Семинар "Организация проектной деятельности в ДОУ"
консультация

Казанова Наталья Евгеньевна

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен быть творческой личностью, хорошо владеющий необходимыми образовательными технологиями и использовать их в работе с дошкольниками.

Поэтому основная задача педагогов – повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО, выбор таких средств, методов и форм организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 

В ДОУ проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Технология проектной деятельности полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Организация проектной деятельности в ДОУ»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми.

Задачи:

• Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме внедрение в педагогический процесс технологии проекта.

• Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

• Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

1 СЛАЙД Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен быть творческой личностью, хорошо владеющий необходимыми образовательными технологиями и использовать их в работе с дошкольниками.

Поэтому основная задача педагогов – повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО, выбор таких средств, методов и форм организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на повышение качества образования детей, а также на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

На основе современных образовательных технологий осуществляется взаимодействие педагогов ДОУ, детей и их родителей.

Попробуйте определить о каком виде деятельности идет речь.

Целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования (проектная деятельность).

2 СЛАЙД И сегодня мы поговорим об организации проектной деятельности в ДОУ.

В ДОУ проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Технология проектной деятельности полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

3 СЛАЙД Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Они представлены на слайде.

4 СЛАЙД  Классификация проектов

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. (Формирование познавательной активности, самостоятельности). По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

Форма продукта. Модель, схема, календарь ил др.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Цель. Создание творческого продукта.

Форма продукта. Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Ролевой проект

Цель. Решение проблемных ситуаций в игре.

Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием. Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Подобные проекты доступны детям подготовительной группы (возможные темы: «Школа», «Час самоуправления»).

Форма продукта. Игра.

Информационный проект

Цель. Сбор и представление информации.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.

Форма продукта. Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

Практико-ориентированный проект

Цель. Решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей младшей группы (возможная тема: «Развивающие игрушки для малышей») и средней группы (возможная тема: «Самый веселый участок», а также для индивидуальной и групповой работы детей средней группы (возможная тема: «Безопасная дорога») и старшей группе (возможные темы: «Почему в группе холодно», «Почему у крыльца всегда лужа»).

Форма продукта. Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

5 СЛАЙД  По продолжительности

Краткосрочный (несколько занятий, дней), Среднесрочный (от недели до месяца), Долгосрочный (от месяца до года)

6 СЛАЙД По числу участников – индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;

7 СЛАЙД Предметно-содержательная область – монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2–3 образовательные области;

8 СЛАЙД Структуру проекта легко запомнить - это пять «П» Запомнить просто – пять пальцев руки.

Проблема 

  • выбор темы: Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
  • целеполагание,
  • выдвижение гипотезы

Проектирование проекта (разработку совместного плана действий по достижению цели)

Поиск информации практическая часть. (Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума и т.д.)

Продукт (Практический результат: выставка, альбом, коллаж, сообщение и т.д.)

Презентация (итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет и т.д.)

Возможно Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)

9 СЛАЙД Портфолио проекта

Портфолио проекта может включать:

• паспорт проекта;

• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);

• промежуточные отчеты группы;

• собранная информация по теме;

• результаты исследования;

• эскизы, чертежи, наброски;

• материалы для презентации.

10 СЛАЙД  Этапы реализации проекта:

1.        Подготовительно-проектировочный этап

2.        Практический этап

3.        Обобщающе - результативный этап

4.        Презентация проекта

5.        Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольники нуждается в поощрениях. Они ожидает похвалы за выполненную работу.

11 СЛАЙД  Структура написания проекта:

  1. Введение
  2. Актуальность проекта
  3. Цели, задачи
  4. Ожидаемые результаты и продукты
  5. Вид проекта
  6. Сроки реализации проекта
  7. Участники проекта
  8. Аннотация проекта
  9. Этапы реализации проекта
  10. План мероприятий (по пяти образовательным областям)
  11. Ресурсы (информационные ресурсы, учебно-методические ресурсы: фонд методического кабинета: библиотека; игротека; аудиотека; фонотека, материально-технические ресурсы, финансовые ресурсы
  12. Риски и пути преодоления рисков
  13. Выводы
  14. Библиографический список

12 СЛАЙД Так как родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, то они оказывают помощь в реализации проекта: ищут информацию вместе с детьми по теме проекта, участвуют в создании продукта проекной деятельности, помощь в создании развивающей среды, принимают участие в экскурсиях, проводят мастер-классы и т.д).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация проектной деятельности в ДОУ» Казанова Н.Е.- воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

Общие задачи развития

Слайд 3

Классификация проектов

Слайд 4

По продолжительности

Слайд 5

Число участников

Слайд 6

Предметно-содержательная область

Слайд 7

Проект – это 5 «П»

Слайд 8

Портфолио проекта может включать

Слайд 9

Этапы реализации проекта

Слайд 10

Структура написания проекта 1. Введение 2. Актуальность проекта 3. Цели, задачи 4. Ожидаемые результаты и продукты 5. Вид проекта 6. Сроки реализации проекта 7. Участники проекта 8. Аннотация проекта 9. Этапы реализации проекта программы 10. План мероприятий (по пяти образовательным областям) 11. Ресурсы (информационные ресурсы, учебно-методические ресурсы: фонд методического кабинета: библиотека; игротека; аудиотека; фонотека, материально-технические ресурсы, финансовые ресурсы 12. Риски и пути преодоления рисков 13. Выводы 14. Библиографический список


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...