Новационные методики в области дошкольного музыкального образования
статья

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Новационные методики в области дошкольного музыкального образования

Коммуникативные танцы 

Методика используется как организационная форма перед разучиванием танца на занятиях

Методика применяется на занятиях со средней, старшей, подготовительной группой

 Новация помогает в раскрепощении детей на занятии, в развитии коммуникативных навыков, в работе над ощущением формы, в развитии двигательной координации, развития чувства ритма. 

С помощью коммуникативных танцев достигается создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) 

Методика используется как средство обеспечения освоения музыкального содержания, а также средств музыкальной выразительности того или иного музыкального произведения. 

Методика применяется на занятиях со средней, старшей, подготовительной группой

Игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. 

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. 

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) 

Методика используется как средство для развития исполнительского артистизма, в пальчиковых играх характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи 

Методика применяется на занятиях со средней группой

 Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. 

Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры:развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ;повышают общийуровень организации ребёнка;направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений. 

«Хор рук» 

Методика используется как организационная форма для активации внимания. 

Методика применяется на занятиях со средней, старшей, подготовительной группой

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

Успешность данной новации заключается в развитии: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации. 

Ритмодекламация под музыку 

Методика используется как форма, обеспечивающая синтез музыки и поэзии 

Используется с подготовительной группой

С помощью этой новации создаётся музыкально-педагогическая модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. 

Успешность данной новации — в её специфике. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. 

Игры звуками 

Методика используется как средство обеспечения развития тембрового слуха

Методика применяется на занятиях со старшей, подготовительной группой

В данной новации используются три направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума. Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. 

Успешность данной новации в том, что с помощью неё ребенок легко раскрывает тесную связь себя и природы (в том числе природы звукоизвлечения)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные проблемы дошкольного музыкального образования»

Организация и структура занятия по хореографии с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования....

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

Презентация "Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования"

Презентация "Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...

Преемственность дошкольного музыкального образования

Статья  для музыккльных руководителей...