Развитие чувства ритма у детей с УО
материал

Зонова Жанна Геннадьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_ritma_u_detey_s_uo.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма дошкольников посредством современных музыкальных технологий у детей с нарушением интеллекта

Музыкальная терапия – метод, хорошо зарекомендовавший себя в работе воспитателя с детьми с самыми разными нарушениями развития. Известно, что музыкальная терапия является одним из инструментов установления контакта с ребенком. При помощи музыкальных средств взрослый  облегчает ребенку адаптацию в новом месте, создает доброжелательную атмосферу, вовлекает во взаимодействие со взрослым. Известно также значение музыкальной терапии в решении задач подъема активности ребенка, его эмоционального тонизирования. Улучшаются настроение, снижается чувство тревоги, повышается мотивацию к общению.

Другой формой работы с детьми, в которой используется музыка, являются традиционные музыкальные занятия, на которых дети осваивают новые умения, как правило, связанные с музыкальной деятельностью – танцевальные движения, игру на детских музыкальных инструментах, пение и т.д. Обращается внимание и на роль музыкальных занятий в развитии организации поведения. Считается, что музыка не только помогает ребенку организовать свое поведение на занятии: научившись подчинять свою активность звучащей музыке, дети и в других ситуациях продвигаются в самостоятельной организации поведения.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, может использоваться форма работы, совмещающая в себе возможности музыкальной терапии и обычных музыкальных занятий. Это – своеобразное их сочетание, которое позволяет приспособиться к разным коррекционно-развивающим задачам, актуальным для ребенка, и подобрать наиболее адекватную форму взаимодействия с ним. В этом случае специалист также использует известные возможности музыки, такие, как ее способность поднимать психический тонус, регулировать активность ребенка, передавать ему определенное эмоциональное состояние и т.д. Особое внимание при этом уделяется не столько тренировке тех или иных умений, сколько организации новой для ребенка совместной музыкальной деятельности, в которой развиваются определенные психические процессы, хотя, кроме того, ребенок, конечно, приобретает и новые навыки, и возможность использовать их в других ситуациях.

Данное сообщение – попытка рассмотреть вклад, который вносит в работу команды специалистов такое особое музыкальное занятие. Попытаемся, опираясь на нейропсихологический подход, оценить возможности этого метода, проанализировать конкретные случаи, в которых в работе с детьми использовались развивающие музыкальные занятия.

Литературные данные позволяют пока говорить определенно лишь о несомненном вкладе музыкальных занятий в развитие чувства ритма и неречевого слухового анализа. Роль музыкальных занятий в развитии других нейропсихологических факторов освещена в литературе значительно беднее, хотя в коротких сообщениях можно встретить указания на то, что в результате музыкальных занятий улучшается развитие фонематического слуха, пространственных представлений и др.

Наш опыт работы с детьми, имеющими различные, в том числе тяжелые нарушения развития, показывает, что роль музыкальных занятий в становлении деятельности всей системы ВПФ значительно шире и разнообразнее, чем это считалось до настоящего времени.

Одним из направлений таких занятий является развитие у ребенка чувства ритма и способности двигаться, играть на музыкальном инструменте ритмично, соотносить свои движения с движениями взрослого или звучащей музыкой. Очень многие дети с нарушениями развития демонстрируют недостаточное развитие чувства ритма – они не могут передать на музыкальном инструменте ритм песни и присоединиться к самому простому ритму, заданному терапевтом. Часто такие дети не замечают смены характера музыки, не отличают марш от вальса или колыбельной. Эти трудности демонстрировали и описываемые здесь дети – они с удовольствием брали маракас или барабанные палочки, чтобы играть вместе со взрослым любимую песню, но не могли попасть в такт, стучали беспорядочно, часто – очень быстро, были не в состоянии подчинить свою игру музыке или счету. Наблюдая за детьми, можно было заметить, что ритм не является для них ориентиром, опорой – они не понимали, почему взрослый неудовлетворен их игрой и просит слушать внимательно или не торопиться.

Чтобы сформировать у ребенка представление о ритме как принципе организации музыки и движения, требуются специальные усилия. Сначала необходимо добиться того, чтобы ребенок вообще слушал музыку и относился к ней как к форме, организующей поведение. Только научившись ориентироваться на характер музыки в целом, он сможет обратить внимание на такую ее характеристику, как ритм, но подчинение ритму долго остается для него трудной задачей, для решения которой необходима помощь.

Специалист предлагает ребенку дополнительную опору – зрительную или тактильную. Так при игре на барабане совершаются движения большой амплитуды, которые ребенку легче воспроизвести, или взрослый действует некоторое время его руками – при этом ребенок пассивно совершает нужные движения, и вливается в заданный ритм. Это становится первым шагом к формированию у ребенка собственного чувства ритма и способности двигаться ритмично – танцевать, играть на детских музыкальных инструментах и т.д..

По мере развития чувства ритма, ребенок все больше начинает использовать ритм как опору для организации собственного поведения. Теперь он может не только выполнять простое повторяющееся движение, показанное взрослым и «отрепетированное» на занятиях, но и в другие движения и действия вносит ритм, его начинают привлекать стихи и песни, на которые он раньше не обращал внимания, более того – он начинает «сочинять» свои стихи и песни и включать их в игру (любимая кукла может в какой-то игре начать «прыгать» и «петь» от радости, причем делает это ритмично).

Ритм как составляющая музыкального материала воспринимается при активном участии структур правого полушария. С другой стороны, ритмический рисунок представляет собой последовательность элементов и, соответственно, для их переработки и воспроизведения необходимы механизмы левого полушария. Таким образом, способность воспринимать внешний ритм и ритмически организовывать свою активность связана с работой как левого, так и правого полушарий. Это значит, что и развитие чувства ритма отражается на состоянии работы обоих полушарий и, что особенно важно, на их взаимодействии. Следовательно, наши специальные музыкальные занятия оказывает воздействие на развитие межполушарного взаимодействия.

Обычно для ребенка, имеющего слабость взаимодействия полушарий, ставится задача развития двуручной координации, которая решается на разных занятиях, в первую очередь на занятиях ЛФК. Мы видим, что музыкальные занятия также предоставляют средства для решения этой задачи, и, что особенно важно, здесь специалист имеет возможность развивать этот процесс на непроизвольном уровне. Так, ребенку не дается задание выполнять упражнение двумя руками, а предлагается очень привлекательный музыкальный инструмент, на котором значительно легче играть двумя руками, чем одной. При этом возможен выбор: одних детей привлекают яркие деревянные ложки, других – необычный по форме и звуку балийский ксилофон, третьих – мелодичный металлофон и т.д. Получив от взрослого любимый инструмент, ребенок, не задумываясь, берет в одну руку палочку и стучит по инструменту, который держит другой рукой. Показательно, что в то же время в других ситуациях этот же ребенок с величайшей изобретательностью и ловкостью может лепить из пластилина или играть в конструктор, используя только одну руку, а другая пассивно лежит рядом на столе или висит вдоль тела.

Расширение возможностей слухового анализа значительно улучшает звукопроизношение.

Собственная речь становится более активной и более разборчивой. Появляются предложения из 2-3 слов, расширяется словарь

Таким образом, представленные случаи дают возможность говорить о влиянии специальных музыкальных занятий на становление деятельности всех трех функциональных блоков мозга, благодаря чему возможно не только приобретение ребенком новых навыков, но и формирование психических функций, развитие которых оказалось искажено и замедленно в результате тех или иных нарушений психического развития.

Однако опыт показывает, что роль ритма в развитии ребенка еще шире. Так, одновременно с развитием ритмичности движений у ребенка происходят положительные изменения в состоянии таких, на первый взгляд, далеких процессов, как фонематический анализ, речевое восприятие. Это становится понятным, если вспомнить о той роли, которую играют структуры левого полушария в музыкальной деятельности дошкольника.

Исследование, проведенное в группе детей, не имеющих грубых нарушений развития, но демонстрирующих разнообразные нейропсихологические акцентуации, показало, что у детей дошкольного возраста вклад левого полушария в восприятие музыки оказывается довольно значительным. Так, дошкольники со слабостью левого полушария выполняли задания на узнавание ритмических структур, сравнение нот по высоте и оценку содержания музыкальных произведений несколько хуже, чем их сверстники со слабостью правого полушария (и значительно хуже, чем дети со слабостью левого полушария школьного возраста).

Итак, и у детей, и у взрослых можно проследить вклад как правого, так и левого полушария в осуществление музыкальной деятельности. Это дает нам основание предположить, что определенная организация музыкальной деятельности, в которую мы вовлекаем ребенка, может создать для него необходимость задействовать соответствующие структуры мозга, что, в свою очередь приведет к их активации и развитию. Таким образом, на музыкальных занятиях можно ставить задачу развития не только невербального слуха и слухового внимания, но и других психических функций, в том числе традиционно относящихся к «левополушарным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы «Палитра для гнома»

Музыкально-ритмическое  занятие "Палитра для Гнома" для детей старшего дошкольного возраста включает основные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творческие задания. Основная цель - р...

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...