Семинар для педагогов на тему "Планирование и реализация образовательной деятельности, направленной на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста"
консультация

Тема  выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Педагоги всё чаще стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад  и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. 

Но мы с вами знаем, что игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках и динамических паузах на занятиях, при проведении утреннего круга и т.д. Педагог должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать детей на выполнение различных заданий. Дошкольники быстро устают, а игра снимает утомление у детей, помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_dou.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Планирование и реализация образовательной деятельности, направленной на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Тема  выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Педагоги всё чаще стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад  и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. 

Но мы с вами знаем, что игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках и динамических паузах на занятиях, при проведении утреннего круга и т.д. Педагог должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать детей на выполнение различных заданий. Дошкольники быстро устают, а игра снимает утомление у детей, помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:

  • возраст детей;
  • обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;
  • соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;
  • поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;
  • организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми.
  • распределить по дням недели виды игр.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

При организации совместной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте - использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.) проведении организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам. Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.

 Игры организуются четыре раза в день:

  • после прихода в детский сад перед завтраком (от 5 до 40 минут);
  • после первого приёма пищи и до начала занятий (от 5 до 7 минут);
  • во время прогулки (час-полтора);
  • после сна (20–40 минут).

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени - время игры сокращается. Этого нельзя допускать! 

виды игр.png

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Игра выполнит свои функции при нескольких условиях:

  • Участие в игре - добровольное, по желанию.
  • Для игры предназначено специальное место.
  • Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
  • Правила должны быть предельно простыми.
  • Сюжет - хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
  • Предлагая игру, педагог должен подойти к детям с разным темпераментом, физическими данными.
  • Поощрять стремление детей играть самостоятельно.
  • Роль игр в воспитании дошкольников
  • Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
  • Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
  • Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
  • Снижение зрительного напряжения.
  • Переключение внимания, профилактика утомления.
  • Перед тем как выбрать определенную игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу.

Эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов, как:

  • умение доходчиво и интересно объяснить игру.
  • размещение игроков во время проведения игры.
  • определение ведущих.
  • распределение на команды.
  • определение помощников.
  • руководства процессом игры.
  • дозирование нагрузки в игре.
  • логическое окончание игры.

В первую половину дня рекомендуется организация дидактических (5-6), подвижных (2-3) игр, строительно-конструктивной и сюжетно-ролевых игр (для знакомых детям игр - вносится стимулирующее сюжет оборудование, в менее освоенную включается воспитатель). Во вторую половину дня может добавляться театрализованная игра.

Выбор тематики сюжетно-ролевых игр зависит от игрового опыта детей, широты их знакомства с окружающим. В младших группах лучше организовывать игры на бытовые сюжеты, хорошо знакомые детям: «Семья», «Магазин», «Больница». В последующих возрастных группах может сохраняться подобная тематика, однако необходимо расширять сюжет и содержание - включать в игры дополнительных персонажей и связанные с ними обстоятельства (в семье - приезд гостей, введение ролей бабушки, дедушки и т.п.; в магазине - открытие новых отделов; в больнице - появление врачей-специалистов, например, хирурга, отоларинголога, окулиста и т.д.).
Выбор строительно-конструктивной игры определяется конструктивными умениями, полученными детьми на занятиях по конструированию, наличием в группе строительных материалов и конструкторов, мелких игрушек для обстраивания и украшения готовых построек. Предварительно необходимо уточнить, могут ли деть строить по рисунку, по схеме; в этом случае можно использовать внесение схемы как стимул для строительной игры.

Выбор театрализованной игры определяется уровнем развития исполнительских навыков детей, знакомством с литературными произведениями. Лучше брать такие произведения, в которых небольшое количество персонажей, несложные диалоги, насыщенное действие, ярко выраженная нравственная ситуация. Произведения должны быть хорошо известны детям - и в плане последовательности событий, и в плане знания текста.

В выборе дидактических игр исходят из следующего: игры не должны дублировать вид занятий (если в этот день у детей математическое занятие, дидактические игры математического содержания исключаются); хорошо, если в перечень включаются музыкально - дидактические игры, игры - забавы. Задачи игр должны быть посильны в решении детям; из всего перечня игр 3-4 игры берутся хорошо знакомые детям и предлагаются для самостоятельной деятельности, вносятся 1-2 новые игры, в руководстве которыми принимает непосредственное участие воспитатель.

Подбор подвижных игр определяется подобным образом: новые игры не используются, как новая предстает перед детьми подвижная игра, недавно разученная на физкультурном занятии.

Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов.

. В случае выполнения нескольких факторов игра несет в себе огромный воспитательный потенциал. Педагог должен знать уровень сформированности коммуникативных навыков у детей, уметь правильно мотивировать детей на игру, иметь в арсенале и активно использовать игры на развитие разных качеств личности, в соответствии с конкретной задачей.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.

Прежде всего, педагогам, работающим с детьми в дошкольном учреждении, необходимо научиться играть вместе с ребенком.

Играя, мы стремимся научить детей:

· адекватно оценивать свои поступки, надеяться на собственные силы;

· предвидеть последствия ролевого поведения, делать выбор;

· выражать свои чувства, желания понятным для окружающих способом;

· быть уверенными в себе, справедливыми, не только доминировать, но соглашаться, подчиняться в игре;

· уважать, доверять и уметь слышать друг друга.

Блиц-опрос «Продолжи предложение».

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:

«Мне нравятся дидактические игры, потому что ……»

«Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»

«Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

«Больше всего мне нравятся …. игры, потому что….»

« Моя самая любимая игра…., потому что…»

«Я считаю, что в игре дети учатся…»

«На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

Важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. И этими открывателями являетесь конечно же вы наши дорогие коллеги!

На память о нашей игре мы хотим  подарить Вам памятки «Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей».

Памятка «Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей»

  1. Не заменять игру другими видами деятельности
  2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  3. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  4. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  5. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  6. Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  7. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  8. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  9. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  10. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)...

: « Роль семьи в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»

"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по меревашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. "  ...

Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.     Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста2.     Презентация к педагогическому совету по проблеме развития...

Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя с семьей в интересах развития ребенка необходимая часть воспитательной работы. При всем этом игровая деятельность детей была и остается одним из основных видов деятельности ...

Рабочая программа по предоставлению дополнительной бесплатной образовательной услуги направленной на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста «Математика - игралочка».

1.2. Цели и задачи программы:Цели программы:- раскрытие основных направлений математического развития детей 4-5 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;- приобщение к математическим знаниям с учето...

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста...