Тематическое занятие "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (средняя группа)

Райская Ольга Анатольевна

Конспект тематического занятия ко дню снятия блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект занятия «Блокада Ленинграда».

Цель:

Дать начальные знания о Блокаде Ленинграда.

О подвиге города и его жителях в годы войны, о необходимости беречь хлеб, любить и гордиться своим городом.

Задачи:

-Воспитывать умения сочувствовать, сопереживать, прививать уважительное отношение, благодарность к пожилым жителям города, воспитывать чувство патриотизма.

-Познакомить детей о понятиях «блокада», «блокадный хлеб», «прорыв блокады», «кольцо блокады».

-Рассказать о памятнике посвящённом блокаде: Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

-Рассказать о «Дороге жизни»

Предварительная работа:

-Рассматривание фотографий блокадного Ленинграда

-Беседа с детьми

-Чтение книг Н. Ходза «Дорога жизни», «Победа Ленинграда» рассматривание иллюстраций книг

-Тематическое рисование, лепка

-Просмотр мультфильма о блокаде «Бабушкин кактус»

-Чтение и разучивание стихов о Блокаде

-Стенд с наглядным материалом о Блокаде

- 125 гр. Хлеба.

- Слушание военных песен: «Ленинградцы», «Солнечный круг», 7-я симфония Д. Шостаковича, звук метронома, сирена воздушной тревоги, голос Левитана.

-Встреча с блокадницей

Воспитатель читает стихотворение, рассказывает о блокаде Ленинграда.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было…..

            А. Твардовский

Ребята, 80 лет назад в 1941 году, на нашу Родину напала фашистская Германия, началась страшная, беспощадная война.

Русские люди воевали против фашистов, они были нашими врагами.

Днем и ночью враги бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди.

В то время, наш город назывался Ленинград.

Одним из самых трудных испытаний для нашего народа во время ВОВ была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года и длилась 900 страшных дней и ночей.

Воспитатель: Как думаете, что обозначает слово блокада?

Дети отвечают

Звучит песня «Священная война»

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты нашего города и стрелять по ним.

Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить, они окружили город со всех сторон

«Кольцо вокруг города сомкнулось».

Это кольцо называют блокадой.

Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны.

Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания.

Наступила холодная зима.... Наступили страшные блокадные

дни...их было 900... это почти 2,5 года. Жителям города нужно было пережить 3 холодных зимы.

Продуктов не хватало. Люди забыли вкус мяса, фруктов, овощей, дети  вкус конфет, печенья, булки. Начался голод.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали на целый день, жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать кусочек хлеба такой массы).

Хлеб готовили из отрубей, он был горький, невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным, приходилось простоять в очереди в сильный мороз целую ночь (показ иллюстрации).

Каждый кусочек хлеба был огромным счастьем, бережно относились к каждой крошке.

Дома не отапливались, было очень холодно, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева (показ иллюстрации).

На окна вешали тёмные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Но жители не сдавались, старались спасти свой город, убирали обломки расчищали снег и завалы разрушенных домов, женщины и даже дети трудились на заводе, ленинградцы проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Дети ходили в детский сад, праздновали Новый год, ученики не оставляли занятий, взрослые в холодных залах слушали музыку. ( 7-я симфония Д.Шостаковича)

От этого у людей появлялись силы, они проявляли героизм, борясь за свой родной город.

В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту, он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не

сдался.(Звук метронома)

Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной

возможностью для выживания стало Ладожское озеро.

По этой дороге под обстрелом противника перевозили мешки с зерном, муку, продукты, хлеб в город, а

обратно вывозили детей и стариков. Порой ценой собственной жизнью. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. Этот путь назвали «Дорога жизни».

Воспитатель: Что это такое – Дорога жизни?

Дети: Это дорога по льду Ладожского озера. По ней везли продукты в блокадный город.

Воспитатель: все правильно. Дорога жизни. Так ее назвали, потому что только она давала надежду на спасение, спасла много жизней.

А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.( Иллюстрация)

Воспитатель:

Ребята, мы сейчас тоже попытаемся с вами переправить продукты и

лекарства на другой берег.

Игра-эстафета «Передай лекарства и продукты»

Цель: учить детей играть в команде.

Задачи: развитие смелости, ловкости.

Ход игры. Дети стоят на льдинках (листах белой бумаги). Один ребенок в конце пути принимает посылку, дети по очереди передают её. Задача детей доставить медикаменты и продукты в

целости и сохранности.

И вот, наконец, спустя 900 дней, зимним утром 27 января 1944

года, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий,

наши войска прорвали кольцо блокады.

После прорыва блокады в город по железной дороге стали приходить

составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. Это был великий день! Радость наполняла сердца освобождённых ленинградцев и солдат, защищающих страну от врага. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание «Города- героя». Подвиг наших земляков мы никогда не забудем.

Воспитатель: Что такое памятник?

Дети: Что-то что делают на память, что б люди не забывали

Воспитатель: Правильно. Памятник ставят на память, в память о каком-то человеке или о каком-то событии. Памятник или по другому Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» установили в память о событиях во время войны, в память о блокадном городе Ленинграде, в память о погибших на войне людях, в память о Дороге жизни. Вот как много информации, событий мы вспомним, когда посмотрим на этот памятник.

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать этот памятник.

Обсуждают этапы работы. Начинают с карандашного рисунка, а дальше переходят к краскам.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие замечательные памятники вы нарисовали. Сегодня мы с вами устроим выставку ваших работ.

Давайте будем помнить о том , что мы живём в героическом городе, будем благодарны ветеранам за их подвиг. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, он очень красив и горд!

И в заключение хочу вам прочитать отрывок из стихотворения

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки….

           А. Твардовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...

Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...

тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."

В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....

Сценарий тематического мероприятия , посвящённый 70 годовщине со дня блокады Ленинграда

Для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей...

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста ко Дню снятия блокады Ленинграда.

Сценарий для проведеня занятия,посвещённого памяти о снятии Блокады, в старшей группе....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...