«Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях по математике»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Анастасия Александровна Матвеева

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_rmo.docx27.08 КБ
PDF icon 6_matveeva_a.a._2-szhatyy.pdf2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 7

фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,

г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Выступление из опыта работы:

«Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях по математике»

Подготовила: Матвеева А.А.


г. Видное, 2024 год

«Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях по математике»

СЛАЙД 1.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний.

СЛАЙД 2.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

СЛАЙД 3.

В подготовительной группе особое внимание я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.

СЛАЙД 4.

Дети должны понять, для чего нужно измерение. С этой целью важно поставить их перед необходимостью измерения. Например, предложить определить на сколько один предмет длиннее (выше, тяжелее) другого.

Измерение – сложная деятельность, поэтому в обучении детей этому умению нужна определенная последовательность. Вначале я учила детей измерять длину, ширину, высоту предметов. Например, «ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ПРЕДМЕТА. (Измерение ленты)».

На доске горизонтально прикреплена лента.

В.: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показываю мерку). Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?

Выслушиваю ответы. Затем предлагаю показать, как надо измерять, помогаю ребенку и объясняю правила измерения.

Порядок измерения длины:

  • начать измерять от самого края;
  • отметить конец мерки;
  • после того как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);
  • перенести мерку и продолжить измерение.

- Сколько бантиков получиться? Как узнать? (Пересчитать палочки.)

СЛАЙД 5.

Проводя данный вид измерения, дети узнали, что такое мерка, а так же правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.

Обучая детей способам определения объема жидких и сыпучих веществ, вначале мы устанавливали, что будем измерять (например, горох), что необходимо для измерения (выбрать подходящую мерку), как надо заполнить мерку, до каких пор надо продолжать измерение.

СЛАЙД 6.

На столе в прозрачной миске крупа и мерная посуда.

Спрашиваю у детей: - Как узнать, сколько здесь гороха?

Насыпаю полный стакан гороха, обращаю внимание детей на полноту стакана, затем пересыпаю его в пустую миску. Чтобы не сбиться со счета, выкладываю на столе палочки. Предлагаю детям также выкладывать по одной палочке на каждый полный стакан гороха.

- Сколько пересыпано стаканов гороха, столько и палочек будет у вас на столах.

- Сколько я пересыпала стаканов? Сколько палочек у вас на столе?

Таким образом, надо пересыпать весь горох из одной миски в другую. После чего дети, пересчитав все палочки, говорят, сколько стаканов гороха.

Обращаю внимание на то, что каждый стакан гороха должен быть таким же полным, как и первый. И палочку надо положить только тогда, когда стакан пересыпан.

СЛАЙД 7.

В третий стакан специально насыпаю гороха меньше и, поднося его к миске, наблюдает за тем, положили ли дети палочку. Обращаю внимание на наполненность стакана и напоминаю ребятам, какой полноты был первый стакан. Только тогда, когда будет выполнено это правило, можно положить палочку.

После того как будет измерен весь горох, отмечаю, сколько гороха было в миске. Чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что горох можно измерять только стаканом, предлагаю попробовать измерить его другими мерками.

СЛАЙД 8.

Предложила детям измерить длину и ширину стола, но сказала, что ничего нельзя брать в руки. Подумав несколько секунд, один ребенок предложил измерить руками.

Он измерял, а все остальные считали. Длина получилась 14, а ширина 8. После этого я сама выполнила те же действия. Мой результат был иным: длина 8, ширина 4. Некоторые дети были удивлены. Однако же большинство сразу сказали, что такой результат получился потому, что у меня руки больше, длиннее. Сделали вывод, что чем больше мерка, тем меньше ее количество, и чем меньше мерка, чем больше ее количество.

СЛАЙД 9.

ВЗВЕШИВАНИЕ. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕСУ И ЗАНИМАЕМОМУ ОБЪЕМУ.
(камень и вата (50г.)

Предложила детям камень и вату (50 г). Спросила, что тяжелее? Все дети сказали, что камень тяжелее ваты. На вопрос «почему?» получила следующие варианты ответов: «Потому что камень всегда тяжелый», «Потому что он тяжелее всего», «Потому что он большой», «Потому что вата легкая».

СЛАЙД 10.

Предметно-практическая деятельность позволяет показать относительность понятий: любой предмет может быть тяжелее одного, но легче другого. Проводим сравнение разных по форме и величине, но одинаковых по тяжести предметов, например, камней и ваты.

СЛАЙД 11.

Я попросила детей насыпать по три ложки пшена в две непрозрачные закрывающиеся коробки разной формы и размера. Дети не видят, как разместилось пшено в этих коробках. Задаю вопрос «Где пшена больше?» ребенок отвечает, что пшена в коробках - поровну, так как «в эту и в эту я насыпал по три ложки».

СЛАЙД 12.

Сразу же после этого я попросила детей насыпать по три ложки пшена в узкий стеклянный стаканчик и в широкую прозрачную кружку; пшено заполнило почти весь стаканчик - получился высокий столбик; то же количество пшена распределилось по всей поверхности дна кружки. В этом случае некоторые дети говорят, что пшена больше в стаканчике, чем в кружке, потому что «там много, а здесь мало». Однако многие сразу же определяют, что пшена поровну, «потому, что я насыпал по три ложки».

СЛАЙД 13.

НЕЗАВИСИМОСТЬ КОЛИЧЕСТВА ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Детям предлагаются два ряда бус с одинаковым количеством бусинок. Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество бусинок в обоих рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково».

Затем на глазах детей один ряд бусин расставляю на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняю.

После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество бусин в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду бусин меньше, чем во втором.

Затем возвращаю бусинки в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество бусинок одинаково и в первом и во втором ряду.

После этого предлагаю детям самостоятельно выполнить данный эксперимент.

СЛАЙД 14.

Методика введения экспериментирования в организованную образовательную деятельность в область «познание» по формированию элементарных математических представлений не представляет особых сложностей. Не должно быть четких границ между всеми составляющими методами и приемами, т.к. эксперимент вводится лишь, как способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, восприятие. И, что немаловажно, специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

СЛАЙД 15.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

СЛАЙД 16.

«ЧЕМ РАЗНООБРАЗНЕЕ И ИНТЕНСИВНЕЕ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛУЧАЕТ РЕБЕНОК, ТЕМ БЫСТРЕЕ И ПОЛНОЦЕННЕЕ ОН РАЗВИВАЕТСЯ».

Н.Н. ПОДДЪЯКОВ

Список используемой литературы

  1. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В., М., 2001.
  2. Владимир КУДРЯВЦЕВ
  3. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с. 27
  4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 13
  5. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.
  6. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К. вопросу о формировании начальных математических понятий // Докл. АПН РСФСР. 1961. № 1.
  7. Материалы Интернет-сайтов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...