План по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Комарова Светлана Евгеньевна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx492.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Савинская средняя школа» структурное подразделение дошкольного образования «Детский сад «Солнышко»


План по самообразованию

«Формирование основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:    

Комарова Светлана Евгеньевна

п.Савинский

2023г.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как чесного способа их зарабатывать;
  • сформировать у детей первоначальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сбрегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить;
  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансо-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появлять карманные (личные) деньги;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Срок работы над темой самообразования: 01.09.2023г. - 31.05.2025г.

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Для изучения темы самообразования взята программа Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской «Азы финансовой культуры для дошкольников», которая состоит из семи тем.

В старшей группе дошкольники знакомятся с первыми четырьмя темами:

  1. Без труда нет жизни на земле.
  2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
  3. Покупаем, продаем и обмениваем.
  4. Тратим разумно, сберегаем и и экономим.

В подготовительной группе повторяется и закрепляется информация по первым четырем темам и рассматриваются оставшиеся три темы:

  1. Учимся занимать и отдавать долги.
  2. Учимся планировать.
  3. Богатство и бедность.

Формы работы с детьми:

  • Игровые (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры, игровые приёмы и упражнения, интереактивные театральные мини – постановки).
  • Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение).
  • Наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов, плакатов, картин, иллюстраций и др.)
  • Практические (исследование, экспериментирование и др.)

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей.
  • Консультации.
  • Оформление наглядной информации (тематические стенды, папки-передвижки).
  • Выставки.
  • Викторины и конкурсы.
  • Проекты.
  • Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат для воспитанников.

Дошкольник сможет:

  • Разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий.
  • Чётко осозновать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела.
  • Знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
  • Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать.
  • Освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относится к ним.
  • Научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно.
  • Заложить нравственно – этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Родители:

Повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

План работы

Месяц

Мероприятие

 с родителями

Мероприятие

 с детьми

Тема 1. Без труда нет жизни на земле.

Сентябрь

- Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

- Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота».

- Занятие 1. «Труд – основа жизни». Цель: объяснить дошкольнику, что такое труд и почему он необходим каждому человеку (2, стр.9).

- Чтение-обсуждение (5, с. 5-17 на выбор)

- Игровое занятие – соревнование «Мои домашние обязанности»

(3, стр. 5)

- Занятие 3. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Цель: объяснить дошкольнику, что существуют различные профессии, работая по которым человек создает различные продукты труда.

(2, стр.11)

- Чтение-обсуждение (5, с. 28-31 на выбор)

Октябрь

- Деловая игра «По дорогам финансовой грамотности».

- Папка – передвижка «Финансовая грамотность дошкольника».

- Занятие 2. «Работать и зарабатывать». Цель: объяснить дошкольнику, что такое трудиться, работать и зарабатывать. (2, стр. 10)

- Игровое занятие – обсуждение «Вот так заработли!». (3, стр. 5)

- Чтение-обсуждение (5, с. 17-22 на выбор)

- Игра – спектакль «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар». (3, стр. 7)

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

Ноябрь

- Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет».

-Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, 

информирование через мессендежеры.

- Занятие 6. «Как придумали деньги». Цель: дать детям наиболее реалистичное представление о деньгах, научить понимать назначение денег.

(2, стр. 15)

- Посмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Что такое деньги?»

- Занятие 7. «Какие бывают деньги». Цель: продолжить формирование у детей прелствления о деньгах с точки зрения их внешнего вида, свойств и качеств, закрепить понятия монета, купюра, рубли. (2, стр. 17)

- Сюжетно - ролевая игра «Магазин».

Декабрь

- Памятка «Советы родителям по экономическому воспитанию».

-Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?».

- Занятие 8. «Как деньги попадают к нам в дом». Цель: упрочить взаимосвязь денег с трудом самых близких людей (мам, пап, бабушек, дедушек). (2, с. 19)

- Игровое занятие – обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь». (3, с. 11)

- ЧХЛ: К. Чуковского «Муха-цокотуха»

Январь

- Брошюра «Учите видеть связь между трудом и деньгами».

- Привлечение родителей к изготовлению банкомата для сюжетно-ролевой игры.

- Занятие 9. «Где живут деньги». Цель: приучать ребенка к  аккуратному (бережному обращению) с деньгами.

(2, с. 20)

- Игра – спектакль «Денежкин домик». (3, с.12)

- Чтение Л.Стахович «Где живут денежки» (5, с. 34)

- Чтение Л. Ястребова «Хранители бюджета» (5, с. 35)

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Февраль

Наглядная рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар».

 - Папка – передвижка «Как научить детей общаться с деньгами».

- Занятие 11. «Потребности и желания». Цель: объяснить дошкольникам понятия потребности и желания. (2, с.23)

- Ролевая игра – обсуждение «Выбираем самое важное».

(3, с.15)

- Занятие 13. «Где покупают и продают разные товары». Цель: объяснить дошкольникам, где можно приобрести различные товары и услуги.

(2, с. 25)

- Игра «Где что купить?» (3, с.16)

- Чтение Л.Стахович «Про капризного Артёма» (5, с. 36)

Март

- Фотовыставка «Поход в магазин».

- Встреча с представителем Сбербанка - Кудиновой А.Н.

- Занятие 14. «Наша мастерская» Цель: осздать условия для творческих способностей детей. (2, с.26)

- Игра «Сколько это стоит?».

(3, с.19)

- Занятие 16. «Выгодно-невыгодно». Цель: сформировать понятие выгодно, невыгодно.(2, с.27)

- Игра «Дорого-дёшево, выгодно-невыгодно». (3, с.20)

- ЧХЛ: С.Михалков «Как старик корову продавал» (5, с. 41)

- ЧХЛ: В.Сутеев «Это что за птица?» (5, с.39)

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и и экономим

Апрель

- Родительский час «Что такое семейный бюджет?»

- Памятка «Учите ребенка считать деньги».

- Занятие 18. «Тратим разумно, экономим».Цель: формировать у дошкольников понимание, что деньги нужно тратить разумно. (2, с.31)

- Игра «Деньги получили – ерунды накупили». (3, с.28)

- Посмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Умение экономить»

- Чтение Ирис Ревю «Бережливая птица» (5, с.43)

Май

- Брейн-ринг «Финансы – это интересно и увлекательно!».

- Тест «Насколько ваш ребёнок финансово грамотный»

- Игровое занятие «Копим и сберегаем»

- Мини-спектакль «Мишкина копилка». (6, с.18)

- Посмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Карманные деньги»

- Чтение Леонардо да Винчи «Муравей и пшеничное зерно»

(5, с. 44)

Список литературы

  1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.- 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32с.
  2. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80с.
  3. Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40с.
  4. Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32с.
  5.  Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 64с.
  6. Мини – спектакли: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

КФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизн...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....