Система работы по формированию основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте
учебно-методический материал

Кудрякова Елена Федоровна

Формирование у детей представлений о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

(2 года реализации)

 

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

            Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.

Цель: формирование у детей представлений о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Задачи:

  • познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
  • формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
  • формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
  • Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

не купишь.

  • приобщать к некоторым традициям русского народа (традиции благотворительности);
  • воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;

Месяц

Задачи

Старшая группа

Содержание деятельности

Задачи

Подготовительная группа

Содержание деятельности

Пространственная предметно-развивающая среда

Октябрь

Труд

Расширять у детей представления о труде, о необходимости домашнего труда, о важности его распределения между всеми членами семьи познакомить с понятиями «результат (продукт) труда»,  «товар, услуга» продолжать знакомить с профессиями взрослых,

воспитывать  

уважение к труду собственному, родителей, вообще любому труду.

Рассказ воспитателя «Что такое труд»

Беседы «Труд и профессии», «Домашний  труд», «Для чего родители ходят на работу»

Дидактическая игра  «Выбор профессии».  

Д/и «Найди ошибки»-

 ИКТ-игры «Кому нужны эти предметы». Картинки-путаницы

Беседа «Товар или услуга».

Просмотр презентации «Профессии».

Обсуждение пословиц и поговорок о труде:

• Дело мастера боится

 • Каков мастер, такова и работа

*Сделал дело-гуляй смело

Чтение: К.Д. Ушинский «Два плуга»,  Н.Харитонов «Выбор за тобой», сказки «Домашнее хозяйство», «По щучьему велению», «Морозко», «Федорино горе», «Репка»

Составление рассказов о профессиях по схеме.

Изобразительная деятельность: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадки»,

Конструктивная деятельность «Конструирование из лего «Мебель»

Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Кафе», «Водители»,, «Ярмарка мастеров

Мультфильм «Уроки тетушки Совы «Работа и зарплата»

Труд

 Расширять у детей представления о современных профессиях взрослых, о  том, как получить профессию,  познакомить с понятием «трудовая династия», «рабочее время», «рабочее место», формировать понимание взаимосвязи понятий «трудиться, работать, зарабатывать», созидательного  характера   труда, воспитывать  

уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги

Рассказ воспитателя «Работать и зарабатывать»

Беседа  «Современные профессии», «Что будет, если люди перестынуть трудиться и работать?», «Кем я хочу стать»

Работа с пословицами:

*Дерево ценят по плодам, а человека — по делам;

*Без работы день годом кажется»;

*Береженая посуда два века стоит;

*Не зарься на чужое, свое береги

Детские исследовательские проекты на тему «Все работы хороши- выбирай на вкус»

Викторина «Все профессии важны»

Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Почта», «Аптека», «Аукцион»,  «Фермер»

Чтение: Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», «И.Крылов «Стрекоза и муравей», Ш Перро «Золушка», Аксаков «Аленький цветочек»

Работа с родителями:

Папка-передвижка «Игры и упражнения на ознакомление дошкольника с профессиями» , «Рассказываем детям о профессиях родителей»

Предметные и сюжетные картинки по теме «Профессии»

ИКТ-игра «Кому нужны эти предметы», д/и «Найди ошибки»

Презентация «Профессии»

Схема для составления рассказа о профессии

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

«Ярмарка мастеров»: поделки детей

«Фермер»: муляжи овощей, фруктов, грабли, лопатки, лейки, предметы -заместители

Видеофайлы мультфильмов

Ноябрь

 Товар

Познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «цена», «покупка», «продажа»;

научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;

объяснить, от чего зависит цена товара; научить детей сравнивать и анализировать цены на товар; воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

 Рассказ воспитателя «Что такое «товар», «услуга»?», «Что такое цена?»,

Решение экономических задач- учить детей считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность. Игра моделирование «Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга», «Как строят дом»

Игра-занятие «Как появляется тетрадь?»

Экспериментирование «Изготовление бумаги»

Творческая мастерская «Подарок для друга»

Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров»

Лото «Бартер»

Дидактическая игра «Товар или услуга»

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Ценные вещи».

Товар

Расширить представления о понятиях «товар», «услуга», «стоимость», «цена», «распродажа»;  формировать представления о понятии «ресурсы», «экономия ресурсов», о разных видах ресурсов,  закреплять умение сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи, понимание факторов, от которых  зависит цена товара; закрепить умение детей сравнивать и анализировать цены на товар (дешевле-дороже); воспитывать бережное отношение к предметам окружающего мира.

Рассказ воспитателя «Стоимость и цена»

Беседа «Где производят товары», «Кто оказывает услуги?» (заводы, фабрики, мастерские)

Решение математических задач с экономическим содержанием в пределах 20 с опорой на наглядность.

Культурная практика: «Наша мастерская» (производство игрушки). инсценировка сказки

Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Город мастеров»,

Игра «Рынок обмена товарами, изготовленными своими руками», Игра моделирование «Как строят дом», «Как отправить письмо?» и т.п.

Лото «Бартер»

Дидактическая игра «Товар или услуга»

Просмотр мультфильма «Богатый Бобренок.  Откуда берутся товары и услуги, которые мы называем словами «Надо» и «Хочу»

Ситуационные задачи:

Предметные картинки: продукты, одежда, дом, мебель, обувь, книги, игрушки, бытовая техника

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров»

Лото «Бартер»

Дидактические или ИКТ-игры «Товар или услуга», «Дороже-дешевле»

Видеофайлы мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Ценные вещи».

«Богатый Бобренок.  Откуда берутся товары и услуги, которые мы называем словами «Надо» и «Хочу»

Декабрь

Деньги

Познакомить детей с видами денежных знаков, формировать представления о понятиях: деньги, купюры, монеты, обмен, обучать детей пользоваться деньгами, разумно относиться  к расходованию денег.

Рассказ воспитателя   «Что такое деньги?», «Как появились деньги».

Беседы «Как правильно тратить деньги?», «Труд и зарплата», «Деньги фальшивые и настоящие»

Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» серии «Что такое деньги», «Уроки тетушки Совы. Работа и зарплата»

 Составление коллекции денежных знаков  

Работа с пословицами и поговорками:  По работе и деньги. Денежки труд любят. Копейка рубль бережет.

Интерактивное чтение сказки «Приключение монетки», чтение сказки Т.В. Грековой «Клад»

Дидактические игры «Сложи монетки», «Замени купюру монетами»-

ИКТ- игра «Покупки» («На какой товар хватит денег»)

Сюжетно –ролевые  игры «Супермаркет», «Кафе», «Салон красоты»

Оригами «Кошелек»

Деньги

Расширять предсталения детей о денежных единицах, познакомить с некоторыми денежными единицами зарубежных стран, формировать представления об обмене денег,  познакомить с понятием  «долг» (не только денежный, но и моральный), «занимать», «одалживать» воспитывать бережное разумное отношение к деньгам.

Рассказ воспитателя «Деньги наличные и безналичные» (купюры и банковская карта), «Как деньги в банке растут?»

Виртуальная экскурсия в банк  Встреча с интересными людьми «Банковский работник»

Познавательное сообщение  «Современный вид денег – пластиковая карта»

Беседа  «Занять и одолжить»

Оформление альбома

Чтение рассказ В Осеевой «Долг»,

Работа с пословицами Долги к земле придавили

Долг платежом красен

Умей взять, умей и отдать

В долг брать легко, отдавать тяжело.

Инсценировка сказки «Муха -цокотуха»

Творческая мастерская «Изготовление копилки»

Презентация «Что такое банк»

Изображения российских монет и купюр разного достоинства, банковских карт

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк»: окно «Касса», банкомат, бумажные деньги, монеты.

Видеофайлы мультфильмов

Бумага для оригами

Альбомы

Иллюстрации к сказкам для викторины

Январь

Семейный бюджет

Формировать первоначальные представления о семейном бюджете, о его составляющих,
о  понятиях «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «потребности».  

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Рассказ воспитателя  «Семейный бюджет. Доходы. Расходы».

Просмотр мультфильма «Азбука денег с тетушкой Совой. Семейный бюджет»,

Беседа «Доходы и расходы вашей семьи»

Чтение сказки «Хранители бюджета» 

Игра с мячом «Доход или расход?»

Составление модели «Семейный бюджет».

Составление рассказов на темы: «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин»,

Игра-ситуация «Папа и мама получили зарплату. Распределение дохода»

Решение арифметических задач «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами»

Поделка из бросового материала (пластиковая бутылка)  «Копилка»

Рисование «Моя семья»

Семейный бюджет

Расширять представления о семейном бюджете, о личном бюджете, о  необходимости планировать доходы и расходы, о потребностях и желаниях, закреплять умение производить  операцию купли-продажи. Познакомить с понятием «план», развивать умение планировать свою деятельность.  
Воспитывать навыки бережливости, грамотного расходования денег,

Рассказ воспитателя «Богатство и бедность» «Личный бюджет»

Беседа  «Что можно купить на 50 и на 300 рублей?»

Д/И «Что ты можешь купить на эту сумму»

Детские исследовательские проекты «Как мы сберегаем деньги в семье?», «Бюджет нашей семьи». Игра «Выбери магазин (выгодно или невыгодно покупать в нем) Упражнение «Мой план на завтра»

Пословицы: По одежке протягивай ножки, Семь раз отмерь, один отрежь, Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

Ситуационные задачи: «Выгодно-невыгодно» ,

«Хочу или надо»

Чтение

Мини-спектакли

Картинки, иллюстрирующие доходы и расходы семьи.

Материал для поделки: пустые пластиковые бутылки, цветная бумага.

Атрибут для сюжетно-ролевых игр

Иллюстрации к арифметическим задачам «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами

Материал для рисования

Февраль

Потребности

Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях  «потребности», «жизненно важные потребности», желания, «возможности», формировать умение группировать потребности на желания и жизненно важные потребности

Рассказ воспитателя «Что необходимо человеку? Потребности семьи»

Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?» , «Кому что подарим»

Создание модели «Потребности человека»

Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты»

Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности»,

мультфильма «Ох и Ах идут в поход»

Беседа по сказкам «Потребности сказочных персонажей»: В.Катаев «Цветик-семицветик»,  

«Как коза избушку построила» Чтение К.И.Чуковский «Телефон»,

Потребности

Расширять у детей представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях  «потребности», «возможности», закрепить  представления о разных видах  потребностей (физиологические, потребность в безопасности, в образовании,  потребность в общении и семье, другие потребности).

Рассказ воспитателя «Учимся планировать»

Решение ситуационных задач «Что важнее?», «Выбираем покупку»

Д\и (икт) «Потребности», «Надо и хочу», «Семейный бюджет», «Груша-яблоко», «Копеечка», «Размен», «Семейный бюджет», «Что нельзя купить а деньги»

Викторина «Разумные траты сказочных героев»

Составление интеллект- карты «Наши потребности»

Решение кроссвордов и ребусов

Работа с половицам и поговорками: Дружба дороже денег

В гостях хорошо, а дома лучше

Знание приобретешь — не пропадешь.

Чтение «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Осеева Волшебное слово

Картинки, иллюстрирующие потребности человека для создания модели

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы  «Поликлиника», «Салон красоты» , «Прейскурант цен» на услуги доктора, парикмахера, деньги монеты номиналом 1, 2, 5, 10 руб

Видеофайлы мультфильмов

Презентация с иллюстрациями из сказок

Март

Магазины и покупки

Расширять и уточнять представления об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина,  воспитывать навыки культуры поведения в общественных местах.

 Рассказ воспитателя  «Места торговли: магазин, супермаркет. рынок, ярмарка», «Цена, ценник, товар»,  

Беседа «Кто работает в магазине?» - расширять и уточнять представления о профессиях работников магазина.

Ситуативный разговор «Идем за покупками. Как правильно выбирать товары в магазине»

Чтение и обсуждение сказки «Мишин магазин»

Составление модели «Семейные покупки»

Составление рассказа на тему «Как мы ходили в магазин»

Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья», «Кафе»,  Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)»,  «Что и когда лучше продать?»-формировать представления о разнообразии магазинов, «Разложите товар» - учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

  Изобразительная деятельность: рисование «Магазин»

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, рынок, ярмарки, торговые центры

Расширять  представления о разнообразии торговых предприятий, об их различиях, о понятиях «торг», о цепочке «товар-стоимость - цена», воспитывать навыки культуры поведения в общественных местах

Рассказ воспитателя «Что такое торг и где можно торговаться?» . «Из чего складывается стоимость товара», «Реклама-информация о товаре»

Беседа «Где можно купить товар или услугу»

Игра «Где что купить», «Товар или услуга» , Составление интеллект-карты «Торговые предприятия»

Творческая мастерская «Создаем товар для ярмарки»,  «Придумай рекламу своему товару»,

С/р игры «Супермаркет», «Ателье», «Ярмарка»

Презентация «Места торговли»

Иллюстрации о разных видах магазинов

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)»,  «Что и когда лучше продать?», «Разложите товар»

Материалы для изодеятельности

Апрель

Бережливость

Заложить основы полезных экономических навыков и привычек в быту у детей,

Рассказ воспитателя «Полезные  экономические привычки»,  «Сохранить и приумножить. Вклады и сбережения»,

Беседа «Как экономить ресурсы (электроэнергия, вода, тепло)»

Дидактическая игра «Хорошо — плохо»

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка».

Организация работы с детьми в «Мастерской по ремонту книг». Обсуждение пословиц «Бережливость — не скупость»

Составление рассказа на тему: «Я уважаю чужой труд», «Что значит быть бережливым?».

Акция Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк»

Творческая мастерская «Поделки из бросового материала»  

Полезные экономические привычки

Продолжать формировать полезные экономические навыки и привычки в быту у детей, формировать представления о  разных видах ресурсов, о понятиях «экономия ресурсов», ресурсы», «накопления», «вклад».

Рассказ воспитателя «Полезные привычки», «Благотворительность»

Беседы «Добро и зло», «Щедрость и скупость», «Богатство и бедность».

Игр «Что нельзя купить».

Ситуационные задачи «Накопить или выпросить»,

Чтение: «Каша из топора» (скупость), «Богач и бедняк» (добро и зло, богатство и бедность) «В.Сухомлинский «Жадный мальчик», рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала» Работа с пословицами и поговорками на нравственные понятия (добро и зло, щедрость и скупость, богатство и бедность).

Создание и отгадывание загадок, кроссвордов. Театрализованная деятельность по сказкам «Каша из топора», «Два жадных медвежонка» и из книги «, Л.Ю. Семенкова: Мини-спектакли.

Участие в социальных акциях «Добрые крышечки», «Сбор макулатуры», «Вторая жизнь моей игрушки».

С/р игры «Семья»

Иллюстрации полезных и вредных экономических привычек

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Материал для рисования

Схемы и образцы поделок из бросового материала,  пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).. .

Материалы для работы в «Мастерской по ремонту книг»: (клей, калька, бумага).

Май

Реклама

Формировать представления о понятиях «реклама», «рекламировать», о том, для чего она нужна реклама и о ее   недостатках. Учить детей правильно воспринимать рекламу.

Рассказ воспитателя «Что такое реклама?», «Кто создает рекламу?»,

Беседа «Реклама в сказке», «Почему нельзя верить рекламе».

Чтение и обсуждение сказки С Михалкова «Как старик крову продавал»  

Составление рассказов на темы: «Какая реклама для детей по телевизору мне нравится и почему»

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». «Рекламное агентство» . Рисование на тему «Моя любимая реклама»

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:

 Работа в книжном уголке: просмотр альбомов «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

Конкурс на лучшую рекламу игрушки (книги) «Я рекламирую…».

Реклама

Расширять представления о рекламе, о профессиях  рекламодатель, дизайнер, копирайтер, , о том, для чего нужна реклама, о разных формах рекламы (текст, картинка, видеоролик, звукозапись), где она размещается. Развивать способность различать рекламные уловки. Воспитывать осознанное отношение к рекламе

Рассказ воспитателя  «Кто делает рекламу (рекламное агентство)»

Беседа «Почему реклама привлекает внимание» Создание детьми своей рекламы.

Рекламные буклеты из разных магазинов

Иллюстрации к сказкам «Сказка о царе Салтане», «Как старик корову продавал»,

«Айболит», «Вешки и корешки»

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пиццерия для всей семьи»

Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт. Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей.  В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в  вопросах формирования финансовой грамотности ребенка. Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
 Кто и как зарабатывает деньги в семье.
 Как формируется семейный бюджет.
 Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
 Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
 Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»; разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению занятий с
дошкольниками. Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам  питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это  нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить. Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды, семейные и детские исследовательские проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

Используемая литература:

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия , сюжетно-ролевые и дидактические  игры. Авт-сост. Л.А.Киреева, Волгоград: Учитель, 2008 год.
  3. А.Д. Шатова  Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников.
  4. file:///G:/финансовая/Ekonomicheskie_skazki_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pdf 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте....

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

          Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получ...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

формирование у детей представлений о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере....