Индивидуальный образовательный маршрут по работе с застенчивыми детьми
методическая разработка

Титова Татьяна Николаевна@

Индивидуальный образовательный маршрут по работе  с застенчивыми детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут по работе с застенчивыми детьми

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Показатели

Данные

Ф.И. ребенка

Дата рождения

г.

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование)

Отец (ФИО, образование)

Семья.

Полная, 2 детей, второй ребенок

Воспитатели (ФИО)

Титова Татьяна Николаевна

Группа здоровья

II группа

ФИ ребенка – Антон Б.

Содержание

Возраст – 6 лет

I. Диагностический блок

Формы и методы педагогического мониторинга: наблюдение, изучение продуктов деятельности, беседа, тестирование, эксперимент.

Дети

1«Лесенка» Хухлаевой Л.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

2. Диагностическая методика «Секрет» («Подарок»)Автор: разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой.

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

3. «Кинетический рисунок семьи» Автор: Кауфман

Цель: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

4. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Тест «Сказка» Луизы Дюсс «Птенец»

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

Родители

1.«Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

2. Тест на оценку уровня тревожности А.И. Захарова

3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд

4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Педагоги

1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд.

2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Результаты диагностики:

Таким образом, проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у Антона очень высокая тревожность - 85%.

Теряется в общении с мало и незнакомыми людьми с трудом отвечает на вопросы и обращении взрослых;

Адаптация в детском саду происходит крайне медленно: стесняется попросится в туалет, задать вопрос;

На вопросы воспитателя не отвечает, если отвечает, то невнятно, кратко и тихо;

Скован в движениях, при общении принимает напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, трогают волосы и лицо. Избегает контакта глаз, быстро отводят взгляд, краснеют, отворачиваются, стараются спрятаться за сверстников. Главное стремление – не привлекать внимание к себе, быть незаметным, остаться в стороне;

В общении с другими детьми они изолированы, их отстраняют от участия в совместных играх. Ребенок становиться объектом для выражения агрессивных тенденций других детей, т. к. скован стеснительностью и страхом обидчика.

Склонность к внутреннему способу выражения эмоций. Они больше чувствуют, чем могут выразить, больше накапливают знаний, чем используют в реальной жизни;

Неудачи при выполнении заданий объясняются тем, что он боится ошибиться, не угодить взрослым.

Цель:

Снижение уровня застенчивости дошкольника.

Задачи:

#1050;оррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.

#1055;омочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов. Развивать коммуникативные умения и навыки

#1055;рофилактика конфликтов детско-родительских отношений. Дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка.


II. Установочный блок

Приемы и методы

- обучение способам расслабления;

- игры для сенсорной стимуляции;

- беседы;

- упражнения;

- подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

- коррекция застенчивости с помощью чтения сказок;

-прослушивание музыки;

- рисунки.

Прямые методы воздействия:

создание ситуации успеха, похвала, поощрение, тренинги, упражнения, этюды, поручения.

Косвенные методы воздействия:

чтение художественных произведений, организация различных видов игр, создание положительного микроклимата, работа с социумом детей.

III. Коррекционный блок

Предлагается методика Л.И Канаевой, коррекционная работа проводится 1-2 раза в неделю. На ребенка заводится дневник наблюдений, в который фиксируется особенности настроения и поведения ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способные развивать коммуникативные способности. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев.

Прогнозируемый результат:

-развитию уверенности в себе

-умению устанавливать контакт с другими детьми

-повышению активности застенчивого ребёнка

-повышению самооценки и уверенности в своих силах.

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Октябрь

ЗАНЯТИЕ 1

Прослушивание сказки «Три подружки».

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие эмоционально-выразительных движений; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 2

Этюд «Робкий Чебурашка».

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 3

Упражнение «Ласковое имя»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;.

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 4

Беседа о речи

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

Ноябрь

ЗАНЯТИЕ 1

Беседа «Как можно научиться общаться без слов»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;

воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 2

Упражнение «Через стекло»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие вербальных и невербальных средств общения;

формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;

развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 3

Упражнение «Расскажи стихи без слов»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие паралингвистических средств общения;

сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 4

Упражнение «Рисуем себя»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

Декабрь

ЗАНЯТИЕ 1

Игра «Незнайка»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие паралингвистических средств общения;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 2

Игра «Дракон ловит свой хвост»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

развитие паралингвистических средств общения;

воспитание способности к согласованному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 3

Упражнение «Разыгрываем сказку»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных навыков;

воспитание способности к согласованному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Веселый мячик»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению;

развитие вербальных и невербальных средств общения;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

Январь

ЗАНЯТИЕ 1

Упражнение «Угадай эмоцию»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям;

развитие самосознания и индивидуальности;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 2

Упражнение «Незаконченные предложения».

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;

развитие социальных эмоций, коммуникативных способностей;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 3

Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравится в себе»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;

развитие социальных эмоций, коммуникативных способностей;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Заколдованный ребенок»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие вербальных и невербальных средств общения;

воспитание интереса и внимания к партнерам по общению;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

Февраль

ЗАНЯТИЕ 1

Игра «Путешествие»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 2

Игра «Лети, лети, лепесток»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;

развитие социальных эмоций, коммуникативных способностей;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 3

Упражнение «Комплименты»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;

развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Строители»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;

развитие интереса и внимания к партнерам по общению;

развитие самосознания и индивидуальности;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

Март

ЗАНЯТИЕ 1

Упражнение «Зеркало»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие вербальных и невербальных средств общения;

развитие интереса и внимания к партнерам по общению;

сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 2

Игра «Смелые мышки»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

сплочение группы, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

развитие коммуникативных способностей;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 3

Игра «Улиточка»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

воспитание интереса и внимания к партнерам по общению;

развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 4

Беседа «Как мы боремся с трудностями»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

развитие вербальных и невербальных средств общения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

Апрель

ЗАНЯТИЕ 1

Игра «Паровозик»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 2

Игра «Ладошки»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;

формирование адекватной самооценки, развитие уверенности в себе;

развитие вербальных и невербальных средств общения;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 3

Упражнение «Придуманная страна»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «На кого я похож»

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

воспитание интереса к партнерам по общению;

развитие самосознания и индивидуальности;

снижение психоэмоционального напряжения.

Л.И. Катаева

«Работа психолога с застенчивыми детьми»

Работа с родителями (консультация)

«Характеристика застенчивых детей»

Цель:

дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка; формирование адекватной установки на восприятие изменения ребенка.

«Пять советов»

Цель:

помочь ребенку стать уверенным в социальной среде.

Рекомендации

«Как помочь застенчивому ребёнку?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа

Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...

ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ТЕМЕ «ЦВЕТЫ» для совместной деятельности родителей с детьми раннего возраста в сети Интернет. Интеграция образовательных областей.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ТЕМЕ «ЦВЕТЫ» для совместной деятельности родителей с детьми раннего возраста в сети Интернет. Интеграция образовательны...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми второй младшей группы»

Применение ЭОР для повышения интереса к познавательной деятельности детей второй младшей группы...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...