Мастер-класс "Музыкально-коммуникативная игра в ДОО"
методическая разработка

Мастер-класс для педагогов по развитию коммуникативности у воспитанников с использованием музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muz-kommun_igra_starsh_gr.docx35.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.В. Бианки»

Мастер-класс для педагогов

«Музыкально-коммуникативная игра в ДОО»

Разработчик:

воспитатель

Ульянова М.В.

Бийск 2024 г.

Тема: «Здравствуй, милый друг!».

Цель: повышение информационной компетентности педагогов в вопросах формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи для педагогов:

- раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного  возраста;

- совершенствовать педагогическое мастерство по руководству музыкально-коммуникативной игрой дошкольников через распространение педагогического опыта в рамках показа мастер-класса по руководству музыкально-коммуникативной игрой старших дошкольников «Здравствуй, милый друг!».

Оборудование: ноутбук, аудиозапись «Здравствуй, милый друг!» (музыка В. Алексеева, минусовка, плюсовка), игрушка «Мышонок», игрушка «Кот».

Организационный этап.

Добрый день, уважаемые коллеги.

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОО, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества. 

Для реализации задач социально-коммуникативного развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию, пониманию, оценке, выбору для себя установки.

Отношения между детьми динамичны, они развиваются и в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными.

Как же сформировать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные навыки?

Одним из приёмов формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников является знакомство детей с пословицами и поговорками о дружбе.

Хочу предложить Вам деловую игру «Назови пословицы и поговорки о дружбе». Согласны сыграть?

Правила простые, тот, кто назовёт как можно больше пословиц и поговорок о дружбе – побеждает (педагоги называют пословицы и поговорки о дружбе, по окончании игры объявляется победитель).

Послушайте, какие пословицы и поговорки о дружбе подобрала я:

Нет друга – так ищи, а нашёл – береги.

Плохой друг в солнечный день словно тень – не отвяжется, а в ненастный день – не найдёшь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друг познаётся в беде.

Без друга на сердце вьюга.

Дружбу помни, а зло забывай.

Мы с тобой, как рыба с водой.

Какову дружбу заведешь, такую и жизнь проведёшь.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Основной этап.

Теоретическая часть

В области социально-коммуникативного развития одной из задач образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста является:

- содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых.

Согласно исследованию Л. В. Чернецкой, коммуникативные способности включают три компонента:

«Область желания» (желание вступить в контакт с другим человеком);    «Область знания» (знание и понимание норм и правил социального поведения);

«Область умений» (умение эффективного общения, то есть способность завлечь собеседника, сопереживать его несчастью, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Вышеназванные компоненты общения активно и эффективно развиваются у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.

Музыкально-игровая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка. Она обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью, и не требует от ребёнка специальной подготовки.

Именно в музыкально-игровой деятельности развивается культура тактильного общения. Она считается одним из важных механизмов социальной адаптации. Тактильные контакты помогают не только в налаживании доброжелательных отношений с окружающими, но и в регуляции собственного эмоционального состояния.

 Средства коммуникации в музыкальных играх проявляются как стремление к самостоятельным, активным действиям, а также способностью взять на себя роль лидера.

Имеются следующие основные виды музыкально-игровой деятельности, которые помогают развить коммуникативные умения у детей:

- коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные  и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.);

- обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.);

 - подвижные музыкальные игры (игры с пением, игры с предметами, хороводы, жестовые игры с пением, музыкально-дидактические игры и т. д.).

Особенно способствуют развитию коммуникативных навыков музыкальные коммуникативные игры.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, которая вовлекает детей в межличностные отношения.

Музыкально-коммуникативные игры способствуют:

- развитию динамической стороны общения (легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению);

- развитию эмпатии, эмоционального отклика, выразительности невербальных средств общения;

- развитию уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, значимости в детском коллективе.

К числу музыкально-коммуникативных игр относятся коммуникативные игры-танцы, которые представляют собой выполнение простых движений, согласованных с музыкой. У воспитанников во время таких игр развиваются необходимые личностные качества: непринуждённость, инициативность, эмпатия, коммуникабельность и др.

Коммуникативные игры-танцы можно классифицировать по трем направлениям:

1. Игры, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Дети должны найти себе партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти с ним в контакт. Все движения сопровождаются простыми танцевальными действиями (прыжки, рукопожатия, подскоки, кружение парами, притопы, объятия и др.). Обязательным элементом таких игр является тактильный контакт детей.

2. Танцы, направленные на формирование взаимопонимания со сверстниками. Этот вид деятельности сопровождается более сложными танцевальными движениями, где взаимодействуют четыре партнера — две пары. Если усложнение движений не вызывает затруднений, можно научить детей строить сложные совместные фигуры («мост», «ворота»), способствующие ещё и развитию ориентировке в пространстве.

3. Игры-танцы, развивающие доверие к партнерам. К числу таких танцев относят «Гусеницу» и «Слепой танец», когда одному из детей в паре завязывают глаза, и он должен полностью довериться своему «зрячему» партнёру.

 Выбор игр зависит от следующих факторов:

- личные интересы детей (понравившаяся игра может повторяться несколько раз в различных ситуациях);

- эмоциональный настрой (например, целесообразно сначала организовать игру на расслабление, если дети возбуждены);

- степень освоения определенных навыков.

Коммуникативные игры-танцы можно использовать в различных формах организации деятельности детей: на прогулке, на утренней гимнастике, в часы утреннего приема, на физкультминутках, на занятиях с музыкальным руководителем, в свободной деятельности, на праздниках, различных мероприятиях для детей и родителей.

Важным компонентом любого музыкально-игрового упражнения является рефлексия, то есть осмысление своих действий, чувств, поведения и результата проделанной работы. Вопросы, задаваемые детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в процессе выполнения совместных заданий. Грамотно организованная рефлексия способствует наиболее эффективному формированию навыков общения и сотрудничества, так как позволяет детям сознательно выполнять упражнения и регулировать собственное поведение.

Практическая часть

А теперь хочу представить Вашему вниманию мастер-класс по руководству музыкально-коммуникативной игрой «Здравствуй, милый друг» в старшей группе.

В качестве воспитанников будете выступать Вы сами, поэтому попрошу Вас выйти из музыкального зала за дверь и построиться вдоль стены в колонну по одному, как это делают наши ребята. Как только зазвучит музыка – заходите в зал.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети  входят в музыкальный зал под минусовку «Здравствуй, милый друг!» и строятся в круг.

Дети присаживаются на ковёр по-турецки.

- Да.

- Потому что мы всё делаем вместе, мы помогаем друг другу, даже если ссоримся, то быстро миримся, переживаем друг за друга.

Дети под  минусовку «Здравствуй, милый друг!» играют в игру «Спасём мышонка».

- Поиграть вместе; потанцевать вместе; вместе лепить, рисовать; подарить подарок другу; пригласить друга к себе в гости и угостить его чаем с конфетами; помочь другу.

Дети поднимаются с ковра.

Дети слушают правила игры.

Дети играют в музыкально-коммуникативную игру «Здравствуй, милый друг!».

Дети присаживаются на ковёр.

- Играли под музыку.

- Укрепляли дружбу.

- Да.

- Потому что мы находили себе друзей, нам было хорошо, весело и мы обнимались.

- Собрались ребята в круг,

  Слева - друг и справа - друг.

  Вместе за руки возьмёмся

  И друг-другу улыбнёмся.

 

- Ребята, предлагаю вам присесть на ковёр.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а

у вас дружный коллектив?

- Почему вы считаете, что у вас дружный коллектив?

- Давайте проверим дружный, ли у вас коллектив.

Этого мышонка надо спасти от кота. Как только зазвучит музыка, я  передам вам мышонка, а вы по очереди передавайте его друг другу – он будет убегать от кота. Следом за мышонком побежит кот – также передавайте его друг другу. Посмотрим, сможет ли ваша дружба помочь спастись мышонку, догонит ли его кот. Играть будем до тех пор, пока не смолкнет музыка.

- Мышонка надо передавать быстро, но кот тоже очень быстрый.

- Молодцы, помогли мышонку убежать от кота. Только настоящая дружба помогает справиться с любым делом. Помните, русскую народную сказку «Зимовье зверей»? В ней бык, баран, свинья, кот и петух смогли прогнать волка, потому что были дружны. Если бы они были в ссоре, то не смогли бы победить стаю волков.

- Но дружбу надо беречь и укреплять её. Как же можно укрепить дружбу?

- Верно.  Для того чтобы укрепить дружбу, предлагаю вместе поиграть. Всех ребят зову играть, будем дружбу укреплять! Поднимайтесь с ковра.

- Сейчас зазвучит песня, но не простая песня, а волшебная. Песня попросит вас найти  себе друга, поздороваться друг с другом, улыбнуться друг другу, обняться друг с другом, покружиться в паре с другом, и дружба станет крепче. Но есть одно условие: каждый раз друзей нужно находить себе разных. Итак, внимательно слушайте слова песни и выполняйте движения.

- Шагаем по дорожке, находим любого друга, здороваемся друг с другом, улыбаемся друг другу, обнимаемся, кружимся парами и снова весело шагаем по дорожке.

- Молодцы, ребята. Как же крепко вы укрепили дружбу. Ребята, теперь предлагаю вам присесть на ковёр и отдохнуть.

- Ребята, что мы с вами делали?

- Для чего мы играли под музыку?

- Как вы думаете, получилось у нас укрепить дружбу.

- Почему вы так думаете?

Воспитатель строится с детьми в круг и активизирует внимание детей, формирует положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Воспитатель присаживается на ковёр вместе с детьми.

Воспитатель проводит коммуникативную игру на сплочение коллектива.

Воспитатель вместе с детьми поднимается с ковра.

Воспитатель проводит музыкально-коммуникативную игру «Здравствуй, милый друг!», давая детям возможность импровизировать.

Воспитатель проводит рефлексию.


Заключительная часть.

Уважаемые коллеги, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Было ли полезно для Вас сегодняшнее мероприятие?

- Какие методы и приёмы, использованные мной при руководстве музыкально-коммуникативной игрой дошкольников, наиболее понравились Вам?

- Будете ли Вы использовать предложенные методы и приёмы при руководстве музыкально-коммуникативной игрой дошкольников?

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ответы. Я считаю, что цель  достигнута и Ваше педагогическое мастерство пополнилось новыми теоретическими знаниями.

Всем «Спасибо за внимание!». До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...