«Современные проблемы дошкольного музыкального образования»
консультация по музыке на тему

Вишнякова Светлана Александровна

Организация и структура занятия по хореографии с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-hor._seminar.docx25.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

«Современные проблемы

дошкольного музыкального образования»

Республиканский научно-практический семинар

15 ноября 2013 года.

Выступление

«Организация и структура занятия по хореографии

с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования»

                                                            Подготовила Вишнякова С.А.,

                                                       музыкальный руководитель

  высшей квалификационной категории

                                                                            МАДОУ г.о. Саранск «Центр

развития ребёнка - детский сад №46»

Саранск 2013

 Жизнь современных детей насыщена до предела, как в известном стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Только вот дисциплины теперь совсем другие: иностранный язык, компьютер, этикет. В общем, переполненную детскую голову необходимо «разгрузить», а делать это лучше всего, как учил великий физиолог Иван Павлов, с помощью активных движений. Здесь на помощь приходит универсальный вариант – хореография. Хореография – это общее понятие. Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух, игры, танцы. Введение в детском саду дополнительной образовательной услуги «Хореография» имеет своей целью: всестороннее развитие гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства. Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:

1. Ознакомление детей с основами классической хореографии;

2. Изучение танцев; 

3. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

4. Развитие танцевальных данных (выворотности ног, гибкости, пластики);

5.Развитие музыкальности, артистичности, и эмоциональной выразительности;

6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе. 

Известно, что первое впечатление оставляют наиболее яркий свет в психике воспитанников и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а следовательно, и решающим для успеха обучения. Если на первом занятии допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографией:

• Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,

• Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,

• Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использования минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания.

Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно. При изучении материала следует как можно чаще менять построение детей в зале.

Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии, переходят в последнюю («едут на камчатку»), соответственно вторая линия становится первой и т. д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение исполненное многократно становится простым и доступным. Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль  за выполнением движений. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве сценической площадки.

Детская хореография  развивает не только физические способности детского организма, но и выстраивает творческие основы личности: сочетание музыкии движений вырабатывает музыкальный и художественный вкус ребенка, а также способствует развитию его общей культуры и интеллекта. Регулярные тренировки под музыку развивают чувство ритма, координацию, внимание и артистизм, формируют правильную осанку. Дети становятся дисциплинированнее и уравновешеннее.

         Также необходимо понимать следующее.

Занятия хореографии в детском саду имеют довольно обширную программу – воспитанников  обучают танцевальным движениям, развивают  пластику, грацию, координацию. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам, обычно это видно уже на этом этапе. Но,  разумеется, кружок хореографии в детском саду не ставит целью превратить детей  в профессиональных танцоров – программа предполагает обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца.

Если  ребенок посещает занятия хореографией  в  ДОУ  и не теряет интереса на протяжении нескольких лет, вероятно, растет действительно талантливый танцор, и нужно поддерживать и поощрять его развитие.

Структура и содержание традиционного учебного занятия примерно такова:

1. организационная часть в этом пункте плана занятия отмечаем, как дети входят в зал, сообщаем им, чем будем заниматься, настраиваем детей на занятие, проводим инструктаж, если необходимо.

2.  подготовительная часть занятия. Построение группы, поклон-приветствие , упражнения на осанку, на умение ориентироваться в пространстве, разминка- упражнения для головы, плеч, корпуса, ног, то есть - -партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

3. основная часть занятия. (изучение музыкально — ритмического материала, тренировочных, вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки, работа над этюдами, танцами и т.д.)

В данном разделе дети  знакомятся с элементами  танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями,   перестроениями. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды ,которые  позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность.

4. заключительная часть занятия (закрепление музыкально — ритмического материала в игре, музыкально — танцевальные импровизации) В конце каждого занятия проводится упражнение на рефлексию, если дети вам сказали, чем они занимались, то можете считать, что задачи занятия вы решили. Построение для выхода из зала, поклон-прощание, выход из зала.

Структурные части занятия относительны и плавно перетекают одна в другую. Педагог должен чередовать интенсивность упражнений, следить за состоянием детей и следовать таким принципам:

1. от простого к сложному

2. от наблюдения — к действию

3. от единичного — к множественному.

Список используемой литературы:

1.        А.И. Буренина  Ритмическая мозаика.  СП.; 2006

2.        А.И.Буренина, Т.Н. Сайко  Топ-хлоп, малыши.  СП.; 2006

3.        А.И.Буренина  Коммуникативные танцы-игры для детей.  СП.; 2006

4.        Е.В.Горшкова  Методика по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце.  М.; 2002

5.         Е.В. Конорова  Методическое пособие по ритмике для детей 5,6,7-летнего возраста.  М.; 1998

6.         И. Каплунова, И. Новоскольцева, И.Алексеева   Топ-топ, каблучок. СП.; 2007

7.          С.Л. Слуцкая  Танцевальная мозаика.   М.;  2000

8.          Т.И. Суворова  Танцевальная ритмика для детей. (1-5 книги).  СП.; 2004

9.        Т.И.Суворова  Танцуй, малыш.  СП.;  2006

10.        Т.И.Суворова  Танцевальная ритмика для детей. Новогодний репертуар.  С.П.; 2009

11.          Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина  Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей.  СП.;  2007

12.          Е. и К. Железновы   Аудиоспектакль  Веселые уроки. Ритмика.  2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы дошкольного образования и воспитания

В данной статье анализируется состояние дошкольного образования до и после принятия Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), рассматриваются проблемы социального развития ребён...

Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр и пособий в решении современных педагогических задач музыкального образования »

В разработке делается акцент на современных требованиях к использованию музыкально-дидактических игр....

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....

Преемственность дошкольного музыкального образования

Статья  для музыккльных руководителей...

Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ.

laquo;Инклюзивное» образование – это признание ценности различий  всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это г...

Новационные методики в области дошкольного музыкального образования

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, л...