Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская"
рабочая программа (старшая группа)

Ринчинова Алена Анатольевна

Рабочая программа кружка по области "хужожественно-эстетическое развитие" для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tvorcheskaya_masterskaya.docx548.84 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\TEEN\Pictures\img841.jpg

Содержание:

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………...….. 3

1.2. Цели и задачи………………………………………………………………...…………….. 5

1.3. Принципы и подходы реализации программы………………………………...………… 6

1.4. Условия необходимые для реализации программы……………………...……………… 7

1.5. Планируемые результаты…………………………………………………...…………..…. 7

II. Содержательный раздел

2.1. Возрастные особенности……………………………………………………………………7

2.2. Содержание разделов программы …………………………………………………………7

III. Организационный раздел

3.1.Организация образовательного процесса………………………………...……………….10

3.2. Методика обучения………………………………………………………...……...………11

3.3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 «Творческая мастерская» ……………………………….……………………………..……...11

3.4.Список литературы……………………………………………………………………..…..12

Приложение

Перспективное планирование ДОП «Творческая мастерская»……………………………..13

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Творческая мастерская» — это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству, удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям дошкольников.

Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия по программе направлены на развитие мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

ДОП кружка «Творческая мастерская» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, относится к образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», т. к. ориентирована на развитие  художественных, творческих способностей детей в сфере свободного времени.

В основе обучения – индивидуальный подход,  мотивация и интерес детей к продуктивной деятельности.

В основе ДОП  кружка «Творческая мастерская» -  проблемное, развивающее обучение, создание условий для формирования у детей потребности в познании окружающего мира,  разработанной для всестороннего развития личности ребенка, его творческих способностей, чувство удовлетворенности и уверенности в себе.

В данной ДОП кружка «Творческая мастерская» учтены концептуальные положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы:

- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)

- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (не в ступил в силу).

- Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (Протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)

- .От рождения до школы. Примерная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др.

- Основная образовательная программа МАДОУ детский сад «Жемчужинка»

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В наше время, когда в фильмах, мультфильмах, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому программа способствует успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, неуверенность в себе, агрессивность. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Новизной и отличительной особенностью программы кружка ручного труда - является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости. Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам , в соответствии с утвержденным графиком работы.

Возраст детей в кружке «Творческая мастерская», участвующих в реализации данной программы - 5-6 лет; на занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Основным условием реализации программы кружка «Творческая мастерская» является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка. В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

Системно-деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого дошкольника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ребёнок всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Творческая мастерская» должна помочь стимулировать развитие дошкольника путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого ребёнка, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Специфика данной программы позволяет реализовать мир игровых образов в целях оздоровления и коррекционного развития ребёнка.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

 старшая группа (5 – 6 лет)

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа «Творческая мастерская» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Формы и режим.

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа педагога с обучающимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы подведения итогов.

В конце учебного года проводятся открытые занятия для родителей, педагогов дошкольного учреждения.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы: – Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Задачи программы:

Обучающие:

* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

* формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

Воспитательные:

* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

*развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

*учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;

*радоваться успехам своих товарищей при создании работы;

*воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

* добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

* развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям.

* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Планируя занятия, выбирается для каждой темы та или иная форма организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.

1.3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принципы построения педагогического процесса.

• От простого к сложному.

• Системность работ.

• Принцип тематических циклов.

• Индивидуального подхода.

Данная программа требует соблюдение следующих принципов:

• Принцип участия (привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности).

• Принцип системности (работа ведется по плану в течение учебного года). В летний период идет закрепление материала в практической и игровой деятельности.

• Принцип возрастной адресованности (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя тематика, методы и приемы).

• Принцип интеграции (данная программа является составной частью образовательной программы детского сада).

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками

педагогического процесса).

1.4. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

• Личностное общение педагога с ребенком.

• Наличие специально оборудованного зала.

• Правильное покрытие пола – деревянное, либо ковровое покрытие.

• Наличие обязательной одежды и обуви для занятия.

• Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).

• Атрибуты, наглядные пособия.

• Предварительное проветривание зала и проведение влажной уборки.

• Расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.

1.5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты:

К концу года дети 5-6 лет должны уметь:

• Объемное конструирование из бумаги, научить детей склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

• умение рационально использовать материал, правильно находить место на листе для выполнения работы;

• соединять их в объемные игрушки, приклеивать к ним небольшие детали из картона, ниток, ткани

• решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером и руководителем кружка.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 5– 6 лет

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.

Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

2.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста (5-6 лет) формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам художественной обработки материала.

Программа состоит из 3 блоков.

1. «Учусь работать» Приобретение начальных навыков и умений в различных видах художественной обработки материалов.

2. «Я многое умею». Использование различных техник, позволяющих выполнять работы зимней тематики, посвященные различным праздникам: Новый год, Рождество, Пасха.

3. «Моя фантазия» Создание поделок из бросового материала. Они обладают многими полезными для работы качествами: яркой окраской, разнообразием форм, гибкостью, пластичностью, легкостью использования в работе.

Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе.

1.Работа с бумагой и картоном.

Работа в технике «Оригами». Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата : «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.

Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

2.Работа с мятой бумагой.

Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги, салфеток помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек, композиций из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев. Формы организации работы с мятой бумагой:

- специальные занятия по ручному труду

- индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений

- творческие проекты

3.Бумагопластика.

 Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

4.Изготовление объёмных картинок.

Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя технику бумагопластики.

5.Работа в нетрадиционной технике.

Используя предметы личной гигиены (ватные диски, ватные палочки, вата) и разные способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из этих материалов в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка – это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность формировать экологическое воспитание детей, может рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе.

6.Работа с бросовым материалом 

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству,

предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции

требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя. При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

7.Работа с тканью и нитками. 

 Основы шитья: учить детей пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки – трудовой подвиг для ребёнка.

8.Работа с природным материалом 

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не столько их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

9.Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной

картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:

• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

• тщательно промытым и высушенным;

• доступным в обработке (вырезываться, протыкаться, склеиваться и т. д.)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные методы работы.

• Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме.

• Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия.

• Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д.), разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Типы занятий

• Комбинированный;

• Первичного ознакомления с материалом;

• Усвоение новых знаний;

• Закрепление, повторение.

Формы организации учебного занятия:

 выставки детских работ в детском саду;

 участие в районных конкурсах;

 презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

 творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

  • Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от материала, с которым дети будут знакомиться и работать. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
  • Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
  • Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
  • Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
  • Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  • Самостоятельное изготовление поделки.
  • Анализ готовых поделок своих и товарищей.
  • Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

3.2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Программа "Творческая мастерская" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, работа с природным материалом.

Любая работа с бумагой - складывание, вырезывание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

При работе с бумагой воспитанники познакомятся со следующими техниками:

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

В программу входят следующие виды работ с природным материалом: аппликация (срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д.), лепка из глины.

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Принципы, лежащие в основе программы:

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с новой пословицы о труде.

3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Используемые материалы:

Картон белый, картон цветной, бумага цветная, гуашь цветная 6 цв., краски акварельные 12 цв., восковые мелки, пластилин, клей ПВА, глина, мука, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, одноразовая посуда, сухие листья, семена растений, всевозможная крупа, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, вата, ватные диски, ватные палочки, скорлупа яиц, перья, галька, фольга,  краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, фетр, кожаные кусочки, пуговицы, проволока, бусинки, бисер. пайетки, тесьма, лента.

Инструменты и приспособления:

- Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.

- Инструкционные карты сборки изделий.

- Образцы изделий.

- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

- Ножницы, шило (только для взрослого)

- Карандаш

-Ножницы простые -

-Ножницы фигурные

-Стеки для пластилина

-Дыроколы фигурные

-Стаканы для воды

-Кисти №3,№5,№7

-Кисти для клея

- Линейка

- Набор стек и доска для лепки

- Клеёнка для аппликации

- Клейкая лента

- Кисточки для клея и красок

3.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г

2.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1984г.

3.Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду».2005

4.Докучаева Н.Н. «Мастерим бумажный мир» СПб. 1997

5.Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». М.Просвещение 1992

6.Кобитина И.И. «Работа с бумагой. Поделки и игры».М 2000

7.Малышева А.Н., Ермалаева «Аппликация в детском саду».Ярославль 2004

8.Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников». Уч. пособие. Пед общ. России .М. 2005

9.Докучаева Н. «Сказки из даров природы. СПб»Диамант», «Валери»СПб. 1998.

10.Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д.»Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Метод. Пособие.Ростов н/Дону «Феникс»2003

11.Грибовская А.А.»Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке , аппликации» М.2008

12.Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества». Изд.Астель 2002

13.Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции.Народная кукла». СПб «Паритет» 2005.

Приложение

Перспективный план работы

Тема

Программное содержание

Октябрь

1

«Осенний

букет»  Работа с бумагой

Аппликация. Учить детей составлять цветок из готовых кружочков, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.

2.

«Ваза из

пластилина»

Работа с

пластилином, глиной

Лепка. Учить детей обмазывать пластилином баночки, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении баночек.

3.

«Черепашка»

Работа с природным материалом

Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, глазомер.

4.

«Рыбы» Работа с

Природным материалом

Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается,

слоится, плавает, намокает); познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить

Ноябрь

1

«Букет из осенних листьев» Работа с

природным материалом

Аппликация из листьев.

Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.

2

«Божья  коровка на  листочке»

Работа с бумагой

Аппликация. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать  на  общем  ватмане,  так,  что  бы  не загораживать работы других детей.

3

Создание коллекции "Ткани"

Работа с тканью

Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается,

сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность

4

«Гусеница» Работа с

поролоном.

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную

поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда

Декабрь

1

«Елочка»

Работа с пластилином, глиной

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму

елочки, нарисованную на светлом картоне.

2

«Мышка»

Работа с нитками

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко

нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

3

«Снежинки» Работа с бумагой

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами,

вырезать из бумаги не

сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

4

«Елочные игрушки». Работа с природным

материалом

Продолжать учить детей работать с природным и бросовым

материалом. Закрепить умение детей украшать поделку Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Январь

1

«Дед Мороз»

Работа с пластилином, глиной

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами

маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и

пластилина.

2

«Деревья в снегу» Работа с ватой

Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист

картона в правильной последовательности,

оформлять работу ватой.

3

«Паучки на паутинке».

Работа с природным материалом

Продолжать учить детей работать с природным материалом (скорлупа грецкого ореха). Закреплять умение работать с клеем

ПВА, бросовым материалом. Воспитывать аккуратность, терпение.

4

«Зима: снеговик» Работа с бумагой

Аппликация из бумаги и фольги. Продолжать учить детей работать с мятой бумагой. Продолжать учить вырезать круглые формы из квадратов. Закрепить умение создавать сюжетную

композицию на листе бумаги. Проявлять творчество, воспитанность, терпение.

Февраль

1

«Открытка к 23 февраля»

Работа с бумагой

Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

2

Быстрокрылы е самолёты

Работа с бумагой

Изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Видоизменение деталей:

срезание, загибание и отгибание уголков. Разрезание прямоугольника пополам поперёк и по диагонали.

3

«Пароход». Работа с бумагой

Знакомство с оригами Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму

«книжечка», изготовить дом

4

«Лилия»

Работа с бумагой

Объёмная аппликация. Учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами, ножницами.

Учить закруглять

кончики листьев с помощью ножниц, украшать серединку цветка пшеном.

Март

1

«Открытка к 8 марта» Работа с бумагой

Объемная аппликация. Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем,

сформировать из этих заготовок цветок, аккуратно не примяв лепесточки. Для серединки - скатать комочки из салфеток.

2

«Дельфин» Работа с нитками

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко

нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

3

Сарафанчик расписной для матрёшки озорные Роспись

готового изделия

Учить детей самостоятельно украшать сарафан, развивать творческие способности, моторику рук.

4

«Ландыши» Работа с природным материалом

Продолжать учить детей работать с природным материалом, ракушки. Совершенствовать умение размазывать пластилин

по линиям. Развивать межую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность.

апрель

1

«Пасхальное яйцо» Работа с соленым тестом

Продолжать знакомить детей с новым материалом- соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму

яйца. Украшать форму по желанию ребенка.

2

«Рыбка»

Работа с тканью

Аппликация. Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно

намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.

3

«Ромашка» Работа с бумагой

Поделка из папье-маше. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду,

приклеивать на форму (крышка.)

4

«Кораблики» Работа с природным материалом

Продолжить знакомство с деревом и его свойствами (пилится, ломается, красится, строгается, не тонет, теряет форму,

трескается); научить правильному пользованию инструментами и безопасности при работе с ними; воспитывать умение доводить

начатое дело до конца

Май

1

«Собачка»

Работа с  нитками

Аппликация из ниток, учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

2

«Мать-и-мачеха» Работа с пластилином и

глиной

Лепка Учить отщипывать от большого куска очень маленькие

кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски» и  составлять из них цветок.

3

«Верба»

Работа из

природного материала

Аппликация из семян тыквы. Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое       восприятие

4

«Красивое платье» Работа

с тканью

Аппликация из ткани. Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения.

Развивать творческую фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).

Данная программа является авторской  и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...

Дополнительная образовательная программа " Мастерская чудес"

перспективный план, нетрадиционные техники рисования....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебная мастерская»

Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника, развитие сенсомоторных умений у детей на основе использования разных материалов и нетрадиционных техник...

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )

Курс предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — ...

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская»

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская» ...