проект по социальной адаптации детей с тнр
материал (подготовительная группа)

Анна Викторовна Коломыцева

Проект направлен на  повышение уровня социальной адаптации  детей с ТНР через систему  экскурсионных тематических мероприятий по социально-бытовой ориентировке, дополненных речевым материалом.

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы,  поиск её

решения через разнообразные виды деятельности: беседы, фотофиксацию,

поисковую деятельность, создание схем, планов и карт, чтение художественной литературы, виртуальные и реальные экскурсии,   тематические прогулки  на предприятия, социально-значимые учреждения ближайшего социального окружения и  учреждениям культурно-массового сектора, деятельность детей, взаимодействие детей, родителей и сотрудников ДОУ, а так же социальных партнеров.

Таким образом, в ходе реализации проекта у дошкольников формируются и наиболее успешно развиваются все социально – бытовой компетентности  подразумевающие получение воспитанниками и  представлений о сфере социально-бытового обслуживания, транспортных  и культурно-массовых организациях района  и города; представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта; элементарных экономических представлений; навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной для данного возраста и состояния здоровья  степени независимости, позволяющей детям успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Проект краткосрочный и предназначен для детей с ОВЗ различной нозологии  среднего, старшего дошкольного возраста, а так же для педагогов, занимающихся проблемой обучения и воспитания детей с особенными образовательными потребностями и родителей, имеющих  детей с особенностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sotsialnoy_aaptatsii_detey_s_tnr_2024.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 176 ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

Семафорная ул., д. 241а,  г. Красноярск,  660064, тел 236-32-79, E-mail: dou176@mailkrsk.ru

ОКПО 53635098, ОГРН 1022402299039, ИНН/КПП 2464032447/246401001

_____________________________________________________________________________________

Проект по социальной адаптации

дошкольников с ТНР   через систему тематических экскурсий и совместную с взрослыми практическую деятельность:

 «Маленькие прогулки в большой мир»

Разработчики проекта:

Учитель-логопед Лесихина А.В.

Воспитатель Коломыцева А.В.

2023-2024 учебный год


Аннотация

Проект направлен на  повышение уровня социальной адаптации  детей с ТНР через систему  экскурсионных тематических мероприятий по социально-бытовой ориентировке, дополненных речевым материалом.

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы,  поиск её

решения через разнообразные виды деятельности: беседы, фотофиксацию,

поисковую деятельность, создание схем, планов и карт, чтение художественной литературы, виртуальные и реальные экскурсии,   тематические прогулки  на предприятия, социально-значимые учреждения ближайшего социального окружения и  учреждениям культурно-массового сектора, деятельность детей, взаимодействие детей, родителей и сотрудников ДОУ, а так же социальных партнеров.

Таким образом, в ходе реализации проекта у дошкольников формируются и наиболее успешно развиваются все социально – бытовой компетентности  подразумевающие получение воспитанниками и  представлений о сфере социально-бытового обслуживания, транспортных  и культурно-массовых организациях района  и города; представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта; элементарных экономических представлений; навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной для данного возраста и состояния здоровья  степени независимости, позволяющей детям успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Проект краткосрочный и предназначен для детей с ОВЗ различной нозологии  среднего, старшего дошкольного возраста, а так же для педагогов, занимающихся проблемой обучения и воспитания детей с особенными образовательными потребностями и родителей, имеющих  детей с особенностями здоровья.


Введение

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Социально-бытовое ориентирование дошкольников с ОВЗ выступает как важнейшее  условие социальной адаптации и  их интеграции в общество. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности (В.З. Денискина, 2008).

В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ значительно возрос.

Главной задачей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, формирование у них трудовых умений.

Дети с нарушениями речевого и  психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. Таким детям нужно много времени и целенаправленная обучающая деятельность в данном направлении. Весь процесс воспитания  и обучения направлен на то, что бы обеспечить социальную адаптацию  ребенка с ОВЗ в общество.

Исследования отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Эльконина Д. Б. и др.) показали, что ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный чувственный и практический опыт. Изучая  практические действия детей с ОВЗ можно сделать вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных  действий, где требуется зрительный контроль и анализ  у таких  детей носит замедленный характер, фрагментарный и неточный,  поэтому практический опыт значительно беднее нормы. Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности наиболее успешно  осуществляется в ходе экскурсий и интегрированных занятий, включающих в себя элементы  социально бытовой ориентировки, в процессе которых воспитанники получают  знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Ранняя социально-бытовая ориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с объектами сферы обслуживания и культурно-массового сектора), а также не исключает совместного обсуждения опыта ребенка, приобретенного им в каких-то ситуациях  социального ориентирования, например дома или с родителями.

Для того чтобы расширить кругозор средних и старших дошкольников с ОВЗ о уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Маленькие прогулки в большую жизнь». Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с различными аспектами жизни, получить практические навыки , позволяющие детям с ОВЗ принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.

Актуальность

В статье 64 Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.

Актуальность работы по социально-бытовому ориентированию обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на оказание содействия подрастающему поколению в усвоении общепринятых нравственных, моральных ценностей и норм;

-создании условий для взаимодействия ребенка и других людей вне зависимости от возраста;

-обеспечении базы для повышения уровня самостоятельности;

-формировании навыков безопасного поведения в социуме, дома, на природе

Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной

системе образования. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

  • Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит том, что результаты проектной деятельности могут быть использованы в качестве практической  деятельности педагога, рассматривающего тему воспитания и социальной адаптации детей как  с ОВЗ, так и с детьми без особенностей развития разного возраста, а так же интересна будет для педагогов дополнительного образования.

Цель  проекта,  и задачи , решаемые в процессе его реализации имеют двоякое направление: собственно педагогические, находящиеся в зоне ответственности воспитателя и логопедические, которые реализует учитель-логопед.

  • Цель, задачи и гипотеза проекта

Цель проекта (педагогическая): Расширить сферу представлений у детей с ТНР о функционале и видах социально значимых общественных организаций, обогатить словарь, а так же практический опыт взаимодействия с организациями сферы обслуживания

Цель проекта (логопедическая): развить   у дошкольников с ТНР навык  применения лексико-грамматических категорий в процессе целенаправленного  диалогического общения, усвоение эталонных речевых образцов, обогатить словарь, развивать грамматически выверенную диалогическую речь,  а так же обогащение понятийного аппарата через систему целевых экскурсий.

Задачи проекта:

  • Адаптировать диагностический материал для  исследования  уровня социальной адаптации и  сформированности социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ
  • Разработать и апробировать  систему тематических мероприятий по социально-бытовой ориентировке , включающих в себя экскурсии и совместную с взрослыми практическую деятельность детей с ОВЗ.
  • Изучить и проанализировать информационные источники о проблеме социальной адаптации детей с ТНР и их интеграции и обществе.
  • Разработать систему тематических  экскурсионных мероприятий по социально-бытовой ориентировке, включающих в себя  специально подобранный речевой материал.
  • Продумать и разработать систему мероприятий  социально-бытовой ориентировке , включающих в себя экскурсии и совместную с взрослыми практическую деятельность детей с ТНР
  • Организовать тематические экскурсии и практические занятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков бытового труда, представлений о нормах социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.
  • Содействовать формированию адекватной позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей и  возможности их успешной интеграции в общество через систему  тематических мероприятий: консультации, совместные экскурсии,  дни открытых дверей, круглые столы
  • Провести промежуточное и итоговое исследование уровня социальной адаптации и  сформированности социально-бытовых навыков у детей с ТНР, проанализировать полученные показатели

 Гипотеза проекта: если создать условия для социально-бытового ориентирования детей с ТНР через серию экскурсионных выходов в зону ближайшего социального окружения и серию практических занятий, тематически связанных с экскурсионными выходами, то это разнообразит познавательную деятельность детей с ТНР, будет способствовать  их социальной адаптации и интеграции в общество, а таки же значительно повлияет на объем активного и пассивного словаря   у дошкольников с ТНР, развитие понятийного аппарата и навыка  применения лексико-грамматических категорий в процессе целенаправленного  диалогического общения.

 Ресурсное обеспечение проекта

Организационные условия: создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОУ; развитие у воспитанников с ОВЗ лидерских качеств; сотрудничество с социумом.

Методические условия: разработка методических рекомендаций для педагогов по социально-бытовой ориентировке  воспитанников; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого - педагогической подготовки педагогов; обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами практико-ориентированной работы; обобщение и распространение педагогического опыта по социально-бытовой ориентировке.

Информационные условия:  методические рекомендации для родителей; формирование банка педагогической и методической информации; обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.

Ожидаемые результаты

В сфере интересов: ребенок с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом посещает экскурсии; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности.

В сфере представлений : имеет представление о функционале и видах различных торговых, транспортных, культурно-массовых и ремонтно-бытовых организациях ; об общественной значимости таких организаций; о профессиях, работающих там людей.

В сфере опыта и нравственных установок:

сформирован: практический опыт посещения торговых и ремонтно-бытовых организаций, опыт заключения элементарных торговых сделок, опыт простейших операций по приобретению продуктов питания , опыт по алгоритму  при обработке продуктов питания, приготовлении простейших блюд;  практический опыт по уходу за личными вещами и мелкие ремонтные работы, опыт  работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца.

В сфере речевого развития: у детей сформированы представления о предметах, явлениях и профессиях людей, обогащение глагольного словаря и словаря признаков, а так же развитие грамотной фразовой  речи и общей культуры общения в практических , житейских ситуациях

Критерии результативности проекта

Количественные:

 - Результаты диагностики на начало, средину и конец года

Качественные:

 -Повышение активности родителей, заинтересованность и личное участие.

- Сформированость у воспитанников с ТНР представлений о сфере социально-бытового обслуживания, транспортных  и культурно-массовых организациях района  и города; представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта; элементарных экономических представлений; навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной для данного возраста и состояния здоровья  степени независимости.

-Сформированность у детей с ТНР представления о предметах, явлениях и профессиях людей, обогащение глагольного словаря и словаря признаков, а так же развитие грамотной фразовой  речи и общей культуры общения в практических , житейских ситуациях

Содержание

2.1 Общий план реализации проекта

В общей сложности в подготовительной  группе «Клеверок» планируется провести работу по 30 темам, согласующимся общим календарно-тематическим планированием ДОУ

Этапы реализации проекта

1.Информационно-аналитический, организационный этап (июнь 2023г.по август 2024г.)

На данном этапе будут осуществляться: анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;  диагностика уровня владения  воспитанниками группы навыками социально-бытовой ориентировки; анализ научно-методических исследований по проблеме социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста с ТНР, выявление проблем; организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой среды, адекватной возрастным особенностям.

По результатам наблюдения за воспитанниками группы детей с  ТНР «Клеверок», специалистами воспитателями было сделано предположение о недостаточном уровне владения детьми элементарными представлениями о социальном окружении и недостаточном овладении простейшими навыками самообслуживания. Для подтверждения или опровержения  этого предположения была проведена диагностика детей с ТНР, направленная на изучение уровня освоения культурно-гигиенических навыков и степени овладения знаниями о ближайшем  социальном окружении.

Изучив различные варианты диагностики  СБО для детей с особенностями  здоровья, были сделаны выводы, что необходимо взять за основу диагностику изложенную в пособии по социально-бытовой ориентировке под авторством Е.С.Лыковой-Унковской (Лыкова-Унковская Е.С. Дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций , реализующих ФГОС НОО ОВЗ/Е.С. Лыкова-Унковская.-М.: Издательство ВЛАДОС, 2017г) и дополнить ее параметрами, относящимися к владению информацией о транспорте и ближайшем социально-значимом окружении детей. Для  решения диагностический задачи  был подобран наиболее подходящий, с нашей точки зрения диагностический материал: «Диагностическая карта по социально – бытовой ориентировке» (https://infourok.ru/material.html?mid=28873 ). Которая отвечает всем требованиям исследования.

А так же, учитывая специфику воспитанников нашей группы (по основной нозологии) разработать диагностический и стимульный материал, предназначенный для работы с неговорящими детьми.

На данном этапе был  так же осуществлен анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ: был сделан вывод о том, что в группе, принимающей участие в проекте в недостаточной степени оформлена и  организована развивающая среда, для развития практический навыков и повышения уровня социальной грамотности воспитанников с ТНР.

 Для преодоления существующих дефицитов был проведен анализ научно-методических исследований по проблеме социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста с ТНР, принято решение начать работу по обогащению среды группы и ДОУ, а именно: создание и приобретение настольно- печатной продукции, направленной на социально-бытовую ориентировку: книги, настольные игры;  проектирование и создание центров для отработки практических навыков

2.Внедренческий этап (сентябрь 2023г. по май 2024г.)

На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на социально-бытовую ориентацию дошкольников с ТНР средствами предметно – игровой среды: разработка методического комплекта по ранней социально-бытовой ориентировке дошкольников, подбор комплекса методик; апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с ОВЗ с объектами ближайшего социального окружения и их значением в жизни людей; более 30тематических прогулок и экскурсионных выходов; вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений , а так же социальных партнеров; периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий

На втором  этапе, в сентябре, была проведена первичная диагностика уровня овладения практическими знаниями и умениями старших  дошкольников группы детей с ТНР

Ведется активная работа по обогащению  предметно – игровой среды: разработка методического комплекта по ранней социально-бытовой ориентировке дошкольников ( для детей: создание библиотеки, с детской литературой, направленной на социально-бытовую ориентировку детей; для родителей: разрабатывается система консультационных статей, а так же привлечение родителей во все формы деятельности в рамках проекта, так же ведется работа по созданию методической копилки, которой могут пользоваться как родители, так и коллеги-педагоги ); апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с ТНР с объектами ближайшего социального окружения и их значением в жизни людей; в соответствии с программным календарно-тематическим планированием были запланированы  более 30 тематических прогулок и экскурсионных выходов, которые способствуют расширению кругозора и максимальному практическому усвоению образовательного  материала ; каждая изучаемая детьми тема рассматривается детьми в рамках экскурсионного выхода, а так же имеет всестороннее закрепление во время творческой и практической деятельности в саду и дома, с семьей.

  Для вовлечение  в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений, а так же социальных партнеров проводится тщательное изучение возможностей для реализации запланированного экскурсионного выхода. Изучение «рынка» предприятий партнеров мы начинали с изучения информации представленной в 2Гис и Яндекс-картах, чтобы наиболее задействовать те предприятия, которые находятся в шаговой доступности, или географически наиболее приближены к ДОУ. Так же проводится работа по минимизации финансовых затрат при экскурсиях, с этой целью предполагается отказаться от услуг экскурсионных бюро, либо минимизировать сотрудничество с ними

В середине этапа, в январе предполагается провести промежуточный срез с применением диагностических карт, а так же периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий в зависимости от погодных условий, и возникающего  человеческого фактора.

В конце этапа, май 2024, предполагается провести итоговый мониторинг уровня овладения детьми с ТНР знаниями и умениями в области социально-бытовой ориентировки

3. Рефлексивно – обобщающий (результативный) этап (июнь 2024г. по август 2024г.)

На данном этапе будут осуществляться: анализ результатов работы по созданию комплекса условий для социально-бытовой ориентировки воспитанников ДОУ, корректировка; обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста с ОВЗ представлений о социально-значимых объектах и практическом взаимодействии с ними  через организацию различных видов детской деятельности.

Подготовительная работа:

1. Для реализации идеи по социальному ориентированию  дошкольников с ТНР сформирована творческая группа. Цель работы творческой группы: изучение нормативных документов, методических рекомендаций, опыта работы по данному направлению;  разработка ключевых направлений проекта; разработка календарного плана мероприятий проекта.

2. Планируется дополнить мини методический кабинет группы дидактическим развивающим материалом: детской литературой о профессиях, детской самостоятельности; познавательными, развивающими мультфильмами, виртуальными экскурсиями на производство; дидактическими развивающими играми – играми на магнитах, настольно-печатными играми; материалом для мини-музеев социально-бытовой  направленности; методической литературой по познавательно-исследовательской деятельности и знакомству с ближайшим социальным окружением и объектами сферы обслуживания; разрезными и демонстрационными картинками с различными видами профессионально-трудовой деятельности взрослых.

Система работы по социально-бытовому ориентированию детей с ТНР строится по трем направлениям:

  • Работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, тематические экскурсии, сюжетно-ролевые игры, виртуальные экскурсии, рассказы, фотовыставки, инсценировка сказки, опыт, выставка рисунков, проекты).
  • Работа с социальным окружением на микро участке, прилегающем к ДОУ, а так же  с учреждениями культуры, вовлеченными в проект (принятие и адекватная реакция на посещение детьми с ОВЗ предприятий, выставочных залов с продукцией, толерантное отношение и принятие поведенческих особенностей детей с ТНР, активное сотрудничество с педагогами и родителями, квалифицированные рассказы, показ инструментов и способов действия с ними  на производстве )
  • Работа с родителями (беседа, консультация, день открытых дверей, совместные экскурсии, анкетирование, информационные проспекты для родителей, совместное развлечение, мини-музей, выставка - детских работ, проекты).


Перспективный план работы с детьми

№пп

Форма проведения, ответственные

Сроки

Экскурсионная деятельность

Практическая деятельность

1.

 Тема  «Игрушки»

1.Экскурсия в музей игрушки «Дело и забава»

(логопед, воспитатели, родители)

(мастер-класс по изготовлению текстильной игрушки)

1.Музей игрушек в группе

(воспитатель, логопед, родители, дети)

2.Выставка творческих работ детей (воспитатель, дети)

Сентябрь 3неделя

2.

Тема  «Цветы»

1.Экскурсия в магазин цветов

(логопед, воспитатели, родители)

1. Оранжерея в группе -уход за комнатными растениями (практическое занятие воспитатель)

2.Выставка творческих работ детей (воспитатель, дети)

Сентябрь 4 неделя.

3.

Тема: «Овощи, фрукты»

1.Экскурсия в магазин «Красный Яр»

(логопед, воспитатели, родители)

2

 

. 1. Составление списка продуктов для похода в магазин

(воспитатель, дети)

2 .Составление рецептурной карты «Винегрет» (воспитатель, дети)

3 . Приготовление и дегустация  винегрета

практическое занятие (воспитатель, сотрудники пищеблока, дети, родители)

  1. Выставка творческих работ детей (воспитатель, дети)

Сентябрь 5 неделя

4.

 Тема «Лес. Грибы»

1.Тематические экскурсия на рынок (воспитатели, родители, дети)

1.Экскурсия в микро-лес на участке ДОУ «Вешенки, свинушки, поганки»

(воспитатели, дети)

2.Творческо-поисковая деятельность изготовление «Справочника грибника»

Октябрь 1неделя

5.

Тема  «Осень. Признаки осени»

1.Экскурсия-пленер на набережную Енисея

(родители, воспитатели, логопед, дети)

  1. Выставка  работ, выполненных детскими творческими группами под руководством воспитателя

(воспитатели, логопед, дети)

2 неделя октября

6.

Тема  «Деревья»

1.Экскурсиявыходного дня в музей леса

(воспитатели, логопед, родители, дети, социальные партнеры)

2.Экскурсия на микроучасток ДОУ «Лес»

(воспитатели, логопед, дети)

 Организация выставки детского творчества «Красота в пушистых кронах»

3 неделя октября

7.

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

1.Экскурсия на производство хлебо-булочных изделий пекарня «Пекуру» (ул Матросова)

Воспитатели, логопед, родители, дети)

1.Творческая деятельность «Рисование и организация выставки детских работ «Хлеб всему голова»»

2.Мастер-класс с дегустацией «Печем булочки»

(воспитатели, работники пищеблока, дети, родители)

4неделя октября

8.

 Тема : «Одежда. Головные уборы»

1.Экскурсия в ателье ТД «Элегант», химчистку (пункт приема) ТД «Полтавский»

(логопед, воспитатели, родители, дети, соц. партнеры)

2.Магазин готовой одежды   ТД«Элегант»

(логопед, воспитатели, родители, дети, соц. партнеры)

3.Магазин тканей ТД«Элегант» на Матросова

(логопед, воспитатели, родители, дети, соц. партнеры)

  1. Изготовление альбома «Ателье»

(воспитатели, дети , родители, логопед)

  1. Изготовление настольной игры «Магазин одежды»

(воспитатели, логопед, дети, родители)

  1. Творческая выставка детского рисунка «Я-модельер»

1 неделя ноября

9.

Тема  «Обувь»

1.Экскурсия в магазин обуви «Ионесси» на Матросова

(логопед, воспитатели, родители, дети, соц. партнеры)

2.Экскурсия в мастерскую ремонта обуви

(логопед, воспитатели, родители, дети, соц. партнеры)

  1. Мастер-класс «Уход за обувью»

(воспитатели, родители, дети)

  1. Организация выставки «Виды обуви»

(воспитатели, родители, логопед, дети)

2неделя ноября

10.

Тема «Посуда»

1.Экскурсия в отдел магазина «1000мелочей» на Матросова

(логопед, воспитатели, родители, дети, соц. партнеры)

2.Экскурсия на пищеблок-знакомство с промышленной кухонной посудой, и ее отличиями от бытовой

(воспитатели, логопед, сотрудники пищевого блока)

1.Мастер-класс по уходу за посудой, составление алгоритма мытья посуды и его графическая запись

(воспитатель, помощник воспитателя, дети)

2.Создание настольных игр на тему «Посуда»

(воспитатель, родители, логопед, дети)

3 неделя ноября

11.

Тема «Профессии»

1.Экскурсия на работу одного из родителей , рабочее место которых позволяет провести экскурсию (предп.)

(воспитатели, логопед, родители, дети, социальные партнеры)

2.Экскурсия по саду: знакомство с профессиями и профессиональным оборудованием работников ДОУ: прачечная, кладовщик, завхоз, медицинский работник и пр.

(воспитатели, логопед, работники ДОУ)

Творческая деятельность:

Составление альбома «Профессии моей семьи»

(воспитатели, родители, дети)

4 неделя ноября

12.

Тема «Семья»

1.Экскурсия в краеведческий музей, «Мой дом, моя семья»,  экспозиция Русская изба (воспитатели, логопед, родители, дети)

2.Экскурсия выходного дня «Легенда о Петре и Февронье»  на пр. Металлургов, дворец Труда

(воспитатели, логопед, родители, дети)

 Творческая деятельность

«Семейный альбом», генеалогическое древо

(воспитатели, дети, родители)

 

5 неделя ноября

13

Тема :«Календарь. Время»

1.Экскурсия  в типографию на производство календарей

(социальные партнеры, родители, логопед, воспитатели, дети)

Организация музея часов и календарей в групповом помещении

(воспитатели, логопед, родители, дети)

1 неделя декабря

14

Тема «Зима»

1.Экскурсия на Ярыгинскую набережную Енисея

(воспитатели, логопед, родители, дети)

 1.Экспериментальная деятельность «Цветные льдинки»

(воспитатели, дети)

2.Выставка детских работ «Красавица-Зима»

(воспитатели, дети)

2 неделя декабря

15

Тема «Новый год»

1.Экскурсия выходного дня в резиденцию Деда Мороза

(родители, воспитатели, логопед, социальные партнеры, дети)

Оформление

музейной экспозиции в группе

«Ёлочные игрушки через время»

(воспитатели, логопед, родители, дети)

3.Мастер-класс  «Семейные традиции  в новый год» роспись пряников

(логопед, воспитатели, родители, дети)

3 неделя декабря

16

Тема: «Зимние забавы»

1.Экскурсия выходного дня на о.Татышев

(воспитатели, логопед, родители, дети)

 .Творческая деятельность выставка детских работ «Зимние забавы»

(воспитатели, дети)

4неделя декабря

17

Тема «Домашние животные зимой»

1.Экскурсия выходного дня контактный зоопарк Роева Ручья

( социальные партнеры, родители, воспитатели, логопед, дети)

.Организация фотовыставки и музейной экспозиции «Мир домашних животных»

(родители, воспитатели, логопед, дети)

2 неделя января

18

Тема «Дикие животные зимой», «Подводный мир» и «Динозавры» ( логическое объединение тем, так как материал по данным направлениям можно увидеть  за один выход)

1.Экскурсия выходного дня в парк флоры и фауны «Роев ручей» (родители, воспитатели, логопед, дети) –посещение зоны диких животных, аквариума и парка динозавров

Организация в группе музейной экспозиции «Дикие животные Красноярского края», (выставка макетов, фотографий и продуктов  детского творчества)

3неделя января

19

Тема «Дом, жилище, мебель»

1.Экскурсия выходного дня  в Красноярский краеведческий музей, экспозиция    «Дома древних людей», «Жилища народов севера» (социальные партнеры, воспитатели, логопед, родители, дети )

2.Экскурсия в мебельный магазин «КМК»,  ул. 60 лет Октября, 148 ж

(социальные партнеры, воспитатели, логопед, родители, дети )

1. Изготовление интерактивного альбома «Какие на свете бывают дома»

(воспитатели, логопед, родители, дети)

2..Организация выставки макетов : юрта, изба, вигвам, чум, иглу и пр.

(воспитатели, родители, дети)

4 неделя января

19

Тема «Подводный мир»

1.Экскурсия  выходного дня на рыбную ферму -Ярыгинский проезд 1

2. Экскурсия в зоомагазин «Авариум –Зоомир» К.Маркса -56

3.Экскурсия в магазин рыболовства  «Академия рыболовства» ул. Красная Площадь, 9а или «Рыболов» Свердловская ул., 57Б

 Кулинарный мастер класс- «Водяной у нас в гостях»: приготовление блюд из  рыбы и морепродуктов

(воспитатели, логопед, родители, работники пищеблока)

1 неделя февраля

20

Тема  «Динозавры»

1.Экскурсия  выходного дня в планетарий ТОК «Ньютон», ул. Партизана Железняка, 17, 3-й этаж

Изготовление интерактивного альбома «Планета динозавров»

(воспитатели, логопед, родители, дети)

20

Тема  «Зимующие птицы»

1.Экскурсия выходного дня «Заповедник «Столбы» (воспитатели, логопед, родители, дети

1.Организация фотовыставки «Зимующие птицы»

(воспитатели, логопед, родители, дети)

2.Изготовление кормушек для птиц (воспитатели, логопед, родители, дети)

3 неделя февраля

21

Тема «Наша армия, военные профессии»

1.Экскурсия выходного дня в  Красноярский кадетский корпус ул Малиновского, 20г стр22(социальные партнеры, воспитатели, логопед, родители, дети )

2. Приглашение в гости детей из казачьего отряда и юнарамии (социальные партнеры, воспитатели, логопед, дети )

3.Экскурсия на базу МЧС, музей МЧС

(социальные партнеры, воспитатели, логопед, родители, дети )

Изготовление поздравительных плакатов, диорам, выставок ко дню защитника отечества

 (воспитатели, логопед, родители, дети)

4 неделя февраля

22

Тема:  «Мамин праздник»

1.Экскурсия в ТЦ «Полтавский» посещение салона красоты, магазина профессиональной косметики, ювелирный магазин, магазин цветов (социальные партнеры, воспитатели, логопед, родители, дети )

1.Мастер-класс по изготовлению торта из полуфабрикатов

( воспитатели, логопед, родители, дети )

2.Творческая деятельность-  организация выставки детского рисунка «Моя мама самая, самая»

( воспитатели, дети )

1 неделя марта

23

Тема «Продукты питания»

1.Экскурсия в супермаркет «Красный яр»

(социальные партнеры, воспитатели, логопед, родители, дети )

Мастер-класс изготовление пиццы (воспитатели,  сотрудники пищеблока,  родители,  дети )

2неделя марта

24

Тема «Весна, приметы весны»

1.Экскурсия на Набережную Енисея (воспитатели, логопед, родители, дети )

2. Экскурсия выходного дня на о.Татышев

Творческая деятельность «Рисование и организация выставки детских работ «Весна красна идет»

(воспитатели,  дети )

3 неделя марта

25

Тема «Город, улица»

1.Экскурсия по микро участку (социально-значимые объекты, устройство улиц, нумерация домов, культурные памятники)

Творческая деятельность : организация выставки фотографий и детских рисунков «Мой дом, моя улица, мой город»

4 неделя марта

26

Тема «Грузовой и пассажирский транспорт. ПДД»

1.Экскурсия выходного дня: прогулки по городу на разном транспорте : на электричке до ЖД вокзала, посещение здания вокзала, знакомство с камерой хранения, подземным выходом к поездам,  подъем на пассажирский виадук, поездка до автовокзала, посещение здания вокзала, поездка до речного вокзала, посещение здания  речного, прогулка по набережной, до предмостной площади на троллейбусе, от предмостной площади поездка на трамвае до Матросова

(воспитатели, логопед, родители, дети)

2.  Экскурсия в музей ЖД

(воспитатели, логопед, социальные партнеры, родители, дети)

Творческая деятельность организация выставки детских рисунков и фотографий «Транспорт нашего города»

(воспитатели, дети)

1 неделя апреля

27

Тема «Космос»

1.Экскурсия выходного дня Аэрокосмический

студенческий дворец культуры, Музей ракетно-космической техники СибГУ «Красноярский Планетарий» ул. 26 Бакинских комиссаров, 9А

1.Творческая деятельность организация выставки детских рисунков и фотографий «Покорение космических просторов»

(воспитатели, дети, родители)

2.Изготовление макетов летательных аппаратов

(воспитатели, дети, родители)

2 неделя апреля

28

Темы «Дикие животные весной», «Перелетные птицы» (объединение тем)

1.Экскурсия выходного дня «Заповедник Столбы»

2.Экскурсия в Краеведческий музей экспозиция «Природные зоны красноярского края»

 Изготовление скворечников

(воспитатели,   логопед, дети, родители)

3-4 неделя апреля

29

Тема «День победы»

1.Экскурсия выходного дня «Мемориал победы»,

«Памятник детям войны»

(воспитатели, логопед, родители, дети, социальные партнеры)

Оформление фотовыставки «День победы»

(воспитатели, логопед, родители, дети)

2.Музыкальное мероприятие «Старый патефон»- праздник солдатской песни

(воспитатели, логопед, дети родители)

2неделя мая

30

Тема «Весенние работы на селе»

1.Экскурсия выходного дня  фермерское хозяйство «Коза дереза»

(воспитатели, логопед, родители, дети, социальные партнеры)

1.Исследовательская деятельность  наблюдение и уход за рассадой «Огород на окошке»

.2. Работа на огороде в ДОУ

(воспитатели, дети)

3 неделя мая

 

Перспективный план работы с родителями

Содержание деятельности

Формы

Сроки

Анкетирование «Интересы моего ребенка»

Анкета

Сентябрь 2023г.

Консультация для родителей «Значение развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста»,  «Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ», «Чтение литературы  в социальном ориентировании»

Оформление стендов, сайт ДОУ

В течение учебного

2023-2024года

Информационные проспекты для родителей.

Выставки творчества

В течение учебного

2023-2024года

Приглашения на дегустации, выставки, концерты

Посещение мероприятий проводимых в детском саду

В течение учебного

2023-2024года

Оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Профессия родителей», «Моя семья».

Альбомы

В течение учебного

2023-2024года

Практические занятия по самообслуживанию, изготовлению пиццы, винегрета, росписи пряников

Мастер-класс

В течение учебного

2023-2024года

Изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Атрибуты

Сентябрь-декабрь-ноябрь

 2023 г

Оформление выставок и экспозиций групповых мини- музеев

Выставки, музеи

В течение учебного

2023-2024года

Экскурсии выходного дня, сопровождение на целевых прогулках и в музеях

Экскурсии

В течение учебного

2023-2024года

 

Возможные риски и компенсационные меры по их устранению.

При реализации проекта следует учитывать риски и путем административных решений стремиться к их минимизации.

Первый риск проекта состоит в том, что пропуски детьми с ТНР занятий в детском саду из-за различных причин (болезнь ребенка; санаторно-курортное лечение; пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения);карантин; наличие листка временной нетрудоспособности у законных представителей воспитанника (родителей); отпуск законных представителей воспитанника (родителей); служебная командировка законных представителей воспитанника (родителей); каникулы; наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта; непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, болезнь близких родственников). Поэтому можно продумать домашние задания для детей с ТНР и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.

Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.

Третий риск – отсутствие интереса у социальных партнеров в совместной работе. Нужно продумать пути решения, которые заинтересуют социального партнера, например, создать рекламу предприятию.

Четвертый  риск – Дополнительная нагрузка на воспитанника с ТНР. Здесь необходимо скорректировать расписание в пределах разумной нагрузки.

Пятый  риск – нет возможности вывозить детей на экскурсии, отсутствие транспорта. Данную проблему тоже можно решить,  многие экскурсионные выходы организованы на микро-участке , расположенном в шаговой доступности от  сада, а  удаленные экскурсии вынести на выходные дни, где родители могут сами доставить детей до места, так же можно  использовать  видео онлайн экскурсии, используя современные компьютерные технологии.

Заключение

В завершение можно сделать вывод, что практико-ориентированный проект «Маленькие прогулки в большую жизнь», может позволить нам определить раннее социально-бытовое ориентирование дошкольного образования, как целенаправленный процесс интеграции ребёнка в социум в специально обогащенной развивающей предметно - пространственной среде, а так же позволяет сформировать у детей с ТНР  представления о предметах, явлениях и профессиях людей, обогащение глагольного словаря и словаря признаков, а так же развитие грамотной фразовой  речи и общей культуры общения в практических , житейских ситуациях

Создание условий, способствующих формированию у дошкольников самостоятельности и развитию практических навыков , позволит воспитать у дошкольников  с ОВЗ практические умения, позволяющие им легче влиться в социальное окружение, воспитывать ценностное отношение к труду взрослых, его результатам, систематизировать знания о окружающем мире.

У детей с ОВЗ старшей группы  могут улучшиться показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.

Представленные материалы данного проекта могут быть востребованы педагогами для ранней социально-бытовой ориентировки  детей с ТНР дошкольного возраста.

 В перспективе – продолжить работу по данному направлению и разработать проект социально-бытовой ориентировке для  детей с ТНР подготовительной к школе группы.


Список используемой литературы

  1. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016. – 230 с.
  2. Белова,  Г.М.  Уроки  подготовки  к  самостоятельной  жизни  в программе «Экономический практикум» / Г.М. Белова // Дефектология. –2005. –No 3. –С. 28–31.
  3. Гладкая,  В.В.  Социально-бытовая  подготовка  воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида / В.В. Гладкая. –М.: НЦ ЭНАС, 2003. –192 с.
  4. Кем я стану? Серия Твой удивительный мир. М. :ГеоДом, 2016. – 247 с.
  5. Кислякова  Ю.Н.  Формирование  навыков  социально-бытовой ориентировки  у  детей  с  нарушениями  развития:  Путешествие  в  мир окружающих предметов: Для дошк. и мл. шк. возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н.Кислякова.-М.: Владос, 2004.-48
  6. Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. – Саратов : СГУ, 2001. – 173 с.
  7. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
  8. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.-методич. пособие / Под ред.Е.Ю. Головинской. –Самара: Современные образовательные технологии, 2010. –208 с.
  9. Нищева, Н. В. Картотека предметных картинок Профессии. – М. : Детство-пресс, 2014. – 257 с.
  10. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 №1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/
  12. Пряжников, Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. М. : Академия, 2014. – 236 с.
  13. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Назаровой Н.М.-6-е изд., стереотип.-М.: Академия, 2006.-395 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског

Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Проект «Центр социальной адаптации «Дети радуги» для детей 3-8 лет с ограниченными возможностями здоровья» (не посещающих образовательные учреждения)

Проект «Центр социальной адаптации «Дети радуги» для детей 3-8 лет с ограниченными возможностями здоровья» (не посещающих образовательные учреждения)...

Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ в ДОУ

Актуальность проекта: для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни....

Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ в ДОУ

Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ в ДОУ...

Проект по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый человек в ходе своего развития и профессионального становления проходит процесс социальной адаптации.Социальная адаптация – это процесс приспособления личности или социальной группы к нов...

паспорт проекта по социальной адаптации детей с ОВЗ "Маленькие прогулки в большой мир"

В проекте я работаю второй год, работа по социальной адаптации детей с ОВЗ очень интересная и актуальная. В нашем проекте мы вводим детей в мир взрослых, с которым многие дети не знакомы. Знакомство с...