РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА» с детьми старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Cветлана Сергеевна Щербакова

«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»

Теодор Рузвельт

Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях  обогащения детей старшей и подготовительной  группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программыС.И.Семенака « Уроки добра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад « Огонек»»

(МБДОУ детский сад « Огонек»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

« ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

с детьми старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Щербакова Светлана Сергеевна

воспитатель первой квалификационной категории

пгт.Верхнеднепровский

2023г.

Содержание:

1. Целевой раздел:

#1055;ояснительная записка

Паспорт программы

#1057;одержательный раздел:

#1054;рганизационный раздел:

Перспективный план работы кружка

Мониторинг

Список литературы

1. Целевой раздел:

Пояснительная записка

«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»

Теодор Рузвельт

Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях обогащения детей старшей и подготовительной группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. Составлена с учетом ФОП ДО на основе коррекционно - развивающую программы С.И.Семенака « Уроки добра».

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные способности и качества. Через активное общение человек становится личностью.

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задачи. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Поэтому наше учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В качестве основного метода программы предлагается главный метод развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам, игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально разнообразно формируются навыки общения.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам.

Актуальность программы. На сегодняшний день стоит остро вопрос, связанный с проблемой общения, как взрослых, так и детей. Потребность современного общества, его духовные и материальные сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения с детьми уже дошкольного возраста.

Паспорт программы

Цель: формирование положительного и доброжелательного отношения и усвоение элементарных норм общения между сверстниками.

Задачи:

Образовательные:

способствовать созданию условий для формирования коммуникативных качеств в детском коллективе: подвести к пониманию значения слова «дружба»;

расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг;

закреплять знания правил доброжелательного поведения в повседневной жизни;

формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;

Развивающие:

развивать у детей способность к сопереживанию: понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

развивать и воспитывать внутреннюю составляющую и внешнюю составляющую техники коммуникации в каждом ребенке.

Воспитательные:

воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;

воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь

Основные принципы работы:

- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А.)

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип доступности;

- принцип постепенности, последовательности и систематичности;

- принцип наглядности;

- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);

- связи теории с практикой.

Целевые ориентиры:

Ожидаемые результаты.

В конце реализации программы дети научатся:

-Ребенок научится соблюдать социальные нормы поведения, положительно относится к взаимопомощи и дружелюбию в среде сверстников и взрослых.

- Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе.

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

2. Содержательный раздел:

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей и подготовительной группы, возраст 5-7 лет.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 2 года.

Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Формы проведения:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Методы и приёмы:

- имитационные игры;

- социально – поведенческий тренинг;

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

- дискуссии;

- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Участники: дети старшей и подготовительной группы

Работа с родителями: памятки для родителей по формированию навыка общения, консультация для родителей детей: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы

3. Организационный раздел:

Перспективный план работы кружка на 2023-2024 учебный год

месяц

Тема

Задачи

Содержание

Литература

Сентябрь

1-я и 2-я недели - диагностика детей

#1044;обро и зло

#1056;аскрыть сущность понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют;

#1059;чить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

#1057;лушание музыки разной по характеру;

#1047;накомство со сказочными персонажами;

#1041;еседа о добрых и злых людях;

#1058;ренинг эмоций;

#1056;исование на тему: « Добрый и злой»

#1055;ение песни В. Шаинского «Улыбка»

2, стр.7-9

5, стр. 25

2. Наше настроение

#1055;ознакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;

#1055;оказать в доступной форме изменчивость настроения;

#1059;чить детей понимать настроение другого человека;

#1055;ознакомить со способами управления и регуляции настроения.

#1040;нализ детских рисунков;

#1044;иагностика настроения детей;

#1059;пражнение «волшебный мешочек»

#1059;пражнение « Расскажи о своём настроении»;

#1063;тение и беседа по вопросам по рассказу « Нюша и Маша» С.И.Семенака

2, стр.10-14

Октябрь

#1061;орошо ли быть злым?

#1055;родолжать знакомство с полярными понятиями « добро! – « зло»;

#1047;акреплять умение определять эмоциональное состояние, побуждать к оказанию помощи;

#1059;чить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

#1048;гра « Цветик- семицветик»;

#1048;гра « Гневная гиена»;

#1055;сихогимнастика« Разъярённая медведица»;

#1048;гра « Кляксы»

#1057;лушание песни В. Шаинского « По секрету»

2, стр.14-17

5, стр. 38

#1059;чимся справляться с гневом

#1059;чить детей различать эмоции злости и радости;

#1059;пражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

#1042;ыставка картин « Кляксы», беседа по ним;

#1058;ренинг эмоций;

#1048;гра « Жужа»;

4. Упражнения « Потопаем ногами», « Надуем волшебный шарик злостью»»;

#1059;пражнение – тренинг;

6. Рисование «Злость»

7. Слушание песни В. Шаинского

«В мире много сказок»

2, стр. 18-21

1, стр.92

3. Что делать, если ты злишься

#1055;родолжать знакомство детей со способами снятия напряжения.

2. Учить различать добрые и злые чувства и поступки;

#1047;акреплять способы саморегуляции поведения

( снятие отрицательных эмоций).

#1056;ассматривание рисунков на тему « Злость» и беседа по ним;

#1041;еседа : « Как справиться со злостью»;

#1063;тение отрывков из книги Э. Крейри « Я злюсь»;

4. Тренинг; разыгрывание детьми ситуаций;

#1056;аскрашивание рисунков ;

6. Танец под польку « Старый добрый жук» ( из кинофильма « Золушка»)

2, стр. 21-26

4. Настроение Бабы - Яги.

#1055;родолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

#1059;пражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний ( весёлый –грустный), учить давать оценку поступкам сказочных персонажей.

#1048;гра « Угадай настроение»

#1058;ренинг эмоций;

#1055;ридумывание историй: « Если бы Баба – Яга была доброй…»;

#1059;пражнение « Угадай настроение Бабы – Яги»;

#1056;исование Бабы –Яги;

#1057;лушание частушек Бабок –Ёжек из мульфильма.

2, стр.27-30

5., стр.68

Ноябрь

#1055;оговорим о доброте

#1054;бобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки;

#1059;чить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка.

#1048;гра « Угадай настроение по рисунку»;

#1059;пражнение«Помоги волшебнику»;

#1059;пражнение « Выручи из беды»;

#1063;тение С. И. Семенака « Сказка о птицах»;

#1048;гра « Чунга-чанга»;

6. Упражнение « Рисуем музыку».

2, стр. 30-34

#1057;сора

#1059;чить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

#1047;накомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

#1047;накомство с двумя подругами, чтение стихотворения «Поссорились»;

#1058;ренинг эмоций;

#1059;пражнение «Дружба начинается с улыбки»;

#1055;роблемная ситуация;

#1056;исование на тему: «Бабочки для друга»;

#1057;лушание песни В.Шаинского «Голубой вагон»

2, стр. 34-37

5, стр 32

#1050;ак справиться с упрямством

#1059;чить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; #1060;ормировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

#1063;тение узбекской народной сказки « Упрямые козы»;

#1058;ренинг эмоций;

#1048;гра « Два барана»;

#1047;накомство с правилами: « Будь внимателен к другому»;

#1057;мешной рисунок.

2, стр. 37-39

1, стр.90

#1063;увства одинокого человека

#1059;чить анализировать своё эмоциональное состояние

#1047;акреплять знание правил доброжелательного поведения; #1060;ормировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.

