ставит целью превратить детей в профессиональных танцоров – программа предполагает обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца.
Если ребенок посещает занятия хореографией в ДОУ и не теряет интереса на протяжении нескольких лет, вероятно, растет действительно талантливый танцор, и нужно поддерживать и поощрять его развитие.
Структура и содержание традиционного учебного занятия примерно такова:
1. организационная часть в этом пункте плана занятия отмечаем, как дети входят в зал, сообщаем им, чем будем заниматься, настраиваем детей на занятие, проводим инструктаж, если необходимо.
2. подготовительная часть занятия. Построение группы, поклон-приветствие , упражнения на осанку, на умение ориентироваться в пространстве, разминка- упражнения для головы, плеч, корпуса, ног, то есть - -партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
3. основная часть занятия. (изучение музыкально — ритмического материала, тренировочных, вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки, работа над этюдами, танцами и т.д.)
В данном разделе дети знакомятся с элементами танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, перестроениями. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды ,которые позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность.
4. заключительная часть занятия (закрепление музыкально — ритмического материала в игре, музыкально — танцевальные импровизации) В конце каждого занятия проводится упражнение на рефлексию, если дети вам сказали, чем они занимались, то можете считать, что задачи занятия вы решили. Построение для выхода из зала, поклон-прощание, выход из зала.
Структурные части занятия относительны и плавно перетекают одна в другую. Педагог должен чередовать интенсивность упражнений, следить за состоянием детей и следовать таким принципам:
1. от простого к сложному
2. от наблюдения — к действию
3. от единичного — к множественному.
Список используемой литературы:
1. А.И. Буренина Ритмическая мозаика. СП.; 2006
2. А.И.Буренина, Т.Н. Сайко Топ-хлоп, малыши. СП.; 2006
3. А.И.Буренина Коммуникативные танцы-игры для детей. СП.; 2006
4. Е.В.Горшкова Методика по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. М.; 2002
5. Е.В. Конорова Методическое пособие по ритмике для детей 5,6,7-летнего возраста. М.; 1998
6. И. Каплунова, И. Новоскольцева, И.Алексеева Топ-топ, каблучок. СП.; 2007
7. С.Л. Слуцкая Танцевальная мозаика. М.; 2000
8. Т.И. Суворова Танцевальная ритмика для детей. (1-5 книги). СП.; 2004
9. Т.И.Суворова Танцуй, малыш. СП.; 2006
10. Т.И.Суворова Танцевальная ритмика для детей. Новогодний репертуар. С.П.; 2009
11. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СП.; 2007
12. Е. и К. Железновы Аудиоспектакль Веселые уроки. Ритмика. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные проблемы дошкольного образования и воспитания
В данной статье анализируется состояние дошкольного образования до и после принятия Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), рассматриваются проблемы социального развития ребён...
Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр и пособий в решении современных педагогических задач музыкального образования »
В разработке делается акцент на современных требованиях к использованию музыкально-дидактических игр....
Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».
Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....
Преемственность дошкольного музыкального образования
Статья для музыккльных руководителей...
Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ.
laquo;Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это г...
Новационные методики в области дошкольного музыкального образования
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, л...
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Сообщение о современных проблемах в дощкольном образовании...