Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Юный финансист".
проект

Елена Владимировна Карамышева

 

  •  Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Юный финансист».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Юный финансист»

Карамышева Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 5 г. Льгов»

Воспитатель

Вид проекта: информационно - ориентированный

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: #1075; - #1075;.

Актуальность:

#1042; современном мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребёнок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребёнка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются

собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой

грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле - продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока ещё на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие

возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность - понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространённое явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту, легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.Чем раньше дети узнают

о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счёт использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

  1. Анализ исходной ситуации: Позновательно - творческая деятельность 25% Чтение книг 25% Игровая деятельность 50%

Таким образом, была определена проблема: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Данная проблема позволила сформулировать цель проекта - формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.

Задачи:

Образовательные: - Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; - Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», « банк», потребность», «зарплата», « кредит», «карта» и др.; - Расширять знания детей об истории возникновения денег; - Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей; - Расширять представления о профессиях, связанных с финансами; - Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности. Развивающие: - Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; - Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; - Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; - Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги; - Способствовать развитию внимания, логического мышления. Воспитательные: - Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера; - Воспитывать основы финансовой культуры; - Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей; - Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги; - Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

Задачи, направленные на организацию взаимодействия с семьёй: привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Организационные задачи: - Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист». - Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. - Создание развивающей среды по теме. Планируемые результаты: - приобретение знаний социально-экономического характера; - приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи; - усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения; - получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам; - развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; - применение практических советов в решении конкретных ситуаций; - развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - повышение интереса к изучению окружающего мира. Планируемый результат во взаимодействии с семьёй:  - участие родителей в совместной продуктивной деятельности; - повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам. Продукт проекта: Задача 1 изучение банкнот других стран. Задача 2 дидактическая игра «Что можно купить за деньги?» , «Бизнес Леди». Задача 3 сюжетно ролевая игра в магазин. Оценка эффективности проекта: беседа «История денег России».

Содержание проекта:

1этап – подготовительный: - Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист». - Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. - Создание развивающей среды по теме. 2 этап – основной: Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно - ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление лэпбука по финансовой грамотности. 3 этап –итоговый: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры совместно с родителями «Путешествие в страну финансов».

Реализация проекта

  1. Беседы: «История денег в России» Что лучше - копить или тратить? Совместное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему «Кем работает моя мама». 2. Чтение художественной литературы: Чтение пословиц и поговорок, сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др., 3. отгадывание загадок. 4. Дидактические и сюжетно -ролевые игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Что важнее?», «Где живут деньги?» Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги».

Совместная деятельность родителей и детей просмотр мультфильмов: Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино»,«Как старик корову продавал», «Муха – Цокатуха» и др.

Вывод: Обобщая результат проекта «Юный финансист» можно сделать вывод, что к концу проекта у 90% детей сформированы первичные экономические представления о понятиях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». Сформировано правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Дети познакомились с такими нравственными понятиями, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. Дети умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, в аптеке; плата за проезд в транспорте: деньгами, банковской картой; за услуги нужно платить). Ребята овладели начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Родители активно, с интересом принимали участие в проекте. Таким образом, следует считать, что работа по проекту прошла успешно.

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы

АктуальностьНизкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестицион...

ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...

Проект по формированию финансовой грамотности Маленький финансист

Проект по формированию финансовой грамотности Маленький финансист...

Инновационный проект по формированию финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы «Азбука юного финансиста»

Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребенок дост...

Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Юный финансист»

Актуальность нашего проекта определяется тем, что в настоящее время финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследова...

Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Юный финансист»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность....

проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной логопедической группе 2Б

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями...