«ЧЕРЕЗ ИГРУ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
статья

Колчина Эльвира Айдаровна

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. 

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века? Прежде всего это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. То есть человек должен быть функционально грамотным! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kolchina_ea.docx85 КБ
PDF icon esse_kolchina_ea.pdf918.26 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЧЕРЕЗ ИГРУ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Колчина Эльвира Айдаровна,

педагог дополнительного образования ГБНОУ СПбГЦДТТ

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Естественно, это касается каждого из нас.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Прежде всего это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. То есть человек должен быть функционально грамотным! Важны не только сами знания, но и умение их применять.

Все мы знаем, что тестирование наших школьников по международной программе оценки образовательных достижений учащихся выявило достаточно низкую функциональную грамотность (27 место). Российская школа, верная своим традициям, дает детям достаточно высокие теоретические знания. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников учат слабо.

Именно поэтому в настоящее время много внимания уделяется формированию функциональной грамотности у учащихся не только в условиях общеобразовательных школах, но и в системе дополнительного образования. Традиционно сформированных знаний, умений и навыков становится уже недостаточным, чтобы преуспеть на жизненном пути. На первый план выступают такие умения, которые позволяют использовать полученную и получаемую информацию и навыки в определенных жизненных условиях и конкретных ситуациях, то есть результатом их получения становится функциональная грамотность. Этот результат не постоянен, а динамичен, развивается постоянно вместе с человеком. Это те знания и умения, которые помогут в дальнейшем решать проблемы, возникающие на жизненном пути. Проблема – это препятствие. Помочь ребенку преодолеть препятствия – в этом состоит наша задача. Ведь меняется мир, меняются цели и задачи, расширяются и дополняются жизненные сферы, развиваются социальные отношения, в условиях которых детям необходимо самореализовываться.

Для успешного полноценного функционирования в обществе мы должны научить детей использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях.

Что определяет основы формирования функциональной грамотности?

Стратегия развития образования: функциональная грамотность как ключевая компетенция 21-го века. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Основные виды функциональной грамотности?

Рисунок 1 Компоненты функциональной грамотности

Что имеем в виду, когда говорим о креативном мышлении?

Я считаю, что это один из самых интересных компонентов функциональной грамотности, который активно развивается при обучении ребенка в системе дополнительного образования. К нему относится все, что связано с творчеством в глобальном значении:

  • способность генерировать свои и улучшать чужие идеи,
  • предлагать эффективные решения,
  • использовать фантазию и воображение,
  • анализ слабых и сильных сторон предположений и предложений,
  • воплощение идей в конечный творческий продукт.

Развитию креативного мышления способствует совместная творческая работа над чем-либо, например, над стенгазетой, сочинение сказок, создание картин на тему, изображение необычных фантастических предметов, персонажей, животных.

Моя деятельность как методиста началась совсем недавно, но основывается она на опыте педагогическом. Педагогическая деятельность всегда была связана с детьми, а началось все с обычного детского сада. Вся деятельность здесь подчинена игре: утренняя гимнастика – это игра, занятия – игра, режимные моменты – тоже игра, даже прогулка превращается в одну большую игру. Ведь в игре ребенок познает мир, получает определенные знания, экспериментирует, фантазирует, придумывает, воображает, у него развиваются не только физические, но и личностные качества.

Как педагог дополнительного образования я работаю в детском объединении для самых маленьких. Сюда приходят ребята именно дошкольного возраста. Вместе мы познаем окружающий мир, мир науки и творчества, а помогают нам в этом разные игры. Мы играем, чтобы решать простые и сложные задачи, с помощью игр находим ответы на интересующие детей, порой очень сложные вопросы, играя – мы творим, фантазируя и сочиняя – мы играем. И если говорить кратко: «Развиваемся, играя!»

В этом учебном году у меня есть группа младших школьников. И я стала размышлять, каким образом выстроить работу с ними, как преподносить программный материал, чтобы было интересно.  Они стали взрослее, у них поменялся ведущий вид деятельности, они теперь ШКОЛЬНИКИ. Теперь дети должны непременно учиться, УЧЁБА должна стать главным, любимым занятием! Сиди ровно и правильно, хочешь ответить – подними руку, слушай внимательно, пиши аккуратно, читай, думай…. Но так не бывает! Приобретая новый статус «школьника», дети не перестают быть детьми. Это все те же маленькие люди, которые любят и хотят играть.

Старший дошкольный и младший школьный возраст – самый благодатный период для развития креативного мышления. Креативность проявляется более ярко и неординарно. Привычные вещи дети воспринимают совсем по-другому, наделяя их фантастическими качествами, дети размышляют на важные жизненные темы, при этом проявляют фантазию и творчество, говоря: «Вот бы здорово было, если бы…» Творчество и творческое воображение младшего школьника активно проявляется в игре, становится конкретным при воплощении задуманного. Для них это не просто игра, а возможность проявить себя, а не повторить как все. Ребенок приобретает опыт собственного творчества, находит свои новые пути решения и создает нечто новое, которого нет ни у кого в группе. Таким образом ребенок проявляет свои определенные качества ума: я умею наблюдать, я умею анализировать, я могу из предложенного мне составить что-то новое, я могу понять, почему, зачем, как мне это сделать. У каждого ребенка есть интеллектуальные и творческие задатки, которые мне, как педагогу, необходимо не только увидеть, но и способствовать их дальнейшему развитию. Для этого эффективны разные педагогические технологии. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста моим фаворитом является игровая технология. Эта технология включает в себя многообразие методов и приемов работы с детьми: развивающие игры, комплекс методов фантазирования (придумывание загадок, рассказов, сказок, фантастических персонажей) и развития творческого воображения и многие другие. В работе с ребятами я использую разные игровые приемы и методы работы.

Каждый из нас в своей работе применяет те или иные педагогические технологии, в том числе и игровые технологии. Игровые упражнения и элементы нейрогимнастики могут быть использованы на организационном этапе. Задача с их помощью создать благоприятный эмоциональный фон и настрой на занятие. Очень любят ребята такие веселые игровые упражнения, как «Жаба Клава», «Черепаха», «Внимание –  мотор» (на координацию), «Волшебная палочка» и многие другие. Дети быстрее способны перевоплотиться в персонаж игры, или представить «настоящую» жабу Клаву вместо мячика, да еще и предположить, почему она поменяла цвет.

Дидактические игры – неотъемлемый инструмент в работе с детьми разного возраста. Дидактические игры можно применить на разных этапах занятия, но для детей это всегда интересно и в удовольствие, особенно, если игра придумана совместно.

Динамические паузы – игровой прием, который очень нравится детям независимо от возраста. Если добавить атрибуты (ленточка вместо хвоста, бумажная пилотка с приклеенными ушами или просто мимику и жесты) и веселую музыку, то получается целое театрализованное действие.

«Ожившая картинка» - прием, который больше относится к арт-практикам, но его можно использовать, как элемент игры на занятии. Ребята с удовольствием придумывают сюжет, рисуют «декорации», а потом представляют нам свой неповторимый творческий продукт. Это творчество – непременно да!

Другим приемом работы стала беседа, но необычная. Пробовали ли вы когда-нибудь посмотреть на картину иначе, не просто рассмотреть и перечислить кто или что изображено на картине, а изучить ее детально, заметить то, что еще никто не смог заметить? А потом предположить, что могло быть дальше, то есть развить сюжет. Почувствовать, как им там, тем, кто изображен художником. Передать настроение каждого и картины в целом. Посмотреть на картину с позиции художника и предложить свое название картины. Мы с ребятами можем. Использую в работе такой прием, как фасилитированная беседа, позволяющая научить детей участвовать в обсуждении картины, отвечать на открытые вопросы и видеть большее в «мелочах», рассказывать об этом, фантазировать.

На занятиях с дошкольниками и младшими школьниками использую также и готовые игры. В них мы играем по правилам из коробки, а иногда переписываем их так, как представляем.  Получается здорово.

Например, у нас есть настольная игра «Фото викторина» (птицы и звери). В ней есть готовые правила, но с готовыми правилами игра достаточно быстро стала неинтересной, дети ее положили на полку.  Тогда мне пришла мысль, почему бы не написать к игре свои правила, которые ее смогут оживить. Каждый придумал и предложил свой пункт правил. Мы обсудили все варианты, возможность их выполнения. Так появились новые правила фото викторины. Прежде, чем бросить игровой кубик, на старт выставляют фишки, затем игроки предполагают: кто выпадет птица или зверь? ходит/летает/плавает/ползает? Кидаем кубик, ходим, проверяем свое предположение, называем животное или птицу. Если название дети не знают, придумываем название животному/птице.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в игровой форме ребята знакомятся с интересными физическими явлениями, учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля. Свои наблюдения и умозаключения заносим в дневник наблюдений или тетрадь в схематичной форме.

«Толкователи». Игра обогащает не только словарный запас ребенка, но и развивает его творческое мышление. У нас есть карточки со словами (некоторые слова могут быть неизвестными для детей), есть карточки с действиями (объясни, нарисуй, покажи) и карточки с цифрами (какое слово по счету надо объяснить). Выбираем номер слов в карточках, карточку-действие и начинаем играть. Даже если значение какого-то слов ребенку неизвестно, предполагаем, что это или кто это? Подумай, как выглядит этот предмет, нарисуй? А чтобы показать слово или словосочетание надо включить воображение и фантазию.

Развивающие игры: разнообразные головоломки и кубики - это не только хороший инструмент для развития интеллектуальной стороны мышления, но и большой пласт игровых упражнений для развития фантазии детей. С помощью игры можно не только проиллюстрировать стихотворение или сочинить историю/загадку/сказку, но и объяснить очень сложные понятия.

Световые планшеты или истории на песке. Это один из самых интересных приемов работы по развитию фантазии у детей. Песочная терапия – это про психологов, но использование на занятиях ее элементов помогает создать спокойный настрой на работу, дает возможность самовыражения каждому ребенку. Это работа воображения, это возможность сказать то, на что не хватает слов, это внутреннее состояние и эмоции именно сейчас, «мой мир» здесь и сейчас.

Игры-эксперименты с красками, кляксография. Очень благодатная почва для развития фантазии и воображения у детей. Представьте, что в тетради вы поставили кляксу, внимательно посмотрите на нее…Она вдруг стала превращаться, только в кого или во что?

Словесные игры типа синквейн, лимерик, составь загадку и другие развивают не только речь ребенка, но и способствуют развитию словотворчества.

Многие игры мы с ребятами придумывали сами из того, что под рукой. Если под руку нам попадаются обычные деревянные палочки, мячики и бумажные стаканчики, то немного фантазии, эти предметы помогают нам организовать игру-эстафету или игру на внимание.

Различный бросовый материал (ткань, нитки, бусины, шнурочки, пуговки) используем в качестве инструмента для рисования картин, сочинения историй. Получается необычно, креативно, весело.

Есть и такие игровые упражнения, которые сначала заставляют подумать, а потом пофантазировать, например, «Как сложить куб из полосок без клея?» А потом этот куб превратить в новую игру и поиграть с друзьями.

Геометрические фигуры, счетные палочки и лист картона, а в итоге большое пространство для фантазии детей.

На занятиях использую также викторины, мини квест-игры, игры-соревнования.

С удовольствием ребята рисуют, а также делают работы из пластилина, бросового материала. Каждая работа получается уникальной, так как каждый ребенок находит сою неповторимую «изюминку» в своей работе. Предлагая детям ту или иную работу, каждый раз удивляюсь, как они это могут сделать так, что одинаковое становится абсолютно разным, несхожим с другими, индивидуальным, неповторимым. Схема одна, а конечный продукт всегда разный.

Предлагая каждый раз игру или творческое задание своим детям, я наблюдаю, как происходит волшебное превращение: у ребят удивление, интерес в глазах и желание творить. Они принимают мои идеи и игры, преобразовывают их, предлагая свои идеи, и с удовольствием воплощают их в жизнь. Каждый из нас фантазер и волшебник.

Для меня игра – это инструмент, с помощью которого можно превратить учение в любимое занятие детей. Ведь креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

В чем смысл функциональной грамотности?

Нельзя выделить один конкретный предмет, который будет отвечать за формирование функциональной грамотности. Её смысл кроется в метапредметности, то есть в осознанном выходе за пределы конкретного предмета, умении синтезировать все предметные знания, которые необходимы для решения конкретной задачи в момент времени.

Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?

С функциональной грамотностью связаны компетенции, которыми должен овладеть учащийся в результате освоения программы. Важными функциональными качествами личности в настоящее время выделяют инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартны решения поставленных задач, умение выбирать дальнейший профессиональный, а также готовность к обучению на протяжении всей жизни. Такие функциональные знания, умения и навыки могут быть сформированы как в условиях школы, так и в творческих объединениях, реализующих дополнительные общеразвивающие программы.

Должен ли педагог обладать функциональной грамотностью?

На мой взгляд, функциональная грамотность – одна из важнейших компетентностей современного педагога. Совершенствуя свои собственные знания, умения и навыки функционально грамотный педагог будет понимать следующее:

  • функциональная грамотность – целостный и системный феномен, а не сочетание её различных видов и структурных компонентов;
  • работа по её формированию у учащихся строится с учётом взаимосвязи её видов и структурных компонентов;
  • функциональная грамотность учащегося – «ядро» жизненной компетентности человека современной эпохи;
  • функциональная грамотность учащегося – необходимое условие безопасной самореализации человека в обществе и высокотехнологичном мире.


Как развивать навыки функциональной грамотности?

Таким образом, функциональная грамотность - это способность мыслить по-другому: видеть проблему под новым углом или перспективой, что часто позволяет нам найти новое решение или решать сложную жизненную задачу. Функциональная грамотность основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире. Мы не знаем, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. Использование игровых технологий на занятиях повышают самооценку и мотивацию детей, позволяет креативно подойти к поиску решений на основе формирующегося в игровой деятельности личного опыта. Они могут быть использованы в работе не только с младшими детьми, но и активно применяются в старшей школе как инструмент формирования надпрофессиональных и профессиональных качеств личности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие обеспечения качества образования через способы становления функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах че...

В рамках самообразования, игра по функциональной грамотности: "Математический калейдоскоп"

В рамках самообразования инструктора по физической культуре Симкало Т.В, в детском саду №26, была проведена игра с педагогами ДОУ "Математический калейдоскоп". Педагоги ДОУ решали хитрые зад...

Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...

Сценарий Квест-игры по функциональной грамотности в подготовительной группе "Мой безопасный мир"

Цель: Повышение уровня практических навыков детей по основам безопасности жизнедеятельности, формирование функциональной грамотности в вопросах безопасности здоровья и жизни.Задачи:закрепить...

Квест-игра по функциональной грамотности

Активизировать способности детей в использовании приобретаемых знаний для решения задач в разных видах деятельности, в подготовке к школе; формировать устойчивый интерес к игре; учить прислушиваться к...

Мастер-класс. Тема: «Через игру к финансовой грамотности дошкольника»

Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных ...

Статья "Через игру к финансовой грамотности дошкольника"

Статья "Через игру к финансовой грамотности дошкольника"...