Проектная технология: "Русская народная игрушка"
проект (младшая группа)

Михайлова Галина Александровна

      Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_publikatsiyu_proekt_narodnaya_igrushka.docx520.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – школа «Планета детства» - дошкольное отделение по адресу с. Спас-Заулок,                    

  ул. Центральная, д. 20

Реализация проектной технологии

«Русская народная игрушка»

Разработала и реализовала: воспитатель

 высшей квалификационной категории

Михайлова Г.А.

2023 – 2024 учебный год

Содержание

  1. Актуальность проекта
  2. Тип проекта
  3. Состав участников проекта
  4. Срок реализации проекта
  5. Продолжительность проекта
  6. Цель и задачи по проекту
  7. Психолого-педагогическое сопровождение
  8. Интеграция по проекту
  9. Описание продукта, полученного в результате проекта
  10. Форма проведения презентации проекта
  11. Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
  12. Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта
  13. Ожидаемый результат
  14. Из опыта работы воспитателя по реализации данного проекта (диагностика, выводы, фотоматериал)

Приложение к проекту

- Рисунки  

- Игры

- Итоговое занятие «В гостях у матрешки»

- Свидетельство о публикации проекта

-  Фотоотчет для родителей

Актуальность

 «Русская народная игрушка — это такая прелесть,

                                                                                   такое глубокое понимание красоты и такая                                                                                                                                                                                                                             забавная изобретательность, что лучше этого не    

                                  найти нигде».

А. Бенуа

      Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста. Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве.  Игрушка неизменный спутник каждого ребенка с первый дней жизни. Игрушки являются первыми средствами воспитания, давали первый толчок к формированию характера, складу ума и т.д. именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка. Предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить ребенка с народной игрушкой.

Тип проекта: нравственно – патриотическое воспитание

Состав участников:  - воспитатель Михайлова Г.А.

                                      - обучающиеся дошкольной группы

                                     (возраст воспитанников от 2,6  до 3,6 лет)

                                     - педагог – психолог

                                     - музыкальный руководитель

                                      - родители воспитанников группы

Срок реализации – в течении  1 месяца(с 06.02.2024г. по 06.03.2024г.)

Продолжительность проекта – краткосрочный

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с видами народной игрушки.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о видах русской народной игрушки.

Развивающие:

  • Развить познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  • Сформировать у детей эмоционально-чувственное, осознанное восприятие образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки). 
  • Развивать творческие и познавательные способности детей путем совместной работы ДОУ и родителей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушке, к труду народных мастеров.

Для педагогов

  1. Повысить профессионализм педагога.
  2. Внедрить новые методы в работе с детьми и родителями.

Для родителей

  1. Сплотить детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
  2. Сформировать у родителей желание участвовать в реализации проектной деятельности.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение:
  • Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
  • Помощь (содействие ребенку)  в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

Интеграция  по проекту

                                                     

Описание продукта, полученного в результате проекта:

Оформление выставки рисунков родителей  на тему:

«Русская народная игрушка - Матрешка»

Форма проведения презентации проекта:

- отчет на печасе в апреле  2024г.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Подборка тематических картинок, плакатов, методической литературы
  • Подборка загадок и стихотворений

Поэтапная совместная деятельность в ходе реализации проекта

Этапы

Деятельность педагогов

Деятельность детей

1 этап

подготовительный

  • Подбор литературы по теме: «Русская народная игрушка»
  • Начальная диагностика  обучающихся по теме проекта.
  • Знакомство родителей с проектом

         «Русская народная игрушка».

  • Подборка художественной литературы, стихотворений, загадок,  игр, иллюстративный материал по теме проекта.
  • Подбор методической литературы.
  • Подготовка атрибутов для игр и бесед, праздников.
  • Участие в подборе и оформлении необходимых атрибутов, выставок  для реализации проекта.

2 этап

целеполагание

  • Педагог формирует проблему: «Что такое русская народная игрушка, и из чего она сделана?»
  • Беседа: «Виды русской народной игрушки»

Вводит детей в проблему:

« В какие игрушки играли в старину и из чего они были сделаны?»

  • Дети активно участвуют в беседе и отвечают на вопросы.

3 этап

исполнение

  • Рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию.
  • Рассматривание Дымковской барышни
  • Экскурсия в этнографический музей «Русская изба»
  • Загадки
  • Дидактические игры: «Собири матрешку», «Подбери матрешке сарафан», «Расставь по величине»
  • Домик для матрешек(конструирование)
  • Пальчикова гимнастика: «Мы веселые матрешки»
  • Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Восемь кукол деревянных

  •  Ищут решение задачи с помощью педагога:

 - участвуют в играх, беседах, отгадывают загадки

 -  родители активно принимают участие в конкурсе рисунков

- дети участвуют в малоподвижных играх

4 этап

заключительный

  • Оформление выставки рисунков для родителей.
  • Музыкальный праздник «В гостях у матрешки»
  • Презентация проекта на педчасе в апреле 2024 г.
  • Публикация проекта на сайте.
  • Активно участвуют в образовательной деятельности.
  • Делятся своими знаниями с родителями и другими детьми.

5 этап

рефлексия

  • Анализ реализованного проекта: работа над ошибками; перспектива на будущее.
  • Выводы  по диагностике на конец проекта.

Использование полученных знаний в своей жизни.

Работа на перспективу

Мастер класс для родителей «

Активное участие  родителей

Диагностика

(возраст воспитанников от 2 л.6 мес. до 3 л.6 мес.)

по проекту «Русская народная игрушка»

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Умение отгадывать загадки

Показывать русские народные игрушки (матрешка, свистулька, дымковская барыщня, богородские - курочки, кузнецы)

Умение расставлять матрешек по росту

Умение играть в дидактические игры («Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафан»

Умение бережно относится к игрушкам в игре

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Условные обозначения:

1 – не сформирован;

2 – находится на стадии формирования;

3 -  сформирован

Вывод по окончанию проекта

Данный проект был реализован в МОУ – школа «Планета детства» дошкольное отделение»  с февраля по март 2024 года с детьми  дошкольной группы № 3 (возраст воспитанников 2,6 до 3,6 лет).

В проекте приняли участие  14  обучающихся,  воспитатель группы,  педагог – психолог, музыкальный руководитель, 5 родителей.

На  начало реализации проекта анализ педагогической диагностики показал следующие результаты:

  • полученные знания сформированы у 5% ( 1 обучающийся);
  • полученные знания на стадии формирования и требуют закрепления у 69% (9 обучающихся);
  • показатель не сформированности - 26%  ( 5 обучающийся).

На конец проекта анализ педагогической диагностики показал следующие результаты:

  • показатель  сформированности увеличился до 51% (10 обучающихся);
  • показатель на стадии формирования понизился  до 19 % (4 обучающихся);
  • показатель не сформированности - 0%.

Итог: воспитанники группы и их родители приняли активное участие, были заинтересованы данной темой. Проект удался.

Выставка рисунков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Народная игрушка"

Проектная работа с интеграцией областей...

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Проектная деятельность "Народная игрушка"

Проект предназначен для детей средней группы. Направлен на познавательно-творческую деятельность....

Знакомство детей младшей группы детского сада с народной игрушкой через проектную деятельность

В статье  представлен  опыт проектной деятельности по познавательному развитию через проектную деятельность в младшей группе детского сада....

Проектная деятельность «Народная игрушка»

Проектная деятельность«Народная игрушка»...

Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».

Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...

Проектная деятельность:"Народная игрушка "

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. ...