Виды музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал

Исхакова Ирина Александровна

Содержание занятий обеспечивает обучение пению, слушанию музыки, элементам музыкальной грамоты, ритмике, игре на детских инструментах. По данным видам деятельности объем знаний обозначен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Как и на других занятиях, на музыкальных проводится общевоспитательная работа, происходит развитие специальных способностей, складывается творческое отношение к учебному материалу. Усложняются и повышаются требования к качеству полученных навыков от группы к группе.

На занятиях применяются следующие инструменты: трещотка, маракасы, бубенчики, бубен, ложки, коробочка, треугольник, пальчиковые тарелочки, металлофон, колокольчики. Еще используются наглядные пособия музыкальных инструментов, что, по мнению А.А. Жуйковой, дает детям возможность иметь о них образное представление [Жуйкова, 2016].

Своеобразным моментом считается то, что детей учат сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д), что отсутствует, к примеру, на занятиях по лепке, рисованию, математике и др. Еще физкультурные занятия содержат разнообразную детскую деятельность – игры перестроения, упражнения гимнастического типа, но они нацелены лишь на развитие движений.

Трудность выстраивания занятия состоит в том, что педагогу нужно грамотно переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не сбавляя эмоционального подъема, когда слышатся произведения, отличающиеся по теме, настроению. Следующая трудность – последовательность разучивания учебного материала: знакомство, усвоение навыков  в  процессе  обучения,  повторение,  закрепление,  исполнение

 

выученного. На каждом занятии этапы разучивания определенного произведения могут не совпадать. К примеру, из трех песен, над которыми ведется работа, одна разучена хорошо и выразительно исполняется, другая слушается в первый раз, третья только разучивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_muzykalnyh_zanyatiy_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx20.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Виды музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста

В зависимости от содержания и структуры музыкальные занятия делятся на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Самым распространенным считается типовое занятие, состоящее из трех частей. Первая часть выполняет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, создания рабочего настроения. Начало данной части занятия связано с ходьбы детей, которая согласовывается с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Чаще всего для ее проведения применяются веселые марши. В течение занятия дети получают задания на выработку основных движений: бега, ходьбы, прыжков, подскоков и разнообразных перестроений. То есть в первой части занятия происходит обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в ходе выполнения одного вида упражнений: подготовительного, образного, композиционного [Радынова, 2019].

Во  второй  части занятия дети  приступают к пению или слушанию (в зависимости от частоты движений первой части), соблюдая при этом последовательность разучивания произведения.        В младших группах дети исполняют две-три песни, предварительно выполнив музыкально- дидактические упражнения на распознавание тембра, высоты, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах – три песни, перед исполнением которых выполняются упражнения по развитию слуха в виде распевания попевок, исполняемых индивидуально или подгруппами. Для слушания музыки детям подбирается специальный репертуар, взятый из программы или дополнительный. В качестве примера может быть и музыкальный материал игр, песен, плясок, которые в будущем будут разучиваться с детьми.  Чаще всего дети слушают и анализируют одно

произведение, но можно использовать для сравнения и два уже знакомых произведения. После слушания или пения, когда уровень внимания снижается, с детьми организуется игра или пляска (возможно, их сочетание). В них развиваются музыкально-ритмические умения и навыки, проводится работа над выразительностью исполнения. Частое повторение игр или плясок дает детям возможность выполнять ее качественнее, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из  задач ,  которой  является  приведение  возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша.  Проводится  оценка  занятия.  У старших детей   спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана достаточно развернуто, но педагог может вносить в нее творческие коррективы. Проанализировав возможности детей, педагог может, к примеру, исключить ритмические упражнения, танец, заменив эти виды деятельности на более углубленное разучивание одной песни и т. д [Радынова, 2019].

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они,

по мнению А.Н. Зиминой, зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы [Зимина, 2016].

Занятие по слушанию музыки чаще проводятся с детьми, которые имеют опыт музыкальной деятельности, обладают достаточным запасом музыкальных слов-терминов. Слушание музыки занимает меньше времени, так как отсутствует смена деятельности и внимание детей рассеивается. В средней группе такое занятие длится 10 минут, в старшей – около 20 минут. Такие занятия лучше проводить в послеобеденное время. Работа проводится таким образом: дети слушают музыкальное произведение, а после проводят его анализ, определяя характер и средства выразительности произведения, его жанр и форму. Лучше слушать произведение в исполнении оркестра, музыкальных инструментов, певцов. Чтобы детям легче было понять произведение, педагог использует отрывки из стихотворений и иллюстрации, народные костюмы, игрушки и дети сами поют. Начало занятия не предусматривает маршировки. Дети слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анализируют их и покидают занятие.

В ходе слушания происходит знакомство детей с вокальными, инструментальными произведениями разного характера. В работах педагогов- музыкантов (В. Шацкая, Н. Гродзенская) обращается внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении, так как оно способствует развитию освоения музыки, углубляет осознанность и эмоциональную окраску самого процесса [Буцкая, 2017]. Существует реальная необходимость развивать у дошкольников умение характеризовать музыку, обогащать их художественно-выразительный лексикон.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры

на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус.

На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Музыкально- ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания. Интересные игровые творческие задания можно предложить детям после повторного слушания нового музыкального произведения [Буцкая, 2017]. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки и говорят: «Это музыка-танец, она веселая, и танцевать под неё надо легко и весело». Можно предложить им показать подходящие для такой музыки движения. Кто-то из детей, возможно, придумает интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже его можно увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включатся в танец. Вся группа будет танцевать.

Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться

ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение [Зимина, 2016].

На комплексных занятиях в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желающим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фрагмент пьесы П.И. Чайковского

«Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности проводятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке  навыков  той  или  иной  музыкальной  деятельности  большего

количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном занятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущенное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, музыкально- дидактических игр [Теория и методика…, 2011]. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение- композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

Таким образом, среди видов музыкальных занятий выделяются: типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности. Самым распространенным является типовое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Невозможно себе представить мир в условиях современного развития общества без информационных ресурсов, не менее  значимых...

План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."

Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....

Для чего ИКТ на музыкальном занятии с детьми дошкольного возраста

Урок с использованием компьютера подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью. Время работы, также огран...

Методическая разработка "Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой мотор...

«Использование дыхательных упражнений на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»

Данная статья поможет музыкальным работникам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям организовать оздоровительную работу с воспитанниками. Упражнения могут быть использованы во время музыкальны...

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста...

"Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста"

материал предназначен для родителей...