Досуг для детей 5-6 лет "Жаворонки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Досуг для детей 5-6 лет "Жаворонки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_v_starshey_gruppe_zhavoronki.docx138.96 КБ

Предварительный просмотр:

             

            Досуг в старшей группе

             « Жаворонки прилетите,

                   весну принесите!»

                                                                     Подготовила: Скуратова Е.И.

Цель: приобщать детей к истокам народной культуры.

Задачи:

Обучающие:

• Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелётных птицах;

 • Познакомить с русским народным праздником «День Жаворонка», с его традициями и обычаями;

• Приобщать детей к культурным наследиям русского народа(заклички, потешки, поговорки, русские народные игры).

Развивающие:

• Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, речь, логическое мышление;

• Развивать познавательный интерес и любознательность;

• Развивать чувство ритма, музыкального слуха через хороводные игры;

• Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

• Вызывать у детей стремление самому сделать что-то новое, оригинальное;

• Воспитывать стремление бережно относиться к природной среде;

• Получить эмоциональный отклик на происходящие события;

• Формировать умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игровой деятельности, оказывать друг другу помощь.

Материал и оборудование:

 Маски с изображением птиц, костюмы птиц, разрезные картинки, обручи.

Предварительная работа:

 Беседы про птиц, дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы», заучивание закличек, потешек, считалок, заучивание сценки «Встреча птиц», русские народные игры, загадки про птиц.

                           

                                         Ход:

Звучит песня «Я сегодня увидала, что на улице весна»

Под музыку в зал входят дети, встают полукругом.

Воспитатель:

Ожила вокруг природа,

Пробудившись ото сна,

С голубого небосвода

В гости к нам пришла весна.

Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут, звеня,

Ветер тёплый - это значит,

Что уже пришла весна.

Нет в помине зимней стужи,

Над проталиной парок,

У гнездовья птицы кружат,

Весел солнечный денёк.

   Ведущий:

А у вас настроение веселое?

-Посмотрите ребята, домик стоит, наверное, кто-то в домике живет?

-Постучимся и узнаем? Выходит под музыку Хозяйка, наряженная в русском народном стиле, в    руках корзинка.

Хозяйка:

Здравствуйте ребята, я Хозяйка птиц и у меня сегодня особый день - праздничный.

Выходите в круг скорей,

Да танцуйте веселей.

Дети заводят в хоровод «Весенний хоровод» Насауленко

Хозяйка: А вы не знаете, какой сегодня праздник?

22 марта - это день весеннего равноденствия, именно в этот весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью.

На Руси считалось, что 22 марта прилетают сорок птиц. Первыми — жаворонки. Говорят: «Жаворонок за собой сорок птиц привел» и весна наступила.

Воспитатель:

Хозяйка птиц, наши дети знают много перелетных птиц и хотели их назвать.

Хозяйка:

Сейчас проверим.

Эй, дружок, не робей!

Подходи ко мне скорей!

Ты не будешь здесь скучать –

Будешь с птичками играть!

Игра «Круг крути и птицу назови» (на столе-барабане, на нем выложены разные перелетные птицы, дети по желанию вращают круг барабана и угадывают название птицы, на которую укажет стрелка).

Хозяйка:

Эй, вы птицы разные: грачи, дятлы, синицы да скворцы. Расскажите нам о вашей встрече.

Сценка «Встреча птиц»

Скворец:

Здравствуй, птичка-невеличка, Здравствуй, добрая синичка!

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель, Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите, птицы, Где вы побывали? Расскажите, птицы, что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах — жаркое лето ни зимы, ни снега там нету.

Грач:

Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, под деревьями вьются лианы, там кокосы растут и бананы.

Дятел:

Хорошо ли жили вдалеке от дома? С кем вы там дружили, в странах незнакомых?

Скворец:

Мы скучали по деревне, по скворечне по деревьям, по соседу воробью, по соседскому коту.

Синичка:

Вы б для нас потанцевали, мы вас очень, очень ждали!

Грач:

Чтобы было интересней, мы танцуем с вами вместе.

Подвижная игра «Займи домик»

(обручи – это домики птиц, в каждый домик заселяется, только одна птица,  дети – это птички, они под музыку летают. Когда музыка остановится, птички должны занять место в домике, кому не хватило домика выбывает из игры).

Хозяйка:

День Жаворонка - это переломный момент: весна вступает в свои права. Крестьяне просили хорошей погоды, большого урожая. Пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

Дети выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так, как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц, испеченных жаворонков так же насаживали на шесты и бежали с ними в поле. И кричали заклички, призывали весну и просили хорошего урожая.

Ведущий:

Мы тоже хотим, чтоб быстрее пришла весна, принесла тепло, здоровье и хороший урожай.

Дети хором кричат заклички.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое, лето красное

Хлеба дорого. С сохой бороной

И с кобылой вороной.

Жаворонки, жавороночки

Летите из-за моря

Принесите здоровья,

Кому крошку, кому- ложку,

А мне целую лепешку.

Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонки, жавороночки!

Скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Хозяйка:

После закличек, дети булочки съедали, а голову от жаворонка отдавали маме. И говорили слова «Как жаворонок высоко в небе летает, так и лен пусть высокий уродится».

Был еще обычай, когда босоногие ребятишки рано утром выбегали с жаворонками, кричали заклички и играли в игры: мальчики перекидывали 40 щепок через крыши, а девочки завязывали 40 узелков.

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье!

Игра «Завяжи узелок».

(дети делятся на две команды и завязывают узелки).

Хозяйка:

Жаворонков не только пекли из теста, но и мастерили из лоскутков ткани, из бумаги).

Вот посмотрите, какие жаворонки есть у меня в корзинке.

Подходите все сюда,

Собирайтесь детвора!

Веселиться будем вместе,

Так нам будет интересней!

Игра «Жаворонок».

Выбирают водящего по считалке:

«Тили-тили - птички летели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьёт, тому водить»

Дети встают в круг, ребенок «Жаворонок» ходит за кругом с колокольчиком и все вместе проговаривают:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Жаворонок кладет колокольчик за ребенком.

Произносят слова: Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!». Жаворонок и ребенок бегут в противоположном направлении. Кто первый возьмет в руки колокольчик, тот и становится Жаворонком.

Воспитатель: Колокольчик, колокольчик

Как же звонко он поёт,

Просит нас он разделиться

В две команды побыстрей.

Эстафета «Жаворонок лети».

Надо добежать до дерева с жаворонком в руках и быстро вернуться, передать его следующему члену команды.

Воспитатель: Ребята вспомните потешку про грачей:

Ой, качи -  качи -  качи

Глянь - баранки, калачи

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи-

В пылу с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бара-а- ночки!

Эстафета «Грачи» (на подносе бумажные муляжи калачей и баранок, игрокам надо взять калач и принести в команду.)

Хозяйка:

Хорошо вы все играли и меня развлекали. За ваше доброе, веселое     настроение, научу вас лепить жаворонков из теста.

Хозяйка, воспитатель и дети по подгруппам мастерят жаворонков.

Ведущий: Предлагаю сделать коллективную фотографию на память с жаворонками и скворечниками для птиц.

+❤ В Мои закладки

Дипломы и свидетельства для педагогов, воспитателей, детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....