выступление на пед.часе по теме "Нравственно- патриотческого воспитания у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Проблема нравственно - патриотического воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому в детском саду необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию нравственных и социокультурных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Проблема нравственно - патриотического воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому в детском саду необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию нравственных и социокультурных ценностей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что нравственно - патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству.

Новизна опыта состоит в создании системы использования традиций отечественной культуры во взаимодействии детей, педагогов ДОУ, родителей, направленного на формирование нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Анализ современной методической литературы показал, что формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью определения оптимальных педагогических условий патриотического воспитания дошкольников и недостаточной технологической обработкой этого процесса в условиях дошкольного образования.

Перед тем как приступить к планированию работы, были проведены:

- анкетирование родителей

- мониторинг с детьми для выявления уровня знаний.

Целью моей работы является совершенствование нравственного – патриотического воспитания, развитие личностной культуры детей старшего дошкольного возраста, как основы любви к Родине, приобщение к нравственным ценностям.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Формировать потребность, интерес у детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народа.

2. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

3. Воспитывать чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим.

4. Развивать нравственные, духовные, патриотические, эстетические чувства, то есть дать надёжные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.

Для решения поставленных задач использую специально организованные занятия, экскурсии по родному посёлку, посещения храма, игровое моделирование проблемных ситуаций, а также богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Своими руками изготовила игру - бродилку «Путешествие по поселку Горный», разработала электронно-дидактические игры:

  • «Кто служит в Армии?»
  • «Назови военную профессию?»
  • «Что было, что стало»,
  • Хороводная игра «Игра с лентой».

 На прогулке с детьми, я играю в русские народные подвижные игры. Посредством русских народных игр, мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.

На занятиях дети старшего дошкольного возраста получают представления о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Я знакомлю детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Рассказываю дошкольникам о роли колокола в жизни предков - извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

Дети старшего дошкольного возраста получают знания: об архитектуре древнего и современного города, (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; о строении храмов: их внешнем виде и внутреннем строении и др. Мною было разработаны познавательные занятия:

  • «Русская изба»
  • «Русский лен».
  • «Наша армия»

Мои воспитанники любят сказки, с удовольствием слушают, рассказывают их, рисуют иллюстрации к ним. Поэтому, я разработала занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского».

В сказках как нигде сохранились особенные черты русского характера. Представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Пословица судит о человеческом достоинстве, недостатках, острым словом клеймит злых, жадных; утверждает правду, честь, мужество, дружбу.

Одной из форм моей работы по нравственно - патриотическому воспитанию – являются этические беседы. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций. Беседы провожу со всеми детьми на занятиях, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов. Стараюсь, что бы беседа ни была назидательной, поэтому не навязываю своего мнения, а побуждаю детей к размышлению, и высказыванию собственного мнения.

Инновационная деятельность является большим помощником в формировании системы работы по нравственно - патриотическому развитию. Так как такая форма работы объединяет всех участников образовательного процесса.  

В деле нравственно-патриотического воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.

Свою работу с родителями строю на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Разработала для родителей консультации:

  •  «Борьба с дурными наклонностями».
  • «Сказка в жизни детей».

О правильности и эффективности проводимой работы можно судить по результативности:

- после неоднократных встреч, бесед большинство родителей становятся более открытыми, охотно идут на контакт;

- чем больше общаешься с родителями на тему нравственно -патриотического воспитания, тем больше у них возникает вопросов.

Для педагогов ДОУ я подготовила доклад на педагогическом часе: «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности».

В результате реализации комплекса педагогических условий на протяжении двух лет я наблюдала положительную динамику в освоении опыта работы по формированию нравственных качеств личности старших дошкольников: доброта, сострадание, внимательность, ответственность.

У воспитанников сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети познакомились с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.

Критериями знаний детей стали следующие показатели: знания детей о своей семье, родном крае и традициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по патриотческому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "кубанская казачья честь и слава"

Авторский конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Кубанская казачья честь и слава"...

Мультимедиапрезентация к ООД по патриотческому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская часть честь и слава"

Мультимедиапрезентация к конспекту ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...

Выступление на дне науки Речевые игры-презентации для детей старшего дошкольного возраста.

Речевые игры-презентации для детей старшего дошкольного возраста.В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языков...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни "

Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников  является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореа...

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством музыкального воспитания».

14 февраля в нашем дошкольном учреждении прошёл семинар по теме "Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ДО. Я с удовольствием хочу поделиться своим опытом работы ...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...