#1062;ветопись настроения;

#1056;ешение проблемной ситуации детьми;

#1048;гра « Тень»;

#1048;гра « Закончи предложение»

#1058;ренинг эмоций

6. Слушание песни « А мне летать охота» ( Муз. М. Дунаевского)

2, стр. 40-42

Декабрь

#1047;накомство с понятием «физическая и эмоциональная боль»

#1055;ознакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время этого,

#1059;чить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

#1056;ассказ о лягушонке.

#1058;ренинг эмоций;

#1056;ассказ воспитателя о физической и эмоциональной боли;

#1063;тение рассказа « Возьми себя в руки», бесед по содержанию;

#1056;исование на тему: «Медвежонок выздоровел»

2, стр. 42-45

#1059;чимся понимать чувства других людей

#1047;акрепить понятие « физическая и эмоциональная боль»;

#1059;чить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить;

#1056;азвивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

#1041;еседа о том, какие добрые дела совершили дети;

#1054;быгрывание ситуаций;

#1059;пражнение « Негаданная радость»;

#1056;исование на тему: « Волшебные цветы» под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени»

2, стр. 46-48

#1059;чимся доброжелательности

#1056;азвивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; #1059;чить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении;

#1056;азвивать положительную самооценку.

#1055;росмотр мультфильма

«Варежка», беседа по содержанию; (или чтение рассказа)

#1063;тение стихотворения «Утешение», беседа;

#1058;ренинг эмоций;

#1057;очинение детьми историй продолжений рассказа « Самое страшное»;

#1056;исование: « Мой верный друг –собака»

2, стр.49-51

5, стр. 43

#1046;ивотные –наши друзья

#1056;азвивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других;

#1060;ормировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

#1063;тение загадки о кошке и приход кошки Марыси;

#1048;гра: «Мышь и мышеловка»;

#1063;тение стихотворения И. Токмаковой « Ничья кошка» и Е. Благининой « Котёнок»;

4. Беседа по содержанию стихотворений;

#1056;исование на тему: « Мой котёнок» по точкам;

#1055;ение детьми песенки про кота-мурлыку

2, стр. 52-54

Январь

#1059;чимся анализировать поведение в конфликтной ситуации

#1059;чить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; #1060;ормировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки;

#1056;азвивать умение снимать эмоциональное напряжение.

#1057;юрпризный момент;

#1058;ренинг эмоций;

#1040;нализ конфликтных ситуаций;

#1063;тение рассказа « Лучший друг», беседа по содержанию;

#1048;гра « Угадай настроение»;

#1056;исование: « Моё настроение» с помощью пиктограммы;

#1057;лушание песни В. Шаинского «Антошка»

2, стр. 55-58

1, стр.112

#1059;чимся управлять своими эмоциями

#1059;чить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, умению разрешать конфликты; #1060;ормировать осознанное понимание нравственного смысла худож.произведений;

#1056;азвивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

#1040;нтошкина история;

#1044;исскуссия с детьми;

#1063;тение рассказа В. Осеевой «Отомстила»;

#1048;гра « Падающая башня»;

#1056;исование « Дерево радости»

6. Пение песни « Пусть падают капли»

2, стр. 58-62

3. Добрые и злые поступки

#1055;родолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях;

#1047;накомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; #1047;акреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

#1063;тение стихотворения Р. Сеф

«Доброта», дискуссия по содержанию;

#1056;ассматривание иллюстрации 2 кто обидел?», знакомство с новыми правилами доброжелательного общения.

#1058;ренинг эмоций;

#1059;пражнение « Добрый –злой»

#1048;гра « По кочкам»;

#1056;исование: « Дорисуй картинку»;

2, стр. 62-65

1, стр.111

Февраль

1. Добрые и злые поступки (продолжение)

#1059;чить детей анализировать собственное поведение и поступки других;

#1056;азвивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путём рисуночной терапии.

#1055;росмотр мультфильма «Ну, погоди!» ( фрагмент);

#1041;еседа по содержании.;

#1058;ренинг эмоций;

#1057;очинение детьми новой версии очередной серии мультфильма;

#1040;нализ собственных поступков;

#1048;гра « Хорошо- плохо»;

2, стр. 65-68

5, стр 55

#1044;ружба - неприязнь

#1059;чить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

#1047;акреплять знания правил доброжелательного поведения; #1056;азвивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.

#1055;риход зверей-друзей Мишутки, Ёжика и Зайца;

#1055;росмотр мультфильма « Трям, здравствуйте!»

#1041;еседа по содержанию;

#1058;ренинг эмоций;

#1055;оведенческий тренинг;

#1056;исование;

#1057;лушание песни В. Шаинского «Облака»

2, стр. 71-73

1, стр.112

3. Друг в беде не бросит.

#1056;асширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;

#1056;аскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

#1048;гра « Эхо»

#1063;тение рассказа Л. Толстого

« Два товарища»;

#1041;еседа « Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»;

#1055;роигрывание проблемной ситуации;

#1059;пражнение « Помоги другу»

6. Пение песни « Настоящий друг», муз. Б. Савельева

картотека

3, стр. 25-27

#1044;руг заболел

#1059;чить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу;,

#1042;оспитывать доброе отношение детей друг к другу.

1. Игра «Эхо»

#1056;асматривание картинки «Лена заболела» и беседа по ней;

#1056;олевая гимнастика»;

#1059;пражнение « Пишу письмо другу»;

#1048;гра « Волшебный стул»;

6. Пение песни «Добрый жук»

картотека

3, стр. 28-30

Март

#1050;ак помочь больному другу?

#1047;акрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя помощь».

#1055;обуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем друге.

#1059;пражнение « Здравствуй друг» ( картотека);

#1063;тение рассказа А. Митта

« Шар в окне»;

3. Беседа о доброжелательном отношении друг к другу;

#1058;ренинговое упражнение

« Помоги своему товарищу»;

#1048;гра « Эстафета с воздушными шариками»

3, стр. 30-32

#1059;чимся понимать боль другого человека

#1059;чить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей;

#1057;пособствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

#1047;агадывание загадки про крапиву, чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»;

2. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;

#1048;гра « Эмпатия героев»;

#1048;гра «ходим кругом»

3, стр. 32 -35

#1044;руг и в радости, и в горе всегда рядом

#1060;ормировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих;

#1044;иагностировать проявление эмпатии

#1048;гра«Подари мне комплимент»

(картотека);

#1063;тение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить?», беседа по содержанию;

#1057;оветы Светлячка для настоящих друзей;

#1055;роблемная ситуация;

#1048;гра–шутка «Сиамские близнецы»

3, стр. 35-37

Апрель

#1044;ень рождение друга

#1056;азвивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику.

#1055;обуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким.

#1059;чить замечать их переживания и ожидания

#1048;гра « Клубок» (картотека)

#1059;пражнение « Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения»

#1055;роблемная ситуация

#1048;гра « Подарки друг другу»

#1048;гра « Подари движение другу»

3, стр. 38-41

1., стр. 45

#1053;ет друга – ищи, а найдёшь – береги!

#1055;родолжать формировать у детей представление о дружбе и друзьях;

#1059;чить понимать эмоциональное состояние других

#1042;оспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, желание оказать помощь

#1056;ечёвка (картотека)

2. Эстафета « Дружбы» (картотека)

3. « Расскажи о своём лучшем друге»

#1041;еседа « В чём заключается умение дружить»

#1063;тение рассказа « Игра в «Поликлинику»

4, стр.70-75

3. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги (продолжение)

#1059;чить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения

#1047;акреплять у детей представление о дружбе и друзьях;

#1042;оспитывать умение быть внимательным друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера

#1056;ассматривание картинок из альбома «Угадай настроение», беседа « Какое настроение и почему?»

#1058;ренинг эмоций «»Покажи жесты и мимику» ( картотека)

#1063;тение сказки « Волшебное пёрышко», беседа по вопросам;

#1056;ешение проблемных ситуаций

4, стр. 79-83

4, стр.76-77

#1059;чимся играть и работать дружно

#1059;чить умению контролировать своё поведение;

#1057;овершенствовать себя как личность через общение с людьми, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других;

#1059;чить согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём

#1048;гра «Эхо»

#1056;исование «Раскрасим варежку вдвоём»,

#1056;абота в парах « Найдт отличия»

#1063;тение рассказа « Лабиринт», беседа по содержанию;

#1047;накомство с правилами « Как научиться играть без ссор и обид»

#1056;абота в парах « Рисование вдвоём»

#1048;гра « Закончи предложение..»

картотека

4, стр. 83 - 87

Май

#1053;аши мечты

#1055;родолжать закреплять знания детей о поведении в конфликтных ситуациях4

#1059;чить сознательно управлять своими эмоциями ( обидами)

#1060;ормировать дружелюбное отношение к окружающим

#1063;тение сказки «Лиса и заяц», беседа по содержанию;

#1052;оделирование детьми сцены примирения лисы с зайцем

#1041;еседа « О чём я мечтаю»

#1048;гра « Цветик –семицветик»

#1058;анец «Утят»

2, стр.74 -77

1, стр.74

#1057; друзьями вместе

#1056;азвитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толеранства;

#1056;азвитие групповой сплочённости;

#1060;ормирование бережного и позитивного отношения к партнёру;

#1055;овышение самооценки детей

#1048;гра «Давайте познакомимся»

#1041;еседа « Зачем человеку друг?»

#1048;гра « Волшебный мяч»

#1048;гра « Моргалки»

#1048;гра «Паутина»

6. игра « Волшебный ковёр»

#1048;гра « Гусеница»

#1050;оллективное рисование

(создание проблемной ситуации)

#1050;овёр мира

10. Песня « Ты да я, да мы с тобой» муз. В.Шаинского

Конспект занятия воспитателя

Мониторинг:

Планируемые результаты:

- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;

- преобладание положительных эмоций;

- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);

- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

- проявление сочувствия, взаимопомощи по отношению к сверстнику

Подготовка исследования.

Выучить наизусть вопросы и ситуации

Методика №1. Задаются вопросы:

#1052;ожно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

#1052;ожно ли обижать животных? Почему?

#1053;ужно ли делиться с другими детьми? Почему?

#1045;сли ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Методика №2 « Закончи историю» (модифицированный вариант Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой)

Цель: Изучение осознания детьми нравственных норм

Также проводилось наблюдение за проявлениями эмпатии у детей в ситуациях взаимодействия, которое оценивалось по следующим критериям:

- отношение ребёнка к затруднительному положению партнёра;

- отношение к успехам и неудачам ровесников;

- оказание помощи сверстникам

На основе критерий выделили следующие уровни:

Низкий - отсутствие всякого внимания и помощи партнёру, не замечает эмоциональное состояние, не оказывает помощь; отношение к успехам и неудачам сверстника неадекватное;

Средний – периодическое внимание к сверстнику и его затруднениям; оказывает помощь неохотно после просьб самого сверстника или взрослого; успехи сверстника не замечает;

Высокий – замечает затруднение, готов оказать вербальную или практическую помощь, предлагает помощь по своей инициативе, радуется или огорчается в случае успеха или неудачи партнёра.

Использованная литература:

1. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг., 2001- 160с.

#1057;еменака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. 4-е изд. – М.: АРКТИ, 80 с.

#1057;еменака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, с.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.

5. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990 – 126с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....

Рабочая программа кружка «Тропинка здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду проводится дополнительный кружок по физическому развитию.Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного ...

Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивай-ка» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на 2020 /2021 учебный год

В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реа...

Рабочая программа кружка «Радужные капельки» с детьми раннего дошкольного возраста.

Программа кружка «Весёлые ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной ...