Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «В гостях у Пелагеи и Дуняши» в средней группе
методическая разработка (средняя группа)

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_patriot.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию

«В гостях у Пелагеи  и Дуняши» в средней группе

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Задачи:

- познакомить детей с устройством русской избы;

познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;

- развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки;

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.) ; русский народный костюм; музыкальное сопровождение.

Методы: наблюдение, уточнение, беседа, рассказ, диалог, рассуждение, обобщение.

Технические и наглядные средства: картинки, предметы быта.

Форма проведения: групповая.

Ход НОД

Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Пелагея.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? ( Россия)

А вы знаете как в старину называли нашу страну ласково? В старину её называли Русь, Русь-матушка.

Сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки.

Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? ( Сарафан)

Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наше время. (Рассматривают картинки русских народных  костюмов).

В старину было очень много всего интересного. Например, русские народные сказки. Какие  из них вы знаете? ( Ответы детей)

А сейчас, ребята, усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно, чтобы угадать что это за интересная сказка.

1 сказка: Одна девочка шла по лесу и заблудилась. Увидела она избу и решила зайти в неё. Когда она зашла, то увидела большой стол, за которым стояло три стула, на столе стояло три чашки и три ложки. Что это за сказка? ( Три медведя)

2 сказка: Лепили его из муки, положили на окно остудить. А он не захотел лежать на окне и отправился путешествовать в лес и встретил там много зверей. ( Колобок)

3 сказка: Животные приходили к домику и просились жить.

Пелагея: Молодцы!!! Угадали!!!

Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом сказочный клубочек.

Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь - дорожку укажи!

Клубок катится, а ребята с Пелагеей идут за ним.

Пелагея: Вот мы и пришли! Догадались куда мы с вами попали?

Дети: Русскую избу

Пелагея: Я вас приглашаю к нам с дедом в гости, в старинную избу.

Дуняша: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с вами (правую руку на сердце и поклон).

А что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей).

Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Пелагея: правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки.

Дети садятся на лавочки.

Дуняша: Давно- давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Показ иллюстрации.

Пелагея: Ребята, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: 

«Летом спит, Зимой горит,

Рот открывает, Что дают – глотает» (печь). Ответы детей.

Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Пелагея: Ребята, так, для чего нужна была печка? Ответы детей.

Дети: чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Пелагея: Правильно. Печка — деревенская кормилица, печку всегда держали в чистоте, ласково называли ее Матушкой. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб.

Дуняша: А вы знаете ,что было самой ценной едой в доме?(Хлеб)

Хлеб всему голова.

Хлеб – это символ плодородия. Если в доме есть хлеб – все будут сыты.

Пелагея: А ещё в печке пекли пирожки.

Давайте и мы испечём пирожки.

Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,

а для милой мамочки испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка.

А ребяток позову, пирожками угощу.

Молодцы.

Пелагея: Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок) Демонстрация чугунка.

Пелагея: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

Варили еду, хранили крупу. В нем не кисло молоко, не заводились жучки

Пелагея: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте про него загадку:

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват). Ответы детей.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Дуняша: А чем же кушали вкусную кашу? Ребята, отгадайте загадку?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (деревянная ложка). Ответы детей.

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: 

«Запасливый гость без ложки не ходит»

Демонстрация деревянных ложек .Смотрите, какие красивые ложки народ умеет делать: расписные, точеные, ручки золоченые! 

Пелагея: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: ребенок

Пелагея: Посмотрите, какой он маленький. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Пелагея: Что это за предмет русского быта?

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка) Ответы детей.

Что делали с помощью прялки? Ответы детей.

С помощью прялки пряли пряжу.

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Дуняша :А теперь послушайте ещё загадку.

Ножек 4, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

Посмотрите на картинку  стола. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки. А на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.

Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Пелагея: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Дуняша: Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.

Давайте и мы с вами поиграем в игру" Веселый бубен"

" Ты катись веселый бубен, дружно, дружно по рукам,

У кого остался бубен, тот в кругу станцует нам"

Дуняша: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?

Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Ящик с приданым готов,

 Женихи ходят кругом.

Как услышишь в двери стук,

Выносит скорей …(сундук)

Если смят воротничок 

Скомкан носовой платок,

Нам разгладит стрелки брюк

Старый бабушкин... утюг. 

Пелагея: Понравилось ли вам, ребятки, у нас в гостях?(Ответ детей).

Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Дуняша: А вот вам  и гостинцы от нас. ( Дает баранки)

Пелагея: А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в наши группы укажи!

Пелагея: А теперь, я вас приглашаю пить чай с баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «В гостях у Песочной Феи» в средней группе.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательнос...

Конспект НОД по музыкальному воспитанию "В гости к принцессе" для детей средней группы

Конспект музыкального занятия для средней группы детского сада с использованием ИКТ, игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гости Алёнушка пришла»

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции....

Конспект открытого занятия по патриотичекому воспитанию и формированию целостной картины мира в средней группе "Экскурсия по достопримечательностям Москвы"

Цель:закрепить знания детей о достопримечательностях родного города - Москвы. Образовательные задачи:- систематизировать представление детей о достопримечательностях Москвы, формировать знания де...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «В гости к сказке мы идем» (средняя группа, с применением приемов мнемотехники).

Цель: формирование общей культуры личности, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. Сохранение и укрепл...

Конспект занятия по речевому развитию "Осень в гости к нам пришла" в средней группе

Занятие по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста по закреплению знаний об осенних приметах ...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина- село Канашево» в средней группе №1

Целью данного конспекта является формирование  патриотических чувств и представлений о своей малой Родине.Воспитание  любви к родному селу, чувство гордости и уважения к нему, бережное отнош...