Инновационные формы работы с родителями
консультация

Шолмова Нина Александровна

Инновационные формы работы с родителями

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ОУ. Мы - педагоги понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС, на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ОУ.

Перед нами стоит задача: как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества. Порой сложности в общении между семьей и ОУ возникают у нас, когда не совпадают взаимные ожидания или родители проявляют недоверие к воспитателям. Современные инновационные формы обязательно должны решать такие актуальные задачи как:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

По нашим наблюдениям, современные родители стали все больше прислушиваться к воспитателям, специалистам, учитывая их мнение; проявлять интерес к содержанию образовательного процесса, к вопросам детской психологии. А это значит, они хотят знать все о своем ребенке. Это побуждает нас наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные формы сотрудничества с родителями.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

Поэтому набирая группу малышей, я сразу продумываю работу с родителями, используя инновационные методы по четырем направлениям:

информационно-аналитическое

- познавательное

- наглядно - информационное

- досуговое

Коротко о каждом направлении:

1. Работу с родителями начинаем с анкетирования и составления социального паспорта, через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение годаопыт каких семей пригодится. Опыт подсказал, что ключевая форма работы с семьёй - индивидуальная. Беседуя с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказывая, о том, как малыш провёл день в саду. Такие беседы – первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогами и родителями.

Невозможно представить детскую группу без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное стараемся делать содержание родительского уголка кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, а нам наполнить уголок самой свежей и полезной информацией.

2. Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. В этом учебном году провели собрания по темам«Игра- школа нравственного воспитания»«Каждый маленький ребёнок должен знать с пелёнок»«Компьютер в жизни ребёнка», на конец года запланировано собрание по теме «Наши успехи и достижения». Создаем в группе уют и теплоту. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное и познавательное. С интересом относятся родители к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родительские собрания сближают нас и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами и грамотами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

3. Активно ведём просветительно-консультативную работу. Предлагается она через родительские уголки, где помещаются консультации. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами, психологом и логопедом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей были подготовлены консультации старшей медсестрой, инструктором по физической культуре и плаванию. В приемной оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информациюВ этом году были предложены консультации«Осторожно - грипп»«Витамины – наши лучшие друзья»«Закаливание в домашних условиях». В уголках имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты.

Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Мы стремимся дать родителям квалифицированный совет, научить, подсказать. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, и тем самым побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

4. Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе мы часто обращаем внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесс, а познания мира. Поэтому мы стремимся пояснить значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

5. Мы активно привлекаем родителей к участию в, уже ставшей традиционной, октябрьской конференции. Мы рады за желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения конференции, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

6. Согласно принятым ФГОС, родители имеют полное право участвовать в образовательном процессе детей и нам это очень нравиться, мы стали их активно привлекать в различные виды детской деятельности: сказочные персонажи на познавательной деятельности (мама Катюши Н. - красавица осень, брат Марка – зайчишка, тётя Ромы – доктор Айболит, на занятии по физической культуре папа Лёни провёл разминку, и детям и взрослым от этой совместной деятельности только польза, дети и родители друг в друге видят равноправных партнеров.

7. Очень интересно происходит в нашем учреждении «День открытых дверей» (2 раза в год). В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, наблюдать за приёмом пищи, активном пробуждении после дневного сна, поиграть с детьми т. д. Традиционно во второй половине дня проводится «Ярмарка», где предлагают купить гостям нашего учреждения кондитерские изделия, изготовленные родителями совместно с детьми, детям доставляет огромное удовольствие сначала готовить печенье, тортики, лединцы на домашней кухне, а затем самостоятельно продавать. Так же предоставляется возможность посетить выставку народно – прикладного творчества, где выставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, поделки из природного и бросового материала, предметы вышивки и вязания)

8. Не обходимся мы без помощи родителей в подготовке детских праздников, досугов и развлечений (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т. д.). Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями, их готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители («Папа, мама, я – спортивная семья»«Весёлые старты»«День рождения»«Умники и умницы»«КВН» и др.). Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

9. Неоценимую помощь в работе нам оказывает родительский комитет. Как и в каждой группе, у нас есть свой родительский комитет, состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности: контроль за качеством питания в ОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ОУ. Совместно с комитетом сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, развлечения и многое другое, для чего собираемся в группе. Есть в нашей группе и фотокорреспондент из родительского комитета, Савкевич Екатерина. Они делают фотографии наших экскурсий, праздников, спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды, альбомы. О жизни нашей группы и ОУ можно узнать из статей, опубликованных в СМИ.

10. На протяжении трёх лет в нашем учреждении существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Совместные работы детей и родителей оформленные в рамках и украшают наши фойе (темы выставок «Наш любимый город Байкальск»«Золотая осень», «Чудесница зима, «Отдых на Байкале», “Волшебное дерево сказок” и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (нарисовать рисунок, сделать аппликацию, вышить нитками)Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.

11. Не остаётся в стороне и театрализованная деятельность. На родительских собраниях дети показывают сказки, читают стишки для своих любимых мам и пап. Весной прошлого года родители наших деток показали мини-спектакль «Репка на новый лад», сколько было восторга и радости у ребятишек, все остались довольны и громко аппладировали наши гости, дети из других групп. Многие родители после спектакля, признались, что они и сами не знали настоль они талантливы.

12. Проблемой в нашей группе остается предметно - развивающая среда в соответствии с ФГОС и здесь опять нам помогают родители. Мы с детьми участвовали в конкурсе проектов «Осторожно - дорога»родители изготовили необходимые нам атрибуты («зебру», дорожные знаки, светофор, фуражки, постелили в групповую комнату половое покрытие с рисунком проезжей части, дорожных знаков, домов. Наши старания не прошли даром, мы заняли второе место по нашему учреждению и были отмечены грамотой.

13. Совместно с родителями было пересмотрено оформление и оснащение нашей группы, были приобретены переносные модули«Магазин»«Супермаркет»«Автозаправка». Наши родители с большим удовольствием активно принимают участие в облагораживании территории ОУ. весной принесли рассаду цветов для наших клумб и всё лето и осень мы любовались с детьми красивыми цветами, в зимние каникулы помогли в косметическом ремонте группы и пособий для детей.

14. С большим удовольствием родители принимают участие в сопровождении детей на экскурсии, целевые прогулки: на берег Байкала, речку Солзан. Со старшего возраста участвуем в традиционном осеннем тур. слёте, совместно с нашими школьниками.

15. Основная цель таких мероприятий укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих экскурсий и походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае, о Байкале. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детейРодители уверены в том, что ОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...