“Сказка как средство нравственного воспитания ребёнка раннего возраста”
консультация

Сафронова Надежда Владимировна

“Сказка как средство нравственного воспитания ребёнка раннего возраста”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

“Сказка как средство нравственного воспитания ребёнка раннего возраста”

“Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа.”

                      А. Н. Толстой.

Ранний и дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребёнка. За это время он приобретает больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой ребёнок живёт. Именно в этот период он начинает познавать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своём нравственном развитии.

Одним из средств нравственного воспитания ребёнка является сказка. Дети и сказка – неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа. Слушая сказку, дети глубоко сочувствует персонажам и переживает описываемые события, примеряют на себя лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствие и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить. Поэтому при помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. А ведь известно, что воспитание нравственности в подрастающем поколении – это одна из главных задач общества, которая реализуется через сказки.

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. А также развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка, учит думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку своему поведению и других.

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что “сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу”.

Самые первые сказки, с которыми знакомятся дети – сказки о животных. Это обусловлено тем, что они уже сталкивались с героями-животными в таких малых формах, как пестушки, потешки и колыбельные песни. Они также должны быть несложными и короткими, смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Читать сказки нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Детям раннего возраста подойдут сказки “Репка”, “Колобок”, “Теремок” и т.д.

Через сказки о животных можно показать ребёнку:

- как дружба помогает победить зло – “Заюшкина избушка”;

- как добрые и миролюбивые побеждают – “Волк и семеро козлят”;

- что зло наказуемо - “Кот, петух и лиса”.

Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушать родителей”, “Уважать старших”, “Не уходить из дома без разрешения”, но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка:

 “Репка” - учит быть трудолюбивыми, оказывать взаимопомощь;

 “Маша и медведь” - нельзя одним ходить в лес;

“Теремок”- учит дружить;

“Лиса и журавль”- хитрость;

“Гуси-лебеди”- наказ слушать родителей;

“Мужик и медведь”- восхваляется мудрость.      

Сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Поэтому, если вы хотите помочь, объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку. Чтение сказки должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую атмосферу в доме.

Традиция читать сказки на ночь формировалась столетиями и имеет научное обоснование: сказка перед сном воспринимается ребенком более детально, вдумчиво, оставляя приятные воспоминания, теплое, бережное отношение близких людей.

В любое время совместное чтение сказок дают много маленькому и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Дети в процессе чтение сказок всё увереннее и увереннее принимают решение о том, кто из герое – положительный, а кто – отрицательный. Они безошибочно встают на сторону тех персонажей, которые олицетворяют добро, верность, справедливость и честность, учатся сочувствовать несправедливо обиженным и незаслуженно пострадавшим героям.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением, но её можно использовать как способ снятия тревоги у ребёнка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная, т.к. в ней заложена многовековая народная мудрость. Всем известно, что в сказке всегда побеждает добро, а зло погибает, это очень важно в воспитании детей на сказках.

По словам философа и педагога И.А. Ильина: “Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил своё видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость”.

Андрей Белянин говорил: “Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть.”

В наш век духовного обнищания сказки, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают свое высокое предназначение. Именно в этом возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любови к людям, природе своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста

В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разн...

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

«Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста»

Проект в средней группе " Классическая музыка в детском саду"...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста «Адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста».

Цель: Приобщение семьи к духовно - нравственному воспитанию детей.Задачи:1. Узнать о семьях, их интересах, познакомиться друг с другом поближе.2. Довести до понимания родителей ценности, передачи подр...

Сказка как средство нравственного воспитания ребёнка

Консультация поможет родителям познакомиться с ролью сказок в воспитании ребёнка....