РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА» с детьми старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»
Теодор Рузвельт
Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.
Программа разработана в целях обогащения детей старшей и подготовительной группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программыС.И.Семенака « Уроки добра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 47.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад « Огонек»»
(МБДОУ детский сад « Огонек»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
« ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Щербакова Светлана Сергеевна
воспитатель первой квалификационной категории
пгт.Верхнеднепровский
2023г.
Содержание:
1. Целевой раздел:
#1055;ояснительная записка
Паспорт программы
#1057;одержательный раздел:
#1054;рганизационный раздел:
Перспективный план работы кружка
Мониторинг
Список литературы
1. Целевой раздел:
Пояснительная записка
«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»
Теодор Рузвельт
Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.
Программа разработана в целях обогащения детей старшей и подготовительной группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программы С.И.Семенака « Уроки добра».
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные способности и качества. Через активное общение человек становится личностью.
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задачи. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Поэтому наше учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.
В качестве основного метода программы предлагается главный метод развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам, игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально разнообразно формируются навыки общения.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.
Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам.
Актуальность программы. На сегодняшний день стоит остро вопрос, связанный с проблемой общения, как взрослых, так и детей. Потребность современного общества, его духовные и материальные сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения с детьми уже дошкольного возраста.
Паспорт программы
Цель: формирование положительного и доброжелательного отношения и усвоение элементарных норм общения между сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
способствовать созданию условий для формирования коммуникативных качеств в детском коллективе: подвести к пониманию значения слова «дружба»;
расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг;
закреплять знания правил доброжелательного поведения в повседневной жизни;
формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
Развивающие:
развивать у детей способность к сопереживанию: понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека;
развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;
развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности;
развивать и воспитывать внутреннюю составляющую и внешнюю составляющую техники коммуникации в каждом ребенке.
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;
воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь
Основные принципы работы:
- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А.)
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип доступности;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности;
- принцип наглядности;
- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
- связи теории с практикой.
Целевые ориентиры:
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы дети научатся:
-Ребенок научится соблюдать социальные нормы поведения, положительно относится к взаимопомощи и дружелюбию в среде сверстников и взрослых.
- Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе.
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
2. Содержательный раздел:
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей и подготовительной группы, возраст 5-7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 2 года.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Методы и приёмы:
- имитационные игры;
- социально – поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.
Участники: дети старшей и подготовительной группы
Работа с родителями: памятки для родителей по формированию навыка общения, консультация для родителей детей: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы
3. Организационный раздел:
Перспективный план работы кружка на 2023-2024 учебный год
месяц | Тема | Задачи | Содержание | Литература |
Сентябрь | 1-я и 2-я недели - диагностика детей | |||
#1044;обро и зло | #1056;аскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; #1059;чить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. | #1057;лушание музыки разной по характеру; #1047;накомство со сказочными персонажами; #1041;еседа о добрых и злых людях; #1058;ренинг эмоций; #1056;исование на тему: « Добрый и злой» #1055;ение песни В. Шаинского «Улыбка» | №2, стр.7-9 №5, стр. 25 | |
2. Наше настроение | #1055;ознакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; #1055;оказать в доступной форме изменчивость настроения; #1059;чить детей понимать настроение другого человека; #1055;ознакомить со способами управления и регуляции настроения. | #1040;нализ детских рисунков; #1044;иагностика настроения детей; #1059;пражнение «волшебный мешочек» #1059;пражнение « Расскажи о своём настроении»; #1063;тение и беседа по вопросам по рассказу « Нюша и Маша» С.И.Семенака | №2, стр.10-14 | |
Октябрь | #1061;орошо ли быть злым? | #1055;родолжать знакомство с полярными понятиями « добро! – « зло»; #1047;акреплять умение определять эмоциональное состояние, побуждать к оказанию помощи; #1059;чить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. | #1048;гра « Цветик- семицветик»; #1048;гра « Гневная гиена»; #1055;сихогимнастика« Разъярённая медведица»; #1048;гра « Кляксы» #1057;лушание песни В. Шаинского « По секрету» | №2, стр.14-17 №5, стр. 38 |
#1059;чимся справляться с гневом | #1059;чить детей различать эмоции злости и радости; #1059;пражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | #1042;ыставка картин « Кляксы», беседа по ним; #1058;ренинг эмоций; #1048;гра « Жужа»; 4. Упражнения « Потопаем ногами», « Надуем волшебный шарик злостью»»; #1059;пражнение – тренинг; 6. Рисование «Злость» 7. Слушание песни В. Шаинского «В мире много сказок» | №2, стр. 18-21 №1, стр.92 | |
3. Что делать, если ты злишься | #1055;родолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. 2. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; #1047;акреплять способы саморегуляции поведения ( снятие отрицательных эмоций). | #1056;ассматривание рисунков на тему « Злость» и беседа по ним; #1041;еседа : « Как справиться со злостью»; #1063;тение отрывков из книги Э. Крейри « Я злюсь»; 4. Тренинг; разыгрывание детьми ситуаций; #1056;аскрашивание рисунков ; 6. Танец под польку « Старый добрый жук» ( из кинофильма « Золушка») | №2, стр. 21-26 | |
4. Настроение Бабы - Яги. | #1055;родолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; #1059;пражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний ( весёлый –грустный), учить давать оценку поступкам сказочных персонажей. | #1048;гра « Угадай настроение» #1058;ренинг эмоций; #1055;ридумывание историй: « Если бы Баба – Яга была доброй…»; #1059;пражнение « Угадай настроение Бабы – Яги»; #1056;исование Бабы –Яги; #1057;лушание частушек Бабок –Ёжек из мульфильма. | №2, стр.27-30 №5., стр.68 | |
Ноябрь | #1055;оговорим о доброте | #1054;бобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; #1059;чить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка. | #1048;гра « Угадай настроение по рисунку»; #1059;пражнение«Помоги волшебнику»; #1059;пражнение « Выручи из беды»; #1063;тение С. И. Семенака « Сказка о птицах»; #1048;гра « Чунга-чанга»; 6. Упражнение « Рисуем музыку». | №2, стр. 30-34 |
#1057;сора | #1059;чить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. #1047;накомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. | #1047;накомство с двумя подругами, чтение стихотворения «Поссорились»; #1058;ренинг эмоций; #1059;пражнение «Дружба начинается с улыбки»; #1055;роблемная ситуация; #1056;исование на тему: «Бабочки для друга»; #1057;лушание песни В.Шаинского «Голубой вагон» | №2, стр. 34-37 №5, стр 32 | |
#1050;ак справиться с упрямством | #1059;чить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; #1060;ормировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. | #1063;тение узбекской народной сказки « Упрямые козы»; #1058;ренинг эмоций; #1048;гра « Два барана»; #1047;накомство с правилами: « Будь внимателен к другому»; #1057;мешной рисунок. | №2, стр. 37-39 №1, стр.90 | |
#1063;увства одинокого человека | #1059;чить анализировать своё эмоциональное состояние #1047;акреплять знание правил доброжелательного поведения; #1060;ормировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей. | #1062;ветопись настроения; #1056;ешение проблемной ситуации детьми; #1048;гра « Тень»; #1048;гра « Закончи предложение» #1058;ренинг эмоций 6. Слушание песни « А мне летать охота» ( Муз. М. Дунаевского) | №2, стр. 40-42 | |
Декабрь | #1047;накомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» | #1055;ознакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этого, #1059;чить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. | #1056;ассказ о лягушонке. #1058;ренинг эмоций; #1056;ассказ воспитателя о физической и эмоциональной боли; #1063;тение рассказа « Возьми себя в руки», бесед по содержанию; #1056;исование на тему: «Медвежонок выздоровел» | №2, стр. 42-45 |
#1059;чимся понимать чувства других людей | #1047;акрепить понятие « физическая и эмоциональная боль»; #1059;чить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; #1056;азвивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. | #1041;еседа о том, какие добрые дела совершили дети; #1054;быгрывание ситуаций; #1059;пражнение « Негаданная радость»; #1056;исование на тему: « Волшебные цветы» под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени» | №2, стр. 46-48 | |
#1059;чимся доброжелательности | #1056;азвивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; #1059;чить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; #1056;азвивать положительную самооценку. | #1055;росмотр мультфильма «Варежка», беседа по содержанию; (или чтение рассказа) #1063;тение стихотворения «Утешение», беседа; #1058;ренинг эмоций; #1057;очинение детьми историй продолжений рассказа « Самое страшное»; #1056;исование: « Мой верный друг –собака» | №2, стр.49-51 №5, стр. 43 | |
#1046;ивотные –наши друзья | #1056;азвивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; #1060;ормировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. | #1063;тение загадки о кошке и приход кошки Марыси; #1048;гра: «Мышь и мышеловка»; #1063;тение стихотворения И. Токмаковой « Ничья кошка» и Е. Благининой « Котёнок»; 4. Беседа по содержанию стихотворений; #1056;исование на тему: « Мой котёнок» по точкам; #1055;ение детьми песенки про кота-мурлыку | №2, стр. 52-54 | |
Январь | #1059;чимся анализировать поведение в конфликтной ситуации | #1059;чить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; #1060;ормировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; #1056;азвивать умение снимать эмоциональное напряжение. | #1057;юрпризный момент; #1058;ренинг эмоций; #1040;нализ конфликтных ситуаций; #1063;тение рассказа « Лучший друг», беседа по содержанию; #1048;гра « Угадай настроение»; #1056;исование: « Моё настроение» с помощью пиктограммы; #1057;лушание песни В. Шаинского «Антошка» | №2, стр. 55-58 №1, стр.112 |
#1059;чимся управлять своими эмоциями | #1059;чить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умению разрешать конфликты; #1060;ормировать осознанное понимание нравственного смысла худож.произведений; #1056;азвивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. | #1040;нтошкина история; #1044;исскуссия с детьми; #1063;тение рассказа В. Осеевой «Отомстила»; #1048;гра « Падающая башня»; #1056;исование « Дерево радости» 6. Пение песни « Пусть падают капли» | №2, стр. 58-62 | |
3. Добрые и злые поступки | #1055;родолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; #1047;накомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; #1047;акреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. | #1063;тение стихотворения Р. Сеф «Доброта», дискуссия по содержанию; #1056;ассматривание иллюстрации 2 кто обидел?», знакомство с новыми правилами доброжелательного общения. #1058;ренинг эмоций; #1059;пражнение « Добрый –злой» #1048;гра « По кочкам»; #1056;исование: « Дорисуй картинку»; | №2, стр. 62-65 №1, стр.111 | |
Февраль | 1. Добрые и злые поступки (продолжение) | #1059;чить детей анализировать собственное поведение и поступки других; #1056;азвивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии. | #1055;росмотр мультфильма «Ну, погоди!» ( фрагмент); #1041;еседа по содержании.; #1058;ренинг эмоций; #1057;очинение детьми новой версии очередной серии мультфильма; #1040;нализ собственных поступков; #1048;гра « Хорошо- плохо»; | №2, стр. 65-68 №5, стр 55 |
#1044;ружба - неприязнь | #1059;чить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; #1047;акреплять знания правил доброжелательного поведения; #1056;азвивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках. | #1055;риход зверей-друзей Мишутки, Ёжика и Зайца; #1055;росмотр мультфильма « Трям, здравствуйте!» #1041;еседа по содержанию; #1058;ренинг эмоций; #1055;оведенческий тренинг; #1056;исование; #1057;лушание песни В. Шаинского «Облака» | №2, стр. 71-73 №1, стр.112 | |
3. Друг в беде не бросит. | #1056;асширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; #1056;аскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. | #1048;гра « Эхо» #1063;тение рассказа Л. Толстого « Два товарища»; #1041;еседа « Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»; #1055;роигрывание проблемной ситуации; #1059;пражнение « Помоги другу» 6. Пение песни « Настоящий друг», муз. Б. Савельева | картотека №3, стр. 25-27 | |
#1044;руг заболел | #1059;чить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу;, #1042;оспитывать доброе отношение детей друг к другу. | 1. Игра «Эхо» #1056;асматривание картинки «Лена заболела» и беседа по ней; #1056;олевая гимнастика»; #1059;пражнение « Пишу письмо другу»; #1048;гра « Волшебный стул»; 6. Пение песни «Добрый жук» | картотека №3, стр. 28-30 | |
Март | #1050;ак помочь больному другу? | #1047;акрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь». #1055;обуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем друге. | #1059;пражнение « Здравствуй друг» ( картотека); #1063;тение рассказа А. Митта « Шар в окне»; 3. Беседа о доброжелательном отношении друг к другу; #1058;ренинговое упражнение « Помоги своему товарищу»; #1048;гра « Эстафета с воздушными шариками» | №3, стр. 30-32 |
#1059;чимся понимать боль другого человека | #1059;чить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей; #1057;пособствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих. | #1047;агадывание загадки про крапиву, чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»; 2. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; #1048;гра « Эмпатия героев»; #1048;гра «ходим кругом» | №3, стр. 32 -35 | |
#1044;руг и в радости, и в горе всегда рядом | #1060;ормировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих; #1044;иагностировать проявление эмпатии | #1048;гра«Подари мне комплимент» (картотека); #1063;тение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить?», беседа по содержанию; #1057;оветы Светлячка для настоящих друзей; #1055;роблемная ситуация; #1048;гра–шутка «Сиамские близнецы» | №3, стр. 35-37 | |
Апрель | #1044;ень рождение друга | #1056;азвивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику. #1055;обуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. #1059;чить замечать их переживания и ожидания | #1048;гра « Клубок» (картотека) #1059;пражнение « Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения» #1055;роблемная ситуация #1048;гра « Подарки друг другу» #1048;гра « Подари движение другу» | №3, стр. 38-41 №1., стр. 45 |
#1053;ет друга – ищи, а найдёшь – береги! | #1055;родолжать формировать у детей представление о дружбе и друзьях; #1059;чить понимать эмоциональное состояние других #1042;оспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, желание оказать помощь | #1056;ечёвка (картотека) 2. Эстафета « Дружбы» (картотека) 3. « Расскажи о своём лучшем друге» #1041;еседа « В чём заключается умение дружить» #1063;тение рассказа « Игра в «Поликлинику» | №4, стр.70-75 | |
3. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги (продолжение) | #1059;чить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения #1047;акреплять у детей представление о дружбе и друзьях; #1042;оспитывать умение быть внимательным друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера | #1056;ассматривание картинок из альбома «Угадай настроение», беседа « Какое настроение и почему?» #1058;ренинг эмоций «»Покажи жесты и мимику» ( картотека) #1063;тение сказки « Волшебное пёрышко», беседа по вопросам; #1056;ешение проблемных ситуаций | №4, стр. 79-83 №4, стр.76-77 | |
#1059;чимся играть и работать дружно | #1059;чить умению контролировать своё поведение; #1057;овершенствовать себя как личность через общение с людьми, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; #1059;чить согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём | #1048;гра «Эхо» #1056;исование «Раскрасим варежку вдвоём», #1056;абота в парах « Найдт отличия» #1063;тение рассказа « Лабиринт», беседа по содержанию; #1047;накомство с правилами « Как научиться играть без ссор и обид» #1056;абота в парах « Рисование вдвоём» #1048;гра « Закончи предложение..» | картотека №4, стр. 83 - 87 | |
Май | #1053;аши мечты | #1055;родолжать закреплять знания детей о поведении в конфликтных ситуациях4 #1059;чить сознательно управлять своими эмоциями ( обидами) #1060;ормировать дружелюбное отношение к окружающим | #1063;тение сказки «Лиса и заяц», беседа по содержанию; #1052;оделирование детьми сцены примирения лисы с зайцем #1041;еседа « О чём я мечтаю» #1048;гра « Цветик –семицветик» #1058;анец «Утят» | №2, стр.74 -77 №1, стр.74 |
#1057; друзьями вместе | #1056;азвитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толеранства; #1056;азвитие групповой сплочённости; #1060;ормирование бережного и позитивного отношения к партнёру; #1055;овышение самооценки детей | #1048;гра «Давайте познакомимся» #1041;еседа « Зачем человеку друг?» #1048;гра « Волшебный мяч» #1048;гра « Моргалки» #1048;гра «Паутина» 6. игра « Волшебный ковёр» #1048;гра « Гусеница» #1050;оллективное рисование (создание проблемной ситуации) #1050;овёр мира 10. Песня « Ты да я, да мы с тобой» муз. В.Шаинского | Конспект занятия воспитателя |
Мониторинг:
Планируемые результаты:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
- проявление сочувствия, взаимопомощи по отношению к сверстнику
Подготовка исследования.
Выучить наизусть вопросы и ситуации
Методика №1. Задаются вопросы:
#1052;ожно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
#1052;ожно ли обижать животных? Почему?
#1053;ужно ли делиться с другими детьми? Почему?
#1045;сли ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Методика №2 « Закончи историю» (модифицированный вариант Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой)
Цель: Изучение осознания детьми нравственных норм
Также проводилось наблюдение за проявлениями эмпатии у детей в ситуациях взаимодействия, которое оценивалось по следующим критериям:
- отношение ребёнка к затруднительному положению партнёра;
- отношение к успехам и неудачам ровесников;
- оказание помощи сверстникам
На основе критерий выделили следующие уровни:
Низкий - отсутствие всякого внимания и помощи партнёру, не замечает эмоциональное состояние, не оказывает помощь; отношение к успехам и неудачам сверстника неадекватное;
Средний – периодическое внимание к сверстнику и его затруднениям; оказывает помощь неохотно после просьб самого сверстника или взрослого; успехи сверстника не замечает;
Высокий – замечает затруднение, готов оказать вербальную или практическую помощь, предлагает помощь по своей инициативе, радуется или огорчается в случае успеха или неудачи партнёра.
Использованная литература:
1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.
#1057;еменака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 80 с.
#1057;еменака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, с.
4. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990 – 126с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....
Рабочая программа кружка «Тропинка здоровья» для детей старшего дошкольного возраста
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду проводится дополнительный кружок по физическому развитию.Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного ...
Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.
Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивай-ка» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на 2020 /2021 учебный год
В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реа...
Рабочая программа кружка «Радужные капельки» с детьми раннего дошкольного возраста.
Программа кружка «Весёлые ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной ...