Социализация ребенка с ОВЗ
консультация

Автамонова Анна Алексеевна

Социализация ребенка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innov-1-02.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация ребенка с ОВЗ

Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представления о многообразии окружающего мира, становления отношения к социальным явлениям и навыков общения и поведения, соответствующих общественным нормам.

Именно в дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основы личностной культуры. На начальном этапе коррекционно-педагогической работы у ребёнка с ОВЗ формируются навыки взаимодействия в начале со взрослым в ходе предметно- практической деятельности, а за тем уже со сверстниками в совместной деятельности. В процессе специально созданных условий, педагог учит детей общаться друг с другом на основе бесконфликтных форм взаимодействия, давать элементарную оценку своих поступков и действий, а так же выражать свои чувства и эмоции. Таким образом данная работа направлена на формирование у ребёнка с ОВЗ адекватных форм поведения, на развитие навыков продуктивного взаимодействия с людьми, и в конечном на адаптацию к жизни в обществе.

Одной из задач инновационной программы: «Социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» является задача-развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Развитием речи ребёнка и формированием его коммуникативных способностей родители и педагоги занимаются на протяжении всей жизни ребёнка как в дошкольных и школьных учреждениях, так и в семье. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребёнка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи.

Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Говоря о коммуникативных навыках, чаще всего имеются в виду автоматизированные коммуникативные компоненты деятельности, формированию которых способствует пример общения со сверстниками и взрослыми.

Развитие коммуникативных навыков идет по следующим направлениям:

  1. Формирование базовых коммуникативных функций;
  2. Формирование социоэмоциональных навыков;
  3. Формирование диалоговых навыков.

  1. Формирование базовых коммуникативных функций выражается в:
  • умении        выражать        просьбу,        используя        вербальные        и        невербальные        средства коммуникации;
  • умении понимать речь собеседника;
  • ответной социальной реакции на имя;
  • умении выразить отказ или дать утвердительный ответ, ответить на приветствие, на личные вопросы и комментарии других людей;
  • формировании навыков сообщения информации и комментирования: умение дать комментарий, называть близких людей, предметы окружающей обстановки, персонажей мультфильмов и книг, умения использовать притяжательные местоимения для обозначения собственности, описывать местонахождение, свойства и качества объектов, умения давать описания прошедшим и будущим событиям;
  • формировании навыка запроса информации: умения привлечь внимание другого человека, задавать вопросы с целью получения интересующей информации.

  1. Формирование социоэмоциональных навыков выражается в:
  • развитии навыков социального взаимодействия;
  • адекватном выражении эмоций и сообщения о своих чувствах с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации;
  • навыках социального поведения: умения проявить вежливость, поделиться чем-либо, выразить чувство привязанности, оказать помощь другим людям, утешить их, когда они расстроены и т.д.

  1. Формирование диалоговых навыков:
  • вербальных: умения начать и завершить диалог стандартной фразой, разъяснить ситуацию или проявить настойчивость, повторяя сообщение, поддержать разговор;
  • невербальных: умения разговаривать, повернувшись лицом к собеседнику; соблюдать дистанцию по отношению к говорящему; регулировать громкость голоса в зависимости от окружающей обстановки; ждать подтверждения слушающего перед тем, как продолжить сообщение.

Развитие коммуникативных навыков по указанным направлениям осуществляется с помощью разнообразных методов:

  • бихевиористские методы:

  • метод «сопровождающего обучения» – использование повседневных естественно возникающих ситуаций в процессе обучения, осуществляющегося с учетом личных интересов и потребностей ребенка (E.G. Carr);
  • использование системы подкреплений (O.I. Lovaas);
  • использование альтернативных коммуникативных систем;
  • социальные игры (имитационные игры, игры с переходом ходов, хороводные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);
  • упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);
  • проведение индивидуальных бесед на доступном для ребенка уровне;
  • чтение (цитирование) по ролям;

  • индивидуальные формы работы с родителями.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто- либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Список литературных источников:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академ. проект, 2012. 400 с.
  2. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2015. 200 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 2012. 56 с.
  4. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2015. №10. С.12-18.
  5. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научнометодический электронный журнал

«Концепт». 2015. Т.11. С. 16–20.

  1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: Владос, 2014. 400 с.
  2. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Педагогика, 2013. 424 с.
  3. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2013. 239 с.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Наука, 300 с.
  5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2014. 288 с.
  6. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Академия, 2013. 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость детско - родительских отношений для социализации ребенка

Методический материал по детско- родительским отношениям...

Консультация для педагогов «Создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка»

Консультация для педагогов «Создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка»...

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Роль игры в социализации ребенка раннего возраста.

Какое место в жизни детей занимает игра? Основные виды игр в дошкольной педагогике....

Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развит...

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развит...