Проекты
проект

Мартяшина Гульнара Галеевна

Проект - это способ организации детьми изучения окружающей среды через поэтапное и заранее спланированное практическое взаимодействие для достижения определенных целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель по УВР  МАДОУ

д \с «Сказка»  Позираева М.А.

_______________________

от _____________________2019г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МАДОУ

д/с «Сказка» Бабаева Н.Б.

____________________

от __________________2019г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Приполярный

Краткосрочный проект:

«В МИРЕ КРАСОК И ЧУДЕС»

(старшая группа)

Воспитатель:

Мартяшина Г.Г.

 2019г.

Актуальность темы.

Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки.

Цель проекта:

  1. Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
  2. Выявление и развитие творческих способностей у детей старшего возраста путём проведения занимательных занятий рисования красками.
  3. Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования.
  4. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения.
  5. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.

Задачи проекта:

Обучающие.

Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.

Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие.

Развивать творчество, фантазию.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные.

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Тип проекта:

Творческий.

Участники проекта:

Воспитатели, дети старшей и подготовительной группы.

Срок реализации:

с 13.08 по 24.08. 2018 года (краткосрочный).

Предполагаемый  результат:

  • Развитие исследовательской, познавательной и творческой деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.
  • Расширение кругозора детей, повторение и закрепление их знаний о сезонныхизменениях в природе в летний период, о летних праздниках, традициях и особенностях их проведения.
  • Плодотворный результат по художественному  творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка), применению нетрадиционных техник рисования.
  • Развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе.
  • Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение еѐ эпитетами, новыми словами и выражениями.
  • Развитие творческих способностей детей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • беседы с детьми для выявления знаний об объектах окружающего мира через расширение знаний о цвете.
  • подбор материала для продуктивной деятельности.
  • подбор методической и художественной литературы по данной теме.

Основной этап:

  • рисование на камнях «Забавные камешки» (свободная тема);
  • рисование солью «Золотая рыбка»;
  • рисование ладошками «Птичка»;
  • рисование на деревянных заготовках для коллективной работы;
  • рисование пеной для бритья «Долька арбуза»;
  • рисование «Чудесные бабочки»;
  • рисование на ватмане коллективная работа;
  • рисование по мотивам русских народных сказок.

Заключительный этап:

Итоговая презентация: «В мире красок и чудес»

Ожидаемый результат:

Развитие конструктивных, познавательных и творческих способностей.

Развитие мелкой моторики рук, таким образом, подготавливается рука к письму.

Умение детей анализировать работу.

Формирование положительного отношения к труду.

Список литературы:

1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с «Сказка»

______________Н. Б. Бабаева

«___» ______________2023 г.

ПРОЕКТ

«Дорогою Добра»

(формирование толерантности у детей дошкольного возраста)

средняя группа «Колокольчики»

Разработали:

Воспитатели

Мартяшина Гульнара Галеевна

Наумочкина Ирина Фёдоровна

п. Приполярный

2023 год

Краткосрочный проект по формированию толерантности у детей дошкольного возраста «Дорогою Добра».

Участники проекта: воспитатели и дети средней группы «Колокольчики».

Срок проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Актуальность проекта.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.                           

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей. Детский сад является первой ступенькой становления межличностных отношений, поэтому может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности. В детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать обучающую и развивающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей и родителей воспитанников.

Цель проекта: формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать представления детей о дружбе между людьми;
  • учить детей дружеским формам взаимодействия;
  • учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
  • расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми;

Развивающие:

  • развивать социально-коммуникативные качества;
  • развивать эмоциональную сторону детской личности;
  • развивать творческие и речевые способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;
  • воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап.

Определение цели и задачи проекта. Продумать и подготовить мероприятия недели толерантности.

Формы организации работы 1 этапа:

- планирование проектной деятельности по теме, опираясь на методическую литературу;

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии,);

- подбор презентаций по теме.

Основной этап. Реализация проекта.

Включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта.

- проведение бесед о дружбе, добре, взаимопомощи;

- просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы по данной тематике;

- коллективное творчество в группе по теме толерантности, организация выставки;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры;

- изучение пословиц, поговорок о дружбе, мирилки;

-консультации для родителей по теме, беседы.

Продуктивный этап работы в средней группе.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное

развитие

Беседы: "Дружба начинается с улыбки", "Настроение".

НОД «С чего начинается дружба», «Круг общения-ДРУЖБА». Цель: Формировать социально-коммуникативные навыки в процессе формирования представлений о дружбе, желание дружить, радоваться общению. Воспитывать уважение к окружающим и дружеские взаимоотнош. в группе.

Прослушивание аудиозаписи песен: "Доброта", "Песенка друзей", "Вместе весело шагать".

Речевое развитие

Чтение художественных произведений о дружбе: Пляцковский «Урок дружбы», Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка», В.Катаев «Цветик - семицветик», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Словесные игры: "Назови волшебное слово", "Доскажи словечко", "Выбираем хорошие поступки".

Художественно – эстетическое развитие

Коллективная работа (рисование ладошками) «Дерево дружбы», коллективная работа по аппликации «Мир в ладошках», коллективная работа по аппликации «Дружат дети всей планеты».

Социально – коммуникативное развитие

Дид. игра: «Я хочу с тобой подружиться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение». Цель: Создание положительного эмоционального климата в коллективе и его сплочение.

Сюж.ролев. игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад». Цель: развитие умения совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников.

Физическое развитие

Подвижные игры: "Жмурки", "Кот и мыши", "У медведя во бору".

Взаимодействие с родителями.

- консультация для родителей «Толерантность в детском саду».

Заключительный этап. Итог.

 - развитие творческих способностей и коммуникативных качеств воспитанников;

 - повышение правовой и педагогической компетенции родителей;

 - укрепление отношений сотрудничества между педагогами и родителями воспитанников.

Приложения

Приложение1

КОНСПЕКТ  НОД 

 «КРУГ ОБЩЕНИЯ – ДРУЖБА».

Цель: Формировать социально-коммуникативные навыки в процессе формирования представлений о дружбе, умение реагировать на происходящее посредством мимики, желание дружить, радоваться общению. Воспитывать уважение к окружающим и дружеские взаимоотношения в группе.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

 Воспитатель звенит колокольчиком. Стихотворение с движением в кругу.

Колокольчик озорной

Ты друзей в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим какие вы дружные. Вам нужно громко отвечать на мои вопросы.
Вы Готовы? (Да)                                                                           
Будем праздник отмечать? (Да)
Будем мы молчать, скучать? (Нет)
Будем дружно танцевать? (Да)
Будем дружно мы играть? (Да)
Может спать вас уложить? (Нет)
Как я рада, что ребята в детском садике дружны,

Игра «Цветок Дружбы»

На полу лежит цветок с грустным лицом (цветок без лепестков).

Подходим к цветку:

Воспитатель: - Ребята! Посмотрите, какой грустный цветок? Как вы думаете. Почему?

Ответы детей: - Потому что у него нет лепестков.

Воспитатель: - А, давайте поднимем ему настроение, сделаем ему лепестки.

Садимся к цветку ножками и играем в цветок дружбы, держась за руки.

Цветок закрылся (дети сидят, наклоняясь вперед, тянутся руками к носочкам),

цветок раскрылся (берутся за руки и ложатся на спину). Повторяют три раза.

Переворачиваем подушечку (на другой стороне подушки – веселое лицо).

Воспитатель: - Дети, наш цветок улыбается.

Дети: - Мы с ним поиграли, и он перестал грустить.

 Садимся на стульчики.

Игра «Улыбка»

Передаем друг другу смайлики. Дети по кругу отвечают на вопросы:

- Когда мы улыбаемся?

- Кому улыбаемся?

Воспитатель: 

- Значит в нашей группе живет улыбка. Значит у нас дружная группа.

Пальчиковая игра: «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

А теперь подружат маленькие пальчики

1, 2, 3, 4, 5

Начинаем мы играть.

Воспитатель: 

- Дети, у нас дружная группа, а что мы делаем когда вдруг поссорились.

Дети: – Миримся Мирилки».

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите, что это у нас?  Коробочка- мирилка,

А в ней волшебные платочки. Достаем платочки.

Играем в игру «Платочки».

Воспитатель берет платочек и закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать:

- Какое у вас лицо, когда вы съели шоколад?

- Когда попробовали лимон?

- Увидели друга?

- Мама огорчена и т.д.

Теперь положим волшебные платочки в корзинку. Пусть они отдыхают.

Игра   Цветик - семицветик».

Воспитатель:

Дети, мы с вами поиграли с цветком, сделали ему лепестки, давайте сделаем ему настоящие лепестки, чтобы он всегда улыбался, а чтобы они сложились в цветок вам нужно назвать правила дружбы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие правила нужно соблюдать, чтобы быть дружными? (дети называют правила, ведущая выкладывает цветок)

(Воспитатель достает из корзинки разноцветные лепестки)

·         Не ссориться.                                                   

·         Не бояться просить прощения, если обидел друга

·         Быть вежливым

·         Не злиться

·         Не жадничать

·         Помогать другу

·         Быть честным

·         Быть внимательным

·         Уступать

Воспитатель:

Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.

-Посмотрите, какой красивый цветок получился. Давайте еще раз улыбнемся друг другу и цветку.

Он будет напоминать о том. Что в нашей группе живет дружба и улыбка.


 

Приложение 2

Конспект занятия в средней группе на тему «Круг общения -Дружба».

Программные задачи:

1.Воспитательная: воспитывать справедливое отношение к друг другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.

2.Развивающая: развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков межвозрастного общения.

3.Образовательная: учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять нравственной сутью поступков.

Ход занятия

Воспитатель: Каждое утро мы говорим друг другу «Здравствуйте», «Доброе утро», чтобы весь день был у нас добрым и радостным. Давайте скажем эти утренние и волшебные слова.
Дети: «Доброе утро»
Воспитатель: Я приглашаю вас в «Круг радости» для того, чтобы весело и ласково поприветствовали друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Давайте вместе скажем:
Здравствуй правая рука, (правую руку протягиваем вперед)
Здравствуй левая рука, (левую руку протягиваем вперед)
Здравствуй друг, (протягиваем правую руку другу)
Здравствуй друг, (протягиваем левую руку)
Получился ровный круг (беремся за руки).
Воспитатель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А сейчас можете присесть

Хочу вам загадать загадки, слушайте внимательно.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (друг)

Говорят, что мы похожи.

Отвечаем: «Ну и что же?».

Говорят, что неразлучны.

Друг без друга вправду скучно.

Говорят, что мы болтушки...

Ну и что! Ведь мы... (подружки)

Ребята, давайте вспомним правила общения и дружбы.

Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».

Воспитатель:

Ребята с чего начинается знакомство и дружба?  (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра. Вы тоже улыбнитесь друг другу, ведь улыбка-начало дружбы.

А как нужно общаться с друзьями? (Вежливо)

А вы знаете такие волшебные слова?

Ребята, я знаю очень интересную историю.

Хотите, расскажу? Кто хочет мне помочь?

(Воспитатель выбирает двух детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на полянке мячик нашли.

Заяц: «Я первый!»

Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья. Обсуждение проблемы, поиск путей её решения. 1.Можно играть вместе (играют вдвоём, а потом играют все) 2.Считалочка (рассказывают, какие считалочки они знают)

Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?

Если поссорились, что нужно сделать? (помириться)

Мирилка (физминутка)
Хватит ссориться и злиться (дети стоят спиной друг к другу)
Ну, давай скорей мириться! (поворачиваются, берутся за руки)
Прочь, обида, уходи (машут руками)
Ждет нас дружба впереди! (берутся за руки)

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Уступать друг другу, делиться.

Воспитатель: Послушайте еще историю:
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шел.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!»
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Воспитатель: Как бы вы поступили? Как бы в этой ситуации поступил друг?
Дети:…
Воспитатель: Молодцы. Значит следующее правило дружбы : «Помогай другу».
Ребята, а какие бы вы еще добавили правила дружбы?
Дети: уметь попросить прощения, если был не прав; делиться…
Воспитатель: Правильно. Вот такие простые, но главные правила дружбы

Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».

Дружба начинается с улыбки?

(да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Обзываться нужно? (нет-нет-нет)

Договариваться нужно?(да-да-да)

А игрушки отнимать? (нет-нет-нет)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Теперь я точно знаю , что вы настоящие друзья.
Хоровод дружбы. «Дружат дети всей Земли»

А в знак нашей дружбы предлагаю сделать хоровод из наших ладошек

Воспитатель: мальчики и девочки, вы просто умнички! Всё правильно заметили и сказали. Ну а теперь я хочу от вас ещё раз услышать – что же такое дружба?
Ответы детей.

Приложение 3

Беседа о дружбе.

Педагог задает вопросы детям, дети отвечают на них.

Педагог:

  • Как вы думаете, что такое дружба?
  • Есть ли у вас друзья?
  • Зачем нам нужны друзья?
  • С кем можно дружить?
  • Каким должен быть настоящий друг?
  • С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?

Педагог: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей. Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).

Приложение 3

Беседа «Настроение».

Педагог показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое). Психолог задаёт детям вопросы:

  • Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Почему вам радостно, весело?
  • Как вы думаете,  у какого из этих человечков много друзей?
  • Почему вы так думаете?

Психолог: Правильно, у человечка хорошее настроение, потому что у него много друзей. Поэтому он улыбается.

        Приложение 4

Консультация для родителей

« ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, и плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу

         Толерантность (от лат. toleraпtia – терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом

Проблема, которая является предметом нашей консультации, весьма актуальна. Люди порой, забывают о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает.

С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Что же такое толерантность?

  • Толерантность - это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем.
  • В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований.
  • Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
  • Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
            
    Как же и с чего начать воспитание толерантности в дошкольном возрасте?

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Именно поэтому, большая роль в формировании толерантности   отведена дошкольным образовательным учреждениям. В детском саду формирование толерантности начинают со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.  

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, в детском саду задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  • проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
  •  театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  • сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  •  проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица в соответствии с народным календарем;
  •  изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
  •  знакомство детей с традициями народов разных стран;
  • игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю или воспитателю. Однако большинство родителей ограничивается только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью, добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло.

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, овладения системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, если вам не трудно простить друг другу серьёзную обиду, если вы стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка  личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына - следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют толерантность ребенка. Это веселое детское стихотворение можно взять продолжением к нашей теме, потому что в нем отражена одна из мудрейших заповедей воспитания:

Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает,песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб…
Оступился Мишка, и об землю – хлоп!
Засвистел на ветке пересмешник - дрозд:
- Мишка косолапый наступил на хвост!
А за ним вдогонку пятеро зайчат:
- Мишка косолапый! - Из кустов кричат.
Подхватил дразнилку весь лесной народ:
Мишка косолапый по лесу идет!
Бросился к берлоге маленький медведь:
- Чем такие ноги, лучше умереть.
Спрятался за шкафом и ревет ревмя:

- Мишкой косолапым, дразнят все меня.
Мама удивилась - Глупенький сынок,
Я всегда гордилась Формой твоих ног.
Я ведь косолапа, и папа косолап,
И косолапил славно дедушка Потап!
Мишка косолапый стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы, съел медовый торт.
Вышел из берлоги
и как заорет:
- МИШКА КОСОЛАПЫЙ ПО ЛЕСУ ИДЕТ!

Если ребенок будет гордиться своей семьей, будет знать, что там его любят и поддерживают, вот тогда ему будут не страшны никакие житейские бури, он сможет выйти достойно из любой конфликтной ситуации.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют толерантность ребенка.

              К чему приводит агрессивность и непоследовательность родителей?

         Во-первых: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления приводят к тому, что ребенок, ежедневно наблюдая агрессию взрослых, принимает это как норму жизни.

          Ведь не зря психологи говорят: 

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. 

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. 

           Во- вторых: непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения приводит к тому, что у детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

          Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому толерантность нужно воспитывать!!! 

Отсюда – ряд правил воспитания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. 

В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности:

- терпение,

- умение владеть собой,

- доверие,

- чуткость,

- способность к сопереживанию,

- снисходительность,

- расположение к другим,

- терпимость к различиям,

- доброжелательность,

- гуманизм,

- любознательность,

- умение слушать.

          То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых взрослыми не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.

          Не наказывайте детей, не сравнивайте, не выставляйте на позор, не укоряйте, не надзирайте за ними, не оскорбляйте. Хвалите от души, договаривайтесь, находите общее мнение, прощайте искренне. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с «Сказка»

______________Н. Б. Бабаева

«___» ______________2023 г.

ПРОЕКТ

«Осень в гости к нам пришла»

Средняя группа «Колокольчики»

Разработали:

Воспитатели

Мартяшина Гульнара Галеевна

Наумочкина Ирина Фёдоровна

п. Приполярный

2023 год

Тема проекта: «Осень в гости к нам пришла».

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-октябрь 2023г.).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей о времени года «Осень»; формирование познавательного интереса к окружающей среде.

Задачи проекта:

 - Расширить представления об изменениях в природе осенью.

 - Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

 - Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; «Деревья, листья, плоды».

- Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование);

- Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

 - Привлекать родителей к совместной деятельности в изготовлении поделок и рисунков.

Актуальность:

С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети, в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Ожидаемый результат:

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

 - Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

 - Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр.

 - Сотрудничество с музыкальным руководителем: подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

 - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.

2. Основной этап.

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы, беседы, занятия, просмотр мультфильмов, занятия продуктивной деятельностью по рисованию, лепке, аппликации, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, изготовление поделок из природного материала вместе с родителями.

Продуктивный этап работы в средней группе.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседа «Ранняя осень».

Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.

Беседа «Осенние дары природы».

Цель. Закрепить знания об овощах, фруктах (внешний вид, вкус),учить определять овощи на ощупь, закрепить знание названий овощей, уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья.

Д. игры: «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

Цель. Продолжать знакомить с основными видами овощей и фруктов, развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин по теме «Осень».

Словесные игры: «Один -много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково», «Найди ошибку».

Чтение художественной литературы.

Пословицы, загадки, поговорки, потешки. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение стихотворения Ю.Тувим «Овощи». Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова, «Как птицы и звери к осени готовятся» Г.Снигерев.

Художественно – эстетическое развитие

Лепка: «Овощи на зиму».

Цель.  Лепить предметы овальной и круглой формы; развивать внимание и мышление.

Аппликация с добавлением пряжи «Морковка для зайки».

Цель. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

Раскраски «Овощи и фрукты».

Коллективная работа «Яблочки на яблоне».

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Овощной магазин».

Дидактические игры. Настольно-печатные игры.

Физическое развитие

Подвижные игры «Огуречик - огуречик», «У медведя во бору». Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика. Игры-соревнования.

Мероприятия по работе с родителями.

 - Участие в выставке работ на тему «Дары осени».

 - Изготовление печатной консультации «Ребёнок и природа», «Одежда для прогулок осенью».

 - Беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

3. Заключительный этап.

- Выставка поделок из природного материала «Дары осени» (совместно с родителями);

- Развлечение «Осенний праздник».

Итог. У детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы.

Приложения

Приложение 1.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе.

 Тема: «Ранняя осень».

 Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.

Воспитатель. Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь.) Сентябрь - это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди? Они стали одеваться теплее?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собираю грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Приложение 2.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе.

Тема: «Осенние дары природы».

Цели: закрепить знания об овощах, фруктах (внешний вид, вкус),учить определять овощи на ощупь, закрепить знание названий овощей, уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья.

Оборудование демонстрационное: игрушка зайчика, макет «Огород». В большой корзине – муляжи овощей и фруктов; картинки, мешочек, корзинки; раздаточное: кусочки фруктов и овощей (морковь, капуста, киви, яблоко, банан).

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение: (дети сидят на стульчиках).

Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень спросим,

Что в подарок принесла?

Вопросы: О каком времени года идёт речь в стихотворении? Какие времена года вы знаете?

– Скажите, ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним и назовём каждый месяц. (Ответы детей, повторяют все вместе: сентябрь, октябрь, ноябрь).

- А почему осень называют урожайной?

-А какой же урожай мы собираем осенью?

-Скажите,пожалуйста по каким признакам можно определить, что наступила Осень?

Воспитатель: -Молодцы ребята вы перечислили много признаков Осени. (Дети встают и подходят к столу)

–Ребята посмотрите кто- то оставил для нас конверт. - открывает конверт, а там загадки. Загадки.

1.Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)

2. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

3. Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

4. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... (Банан).

Воспитатель показывает макет огорода.

-Ребята как вы думаете где растут овощи и фрукты (ответы детей) Дидактическая игра «Не ошибись». (Две корзинки,в одну корзинку собрать фрукты, в другую — овощи).

- Скажите пожалуйста овощи и фрукты полезны для здоровья?

-Чем полезен чеснок и лук?

-Ответы детей.

Пальчиковая игра:

Мы делили апельсин (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем ее другой рукой)

Апельсин у нас один

Эта долька – для котят, (на каждой дольке правая рука поочередно разжимает пальчики на левой руке),

Эта долька – для ежа

Эта долька — для улитки

Эта долька – для чижа,

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились).

Итог занятия. -Ребята, чем мы с вами занимались? (ответы детей)

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам понравилось на занятии?

- Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются? (Где растут, на чём вырастают, что из них можно приготовить?)

- Будете ли вы путать фрукты и овощи?

Приложение 3.

Словесные игры.

Игра «Один – много».

Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.

Лужа — лужи

Лист — листья

дерево — деревья

Ветка — ветки

Туча — тучи

Птица — птицы

Цветок — цветы

Дождь — дожди

Луковица — луковицы

Огурец — огурцы

Морковка — морковки

Свёкла — свёклы

Кабачок — кабачки

Кочан — кочаны

Горошина — горошины

Стручок —стручки

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Вишня – вишни

Лимон – лимоны.

Игра «Хорошо – плохо».

Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.

Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо. Хорошо - поспевают овощи и фрукты. Желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д. Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

Игра «Подбери признак».

Цель: образование относительных прилагательных. —Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

—Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

—Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

—Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Игра «Назови ласково».

Цель: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Яблоко — яблочко, апельсин — апельсинчик, лимон — лимончик, слива — сливка, мандарин — мандаринчик, ананас — ананасик, вишня — вишенка. Помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковочка, репа — репочка, редиска — редисочка, свёкла — свеколочка, чеснок — чесночек, лук — луковичка, перец — перчик, баклажан – баклажанчик.

Приложение 4.

Чтение художественной литературы.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ю. Тувим «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе

— Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

Н. Сладков «Осень на пороге».

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся».

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки...

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках — сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

Приложение 5.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе (Лепка).

Тема: «Овощи на зиму».

Цели: учить лепить предметы овальной и круглой формы; развивать внимание и мышление.

Материалы и оборудование: кукла Маша, банка, муляж помидоров и огурцов, пластилин, дощечка, салфетки, корзинка.

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня к нам в гости кукла Маша. Она пришла за помощью. Маша собрала урожай помидоры и огурцы, а теперь хочет засолить овощи, которые собрала, и угостить своего друга Мишку, но не успевает. Давайте ребята поможем Маше заготовить урожай.

Чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувим:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох.

Вот овощи спор завели на столе

- Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свекла. Ох.

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох.

И суп овощной оказался неплох!

Вопросы:

- О чем спорили овощи?

- Какие овощи купила хозяйка?

- Что приготовила хозяйка из всех овощей?

Воспитатель предлагает рассмотреть муляжи огурцов и помидоров и ответить на вопросы.

- Что это овощи или фрукты?

- Какие овощи?

- Какого цвета?

- Какой формы?

Физкультминутка.

 «Дружно встали».

Дружно, встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Оглянись величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще, через левое плечо.

Лепка «Овощи на зиму». На картонке нарисован силуэт банки. Дети раскатывают колбаской пластилин и прикладывают колбаску по контору банки. В «банку» укладывают огурцы и помидоры. Из шариков пластилина красного цвета дети лепят «Помидоры», из пластилина зеленого цвета – овальной формы «огурцы».

Что мы делали на занятии?

О чем читали стихотворения?

Что лепили?

Приложение 6.

Подвижные игры:

«Огуречик, огуречик…».

Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.

Ход: На одном конце зала-ловишка, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.

Ловишка:

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет».

Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.

«У медведя во бору».

Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.

Ведущий говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.» Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.

Консультация для родителей

«Ребенок и природа».

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. 

О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности. Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

 Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.

 Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

· развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» п.Приполярный к раткосрочный проект средней группы ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА Воспитатели: Наумочкина И.Ф. Мартяшина Г.Г. 2023г.

Слайд 2

Тема проекта : «Осень в гости к нам пришла». Вид проекта: познавательно - творческий. Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-октябрь 2023г.). Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель. Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей о времени года «Осень»; формирование познавательного интереса к окружающей среде. Задачи проекта: расширить представления об изменениях в природе осенью; изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы; пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; «Деревья, листья, плоды »; развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование); воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой; привлекать родителей к совместной деятельности в изготовлении поделок и рисунков.

Слайд 3

Актуальность: в рамках образовательного процесса в ДОУ одной из основных задач является укрепление и расширение связи с окружающей природой. Мы придаем особое значение воспитанию бережного отношения к живой и неживой природе, а также учим наших детей совместной деятельности с их родителями и педагогами. Эта ценная практика проводится как внутри нашего сада, так и в домашней обстановке. Ожидаемый результат : В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров . Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами.

Слайд 4

Этапы реализации проекта. 1. Подготовительный этап: - Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта. - Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений. - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр. - Сотрудничество с музыкальным руководителем: подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта. - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах. 2. Основной этап. Мероприятия по работе с детьми: Чтение художественной литературы, беседы, занятия, просмотр мультфильмов, занятия продуктивной деятельностью по рисованию, лепке, аппликации, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, изготовление поделок из природного материала вместе с родителями.

Слайд 6

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Также появилось желание самостоятельно заняться творчеством-сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...